Существует огромное количество языков программирования. Каждый из них имеет свою область применения. Выбрать язык программирования для обучения – отдельная задача. Младшему школьнику будет трудно и неинтересно изучать сразу настоящий язык программирования. Зато ему прекрасно подойдут учебные языки и учебные среды – простые в освоении, но хорошо формирующие алгоритмическое мышление. О том, какие есть приложения для создания программ и игр и чем они могут быть полезны ученику и учителю – читайте в нашей статье.
Задания ЕГЭ по информатике выполняются на одном из следующих языков программирования: С++, Java, C#, Pascal, Python и школьном алгоритмическом языке. Все эти языки программирования (за исключением школьного алгоритмического) созданы на базе английского языка. Изучая их, учащиеся выполняют два дела одновременно – укрепляют свои знания иностранного и учатся программировать. Часть детей такая многозадачность может отталкивать от изучения информатики, особенно на начальном этапе. Поэтому, прежде чем перейти к серьёзному языку программирования, нужно провести с детьми предварительную подготовку, познакомить с основами программирования без привязки к английскому языку. Предлагаем обратить внимание на три бесплатных ресурса, которые не требуют знаний английского и хороши на первых порах.
1. Пиктомир: больше, чем игра
ПиктоМир – это свободно распространяемая программная система, которую можно запустить прямо в браузере, скачать на телефон или установить на компьютер. Она содержит множество последовательных уровней. Ребёнок может управлять роботами с разными умениями: один ремонтирует покрытие космодрома, другой двигает бочки с топливом, третий зажигает фонари.
В ПиктоМире ребёнок может управлять роботами с разными умениями: один ремонтирует покрытие космодрома, другой двигает бочки с топливом, третий зажигает фонари
ПиктоМир не просто игра. Программа разработана в Научно-исследовательском институте системных исследований Российской академии наук и представляет собой полноценную учебную среду для изучения азов программирования.
Школьник может:
- Познакомиться с основами составления алгоритмов.
- Развивать алгоритмическое и логическое мышление.
- Заниматься без взрослого благодаря интуитивно понятному интерфейсу.
Учитель может:
- В первые годы обучения информатике выдавать детям в качестве домашнего задания.
- Использовать на дополнительных занятиях с одарёнными школьниками или при подготовке к олимпиадам.
- Проводить занятия по внеурочной деятельности для дошкольников или младших школьников. На сайте ПиктоМира есть методические рекомендации для такого использования.
2. Scratch: первые шаги в программировании
Scratch – это среда для обучения детей программированию, разработанная в Массачусетском технологическом институте. Она настолько популярна в мире, что переведена на множество языков, в том числе на русский.
Scratch также можно установить на компьютер, пользоваться онлайн-версией на сайте или в виде приложения на телефоне. Писать код программы здесь всё ещё не нужно. Команды реализованы в виде готовых блоков, из которых наподобие конструктора собирается программа. В Scratch уже можно создавать настоящие программы, отлаживать их, находить ошибки в своих алгоритмах. Может применяться и в обучающих, и в развлекательных целях. В сообществе Scratch собрано много проектов, созданных другими детьми, и идей как для школьников и их родителей, так для педагогов.
Школьник может:
- Создавать свои игры, анимации, презентации.
- Изучать и оценивать творения других ребят, находить новые идеи для себя.
- Самостоятельно обучаться работе в Scratch с помощью пошаговых руководств.
Учитель может:
- Разнообразить свои собственные уроки, сделав их более яркими и интерактивными.
- Включать в занятия по внеурочной деятельности для учеников любого возраста. На сайте есть руководства для педагогов по разработке занятий на разные темы.
- Организовать проектную деятельность: ребята могут собираться в команды и создавать игры, викторины, интерактивные плакаты, причём не только для занятий по информатике, но и для других учебных предметов.
3. КуМир: учебный язык программирования с русскоязычными командами
КуМир (Комплект Учебных МИРов) – система программирования, предназначенная для поддержки курса информатики в средней школе. КуМир, как и ПиктоМир, разработан в Научно-исследовательском институте системных исследований по заказу Российской академии наук и распространяется свободно на условиях лицензии GNU 2.0.
В КуМире используется школьный алгоритмический язык с русскоязычными командами. Этот язык наряду с другими языками программирования разрешён для сдачи ЕГЭ по информатике.
Школьник может:
- Программировать, совсем не зная английского языка.
- Выполнять большинство заданий ОГЭ/ЕГЭ и участвовать в олимпиадах начального уровня.
Учитель может:
- Брать программу на вооружение перед обучением серьёзным языкам программирования типа C или Python.
- Обращаться к дополнительной литературе для лучшего ознакомления с возможностями системы: на сайте КуМира имеется много учебников, которые создавались под обучение информатике с использованием этой программы.
Резюме
Для освоения учащимися тематического раздела программы основного общего образования по информатике «Алгоритмы и программирование» на базовом уровне в дополнение к учебнику прекрасно подойдут такие программные системы, как Пиктомир, Scratch, КуМир. Конечно, они не заменят изучения полноценных языков программирования тем ученикам, которые выберут программирование в качестве своей дальнейшей профессиональной деятельности. Но для всех остальных это будет хорошим подспорьем, которое поможет развитию алгоритмического и системного мышления, необходимого не только на уроках информатики, но и в любых сферах жизни.