Мы много и часто говорим о трёх основных видах функциональной грамотности: читательской, естественно-научной и математической. Но выделяют и другие виды, не менее важные. Чаще всего упоминаются:
- креативное мышление;
- глобальные компетенции;
- финансовая грамотность.
В этой статье мы посмотрим, какие возможности предоставляют электронные образовательные ресурсы (на примере заданий «Облака знаний») для развития креативного мышления.
Что такое креативное мышление и почему важно его развивать
Креативное мышление как отдельный вид функциональной грамотности было введено в международном сравнительном исследовании PISA.
Креативное мышление – это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение 1) инновационных и эффективных решений, и/или; 2) нового знания, и/или; 3) эффектного выражения воображения.
С третьим пунктом этого определения уже хорошо справляется искусственный интеллект. С помощью ИИ люди, далёкие от искусства, могут создать структурированный текст или красочное изображение. А вот первые два пункта нейросетям пока не покорились. Развивая креативность у детей в процессе школьного обучения, мы помогаем им стать более конкурентоспособными в ближайшем будущем.
Техники развития креативного мышления
Существуют различные упражнения и игры, которые можно использовать для развития креативного мышления. Можно любой урок начинать с такой разминки, потратив на неё 5 минут.
- Нестандартное применение. Возьмите обычный предмет (ручка, линейка, тетрадка), предложите детям придумать 10 способов, как можно его использовать в других целях.
- Необычные картинки. Распечатайте картинки с необычным сюжетом и попросите детей придумать для них оригинальные названия.
- Два в одном. Заготовьте карточки с названиями обычных предметов и, выбрав два (зонт + фонарь, ложка + крокодил), попросите детей придумать устройство, обладающее свойствами обоих.
Другие материалы методистов «Облака знаний» по техникам для развития креативного мышления в школе:
- ТРИЗ-педагогика, или Можно ли научить ребёнка нестандартно мыслить.
- Шесть шляп мышления: как применять метод на уроках.
- Метод джигсо: собираем пазлы новой темы и учимся в группах.
Педагогических методик и приёмов, которые можно адаптировать для работы с детьми, существует великое множество. А электронные образовательные ресурсы сделают этот процесс проще и разнообразнее.
Примеры работ для развития креативного мышления в рамках внеурочной деятельности
На развитие функциональной грамотности в основной школе выделяется 1 час в неделю внеурочной деятельности. В тренажёре по функциональной грамотности отдельный урок под названием «Придумываем идеи» посвящён развитию креативного мышления. Он содержит интерактивную презентацию с теоретической информацией и три небольших кластера интерактивных заданий «Конвейер Форда», «Конфеты с джемом» и «Экзопланеты». Задания в этих кластерах не требуют особых предметных знаний и направлены на генерацию неординарных идей.
В любом кластере заданий из тренажёра функциональной грамотности задания открытого типа, которые требуют развёрнутого ответа и предполагают проверку учителем, направлены в том числе и на формирование креативного мышления. В таких заданиях нет подсказок в виде вариантов ответа, из которых можно выбрать более подходящий. Ответ нужно придумать самому, здесь нет неправильных ответов. Такие задания можно выполнять в классе, работая в группах, защищая собственное решение, снабжая его схемами и рисунками. А можно назначить в качестве домашнего задания и получить от учащегося сочинение на указанную тему.
Примеры работ для развития креативного мышления в рамках урочной деятельности
Практически любое задание на выбор верных суждений при обсуждении заданий во фронтальном режиме будет способствовать выработке критического мышления. Критически относиться к высказываемым идеям, аргументированно обосновывать свою точку зрения — это необходимые навыки для оригинально мыслящего человека.
Примеры подобных заданий:
- Обсуждение результатов опыта с семенами в самостоятельной работе по биологии 5 класса «Химический состав клетки»;
- Изучение экспериментов с невесомостью в Бременской башне падения в самостоятельной работе по физике 10 класса «Абсолютная температура. Основное уравнение МКТ».
С помощью заданий на классификацию объектов удобно тренироваться сравнивать различные точки зрения или факторы в защиту той или иной теории. Чтобы выдать новую идею, нужно научиться работать с имеющимися.
Примеры подобных заданий:
- Различные точки зрения на искусство Сальвадора Дали в самостоятельной работе по обществознанию для 8 класса «Культура её многообразие и формы»;
- Противоречия с реальностью планетарной модели атома Резерфорда в самостоятельной работе по физике 11 класса «Модели строения атома».
Также не содержат готового ответа задания, в которых правильный ответ нужно указать на рисунке. Примеры заданий:
- Выбор места расположения будущего торгового центра на карте в самостоятельной работе по географии 10 класса «Географическая культура»;
- Использование нестандартного прибора для решения проблемы с оборудованием в самостоятельной работе по физике 8 класса «Магнитное поле электрического тока. Электромагнит».
Заключение
Педагог может находить возможности для развития креативного мышления школьников в любом виде учебной деятельности. Формирование привычки размышлять, мыслить творчески и принимать осознанные решения — всё это способствует развитию гармоничной личности ребёнка.