Статьи • 27.07.2023
2827

Шесть шляп мышления: как применять метод на уроках

Развивать мышление детей не менее важно, чем давать им новые знания. Ребёнку с развитыми мыслительными способностями легче решать не только школьные, но и «жизненные» задачи. В статье рассказываем о методе шести шляп, который учит наводить порядок в голове, смотреть на ситуацию с разных углов и находить оптимальное решение той или иной проблемы.

Что такое шесть шляп мышления

Шесть шляп мышления – это система организации мыслей, разработанная британским психологом Эдвардом де Боно. Она описывает инструменты, помогающие структурировать как индивидуальную, так и коллективную умственную деятельность с использованием шести цветных шляп. Эдвард де Боно предложил этот метод, чтобы помочь людям преодолеть беспорядочное, стихийное течение мыслей, научиться оценивать ситуацию с разных сторон и выбирать оптимальный подход к проблеме. Техника с успехом применяется для решения как бизнес-задач, так и других задач в любой области, связанной с интеллектуальным трудом.

Метод шести шляп прекрасно адаптируется для групповой работы в школе, при этом предмет может быть как гуманитарного, так и естественно-научного направления. Особенно органично «шляпы» интегрируются в уроки литературы и искусства, а также отлично подходят для организации проектных работ.

В чём суть метода

Де Боно разделяет мышление на шесть режимов. Причём выбор направления мыслей должен совершаться человеком осознанно в зависимости от конкретной ситуации. Каждый вид мышления выделяет те или иные стороны рассматриваемого вопроса и соответствует определённому цвету шляпы.

Синяя шляпа – управление. В этой шляпе участники выстраивают ход работы: ставят цель и задачи, обговаривают стратегии обсуждения в начале процесса, а также завершают работу, подводя итоги и делая выводы. В течение всей дискуссии один участник может оставаться в синей шляпе, координируя работу группы. Также в синей шляпе может быть и учитель.

Белая шляпа – информация и факты. В белой шляпе участники собирают известные факты и информацию, детали о предмете. Как правило, белую шляпу надевают сразу после обсуждения организационных вопросов. Информация, собранная в этой шляпе, может оказаться самой важной в предметах естественно-научного направления.

Красная шляпа – интуиция и чувства. Участники высказывают свои и потенциально возможные интуитивные реакции, эмоциональные переживания. К зоне ответственности участников в этой шляпе также относятся отсев идей и эстетическая оценка рассматриваемого вопроса.

Чёрная шляпа – критическое суждение. Участники выявляют возможные препятствия, риски, опасности, проблемы и несовпадения.

Жёлтая шляпа – оптимистичность. Участники определяют положительные стороны, преимущества темы, позитивные ожидания. Этот режим мышления противоположен чёрной шляпе и направлен на поиск аргументов в пользу чего-либо.

Зелёная шляпа – креативность. Участники ищут творческие идеи и необычные решения. Зелёную шляпу эффективно использовать после чёрной для решения проблем и устранения препятствий.

Варианты применения метода на уроках

Шляпы могут примерять на себя все ученики класса и высказываться в разных режимах. Также можно заранее разделить класс на малые группы и присвоить каждой определённый цвет шляпы. Малые группы, предварительно обсудив предмет в своём режиме, выступают перед классом. В конце урока при обсуждении выводов и итогов принимает участие весь класс в режиме синей шляпы.

В зависимости от обсуждаемого вопроса порядок использования шляп может отличаться, а общее количество и вовсе сокращаться. Однако наличие синей шляпы в конце и начале занятия обязательно. 

Как это выглядит на практике

На уроках литературы шляпами можно воспользоваться для обсуждения художественного произведения, автора или литературного героя. 

На уроке искусства метод хорош для анализа творчества художников и музыкантов или групповых проектов школьников. 

На уроках физики, химии, биологии техника может быть задействована в ходе знакомства с  научными открытиями учёных, удостоенных Нобелевской премии; теориями; в процессе групповых исследовательских работ.

Приведём также конкретный пример использования метода шести шляп на уроке-конференции по астрономии «Одиноки ли мы во Вселенной?» 

В белой шляпе ученики выяснили, что количество цивилизаций в нашей галактике по формуле Дрейка составляет 100 000, обсудили методы обнаружения внеземного разума. Ребята в чёрной шляпе  вспомнили фильмы про вторжения инопланетян, высказали критику неопознанных летающих объектов, а также подчеркнули отсутствие чётких определений жизни и разума. Участники в красной шляпе затронули экзистенциальные вопросы о вероятности существования внеземных цивилизаций и о том, что человечество может быть не единственной разумной цивилизацией. Дети в жёлтой шляпе поделились идеями о перспективах освоения технологий более развитых цивилизаций, в зелёной – о потенциальных возможностях сотрудничества с другими цивилизациями. Выводы учеников в синей шляпе были разными, однако всем было интересно всерьёз поговорить о внеземном разуме. 

К сожалению, со следующего учебного года астрономия будет изучаться в рамках физики и этой темы уже не будет в программе. Однако такой урок подойдёт для классного часа или элективного курса.

Метод шести шляп мышления: примеры вопросов для обсуждения групповой проектной работы

Метод шести шляп мышления: примеры вопросов для обсуждения групповой проектной работы

Какие проблемы могут встречаться 

Наиболее часто встречающаяся проблема при использовании метода на уроках – путаница в ролях. Ученики в чёрной шляпе могут тут же начать предлагать решения проблем, не дождавшись смены шляпы на зелёную. В средних классах некоторые учащиеся могут недопонимать роли разных шляп. Поэтому при работе с ними учителю требуется предварительная подготовка для эффективной работы. В старших классах, как правило, можно провести урок без подготовки.

Итоги

Шесть шляп мышления – эффективный метод управления вниманием. Уроки на основе «шляп» создают развивающие ситуации, помогают ученикам вжиться в новую роль, побыть в несвойственном образе, тем самым способствуя разностороннему развитию мышления. 

Материал подготовлен при помощи эксперта – методиста «Облака знаний» Гулиры Тулегановой.

Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»