Статьи • 24.07.2024
342

Креативное мышление как вид функциональной грамотности

Мы много и часто говорим о трёх основных видах функциональной грамотности: читательской, естественно-научной и математической. Но выделяют и другие виды, не менее важные. Чаще всего упоминаются:

  • креативное мышление;
  • глобальные компетенции;
  • финансовая грамотность.

В этой статье мы посмотрим, какие возможности предоставляют электронные образовательные ресурсы (на примере заданий «Облака знаний») для развития креативного мышления. 

Что такое креативное мышление и почему важно его развивать

Креативное мышление как отдельный вид функциональной грамотности было введено в международном сравнительном исследовании PISA.

Креативное мышление – это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение 1) инновационных и эффективных решений, и/или; 2) нового знания, и/или; 3) эффектного выражения воображения.

С третьим пунктом этого определения уже хорошо справляется искусственный интеллект. С помощью ИИ люди, далёкие от искусства, могут создать структурированный текст или красочное изображение. А вот первые два пункта нейросетям пока не покорились. Развивая креативность у детей в процессе школьного обучения, мы помогаем им стать более конкурентоспособными в ближайшем будущем.

Техники развития креативного мышления

Существуют различные упражнения и игры, которые можно использовать для развития креативного мышления. Можно любой урок начинать с такой разминки, потратив на неё 5 минут.

  • Нестандартное применение. Возьмите обычный предмет (ручка, линейка, тетрадка), предложите детям придумать 10 способов, как можно его использовать в других целях.
  • Необычные картинки. Распечатайте картинки с необычным сюжетом и попросите детей придумать для них оригинальные названия.
  • Два в одном. Заготовьте карточки с названиями обычных предметов и, выбрав два (зонт + фонарь, ложка + крокодил), попросите детей придумать устройство, обладающее свойствами обоих.

Другие материалы методистов «Облака знаний» по техникам для развития креативного мышления в школе:

Педагогических методик и приёмов, которые можно адаптировать для работы с детьми, существует великое множество. А электронные образовательные ресурсы сделают этот процесс проще и разнообразнее.

Примеры работ для развития креативного мышления в рамках внеурочной деятельности

На развитие функциональной грамотности в основной школе выделяется 1 час в неделю внеурочной деятельности. В тренажёре по функциональной грамотности отдельный урок под названием «Придумываем идеи» посвящён развитию креативного мышления. Он содержит интерактивную презентацию с теоретической информацией и три небольших кластера интерактивных заданий «Конвейер Форда», «Конфеты с джемом» и «Экзопланеты». Задания в этих кластерах не требуют особых предметных знаний и направлены на генерацию неординарных идей.

Сцена из модуля «Экзопланеты»

Сцена из модуля «Экзопланеты»

В любом кластере заданий из тренажёра функциональной грамотности задания открытого типа, которые требуют развёрнутого ответа и предполагают проверку учителем, направлены в том числе и на формирование креативного мышления. В таких заданиях нет подсказок в виде вариантов ответа, из которых можно выбрать более подходящий. Ответ нужно придумать самому, здесь нет неправильных ответов. Такие задания можно выполнять в классе, работая в группах, защищая собственное решение, снабжая его схемами и рисунками. А можно назначить в качестве домашнего задания и получить от учащегося сочинение на указанную тему.

Примеры работ для развития креативного мышления в рамках урочной деятельности

Практически любое задание на выбор верных суждений при обсуждении заданий во фронтальном режиме будет способствовать выработке критического мышления. Критически относиться к высказываемым идеям, аргументированно обосновывать свою точку зрения — это необходимые навыки для оригинально мыслящего человека. 

Примеры подобных заданий:

С помощью заданий на классификацию объектов удобно тренироваться сравнивать различные точки зрения или факторы в защиту той или иной теории. Чтобы выдать новую идею, нужно научиться работать с имеющимися. 

Примеры подобных заданий:

  • Различные точки зрения на искусство Сальвадора Дали в самостоятельной работе по обществознанию для 8 класса «Культура её многообразие и формы»;
  • Противоречия с реальностью планетарной модели атома Резерфорда в самостоятельной работе по физике 11 класса «Модели строения атома».

Также не содержат готового ответа задания, в которых правильный ответ нужно указать на рисунке. Примеры заданий:

Заключение

Педагог может находить возможности для развития креативного мышления школьников в любом виде учебной деятельности. Формирование привычки размышлять, мыслить творчески и принимать осознанные решения — всё это способствует развитию гармоничной личности ребёнка.

Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»