Статьи • 31.07.2023
507

Обучение программированию с нуля: 3 бесплатных приложения и их возможности

Существует огромное количество языков программирования. Каждый из них имеет свою область применения. Выбрать язык программирования для обучения – отдельная задача. Младшему школьнику будет трудно и неинтересно изучать сразу настоящий язык программирования. Зато ему прекрасно подойдут учебные языки и учебные среды – простые в освоении, но хорошо формирующие алгоритмическое мышление. О том, какие есть приложения для создания программ и игр и чем они могут быть полезны ученику и учителю – читайте в нашей статье.

Задания ЕГЭ по информатике выполняются на одном из следующих языков программирования: С++, Java, C#, Pascal, Python и школьном алгоритмическом языке. Все эти языки программирования (за исключением школьного алгоритмического) созданы на базе английского языка. Изучая их, учащиеся выполняют два дела одновременно – укрепляют свои знания иностранного и учатся программировать. Часть детей такая многозадачность может отталкивать от изучения информатики, особенно на начальном этапе. Поэтому, прежде чем перейти к серьёзному языку программирования, нужно провести с детьми предварительную подготовку, познакомить с основами программирования без привязки к английскому языку. Предлагаем обратить внимание на три бесплатных ресурса, которые не требуют знаний английского и хороши на первых порах.

1. Пиктомир: больше, чем игра

Заставка программы ПиктоМир в мобильном приложении

Заставка программы ПиктоМир в мобильном приложении

ПиктоМир – это свободно распространяемая программная система, которую можно запустить прямо в браузере, скачать на телефон или установить на компьютер. Она содержит множество последовательных уровней. Ребёнок может управлять роботами с разными умениями: один ремонтирует покрытие космодрома, другой двигает бочки с топливом, третий зажигает фонари.

В ПиктоМире ребёнок может управлять роботами с разными умениями: один ремонтирует покрытие космодрома, другой двигает бочки с топливом, третий зажигает фонари

ПиктоМир не просто игра. Программа разработана в Научно-исследовательском институте системных исследований Российской академии наук и представляет собой полноценную учебную среду для изучения азов программирования.

Школьник может: 

  • Познакомиться с основами составления алгоритмов.
  • Развивать алгоритмическое и логическое мышление.
  • Заниматься без взрослого благодаря интуитивно понятному интерфейсу.

Учитель может:

  • В первые годы обучения информатике выдавать детям в качестве домашнего задания.
  • Использовать на дополнительных занятиях с одарёнными школьниками или при подготовке к олимпиадам.
  • Проводить занятия по внеурочной деятельности для дошкольников или младших школьников. На сайте ПиктоМира есть методические рекомендации для такого использования.

2. Scratch: первые шаги в программировании

Scratch – это среда для обучения детей программированию, разработанная в Массачусетском технологическом институте. Она настолько популярна в мире, что переведена на множество языков, в том числе на русский. 

Scratch также можно установить на компьютер, пользоваться онлайн-версией на сайте или в виде приложения на телефоне. Писать код программы здесь всё ещё не нужно. Команды реализованы в виде готовых блоков, из которых наподобие конструктора собирается программа. В Scratch уже можно создавать настоящие программы, отлаживать их, находить ошибки в своих алгоритмах. Может применяться и в обучающих, и в развлекательных целях. В сообществе Scratch собрано много проектов, созданных другими детьми, и идей как для школьников и их родителей, так для педагогов.

Так выглядит программа Scratch в веб-версии

Так выглядит программа Scratch в веб-версии

Школьник может: 

  • Создавать свои игры, анимации, презентации. 
  • Изучать и оценивать творения других ребят, находить новые идеи для себя.
  • Самостоятельно обучаться работе в Scratch с помощью пошаговых руководств.

Учитель может:

  • Разнообразить свои собственные уроки, сделав их более яркими и интерактивными.
  • Включать в занятия по внеурочной деятельности для учеников любого возраста. На сайте есть руководства для педагогов по разработке занятий на разные темы.
  • Организовать проектную деятельность: ребята могут собираться в команды и создавать игры, викторины, интерактивные плакаты, причём не только для занятий по информатике, но и для других учебных предметов.

3. КуМир: учебный язык программирования с русскоязычными командами

КуМир (Комплект Учебных МИРов) – система программирования, предназначенная для поддержки курса информатики в средней школе. КуМир, как и ПиктоМир, разработан в Научно-исследовательском институте системных исследований по заказу Российской академии наук и распространяется свободно на условиях лицензии GNU 2.0.

В КуМире используется школьный алгоритмический язык с русскоязычными командами. Этот язык наряду с другими языками программирования разрешён для сдачи ЕГЭ по информатике.

Внешний вид программы КуМир

Внешний вид программы КуМир

Школьник может: 

  • Программировать, совсем не зная английского языка. 
  • Выполнять большинство заданий ОГЭ/ЕГЭ и участвовать в олимпиадах начального уровня.

Учитель может: 

  • Брать программу на вооружение перед обучением серьёзным языкам программирования типа C или Python.
  • Обращаться к дополнительной литературе для лучшего ознакомления с возможностями системы: на сайте КуМира имеется много учебников, которые создавались под обучение информатике с использованием этой программы.

Резюме

Для освоения учащимися тематического раздела программы основного общего образования по информатике «Алгоритмы и программирование» на базовом уровне в дополнение к учебнику прекрасно подойдут такие программные системы, как Пиктомир, Scratch, КуМир. Конечно, они не заменят изучения полноценных языков программирования тем ученикам, которые выберут программирование в качестве своей дальнейшей профессиональной деятельности. Но для всех остальных это будет хорошим подспорьем, которое поможет развитию алгоритмического и системного мышления, необходимого не только на уроках информатики, но и в любых сферах жизни.

Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»