Рассказываем о педагогической системе, которая учит ориентироваться в окружающем мире, развивает способности анализировать проблему и видеть неординарный способ её решения.
Как появились ТРИЗ и ТРИЗ-педагогика
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) возникла в середине XX века в результате исследований советского учёного Генриха Альтшуллера. Изначально он разрабатывал методику для инженеров, чтобы помочь им решать технические задачи. В результате Альтшуллер выделил около 40 приёмов, лежащих в основе любого изобретения.
Использование тех или иных приёмов при решении инженерных задач учёный смог формализовать с помощью конечного набора алгоритмов деятельности. Следовательно, каждый человек может стать изобретателем, для этого надо освоить алгоритмы решения изобретательских задач (АРИЗ) и основы ТРИЗ.
Спустя всего лишь 30 лет книга Альтшуллера «Третье тысячелетие» стала методологической основой ТРИЗ и широкое применение нашла в преподавании естественных наук. ТРИЗ-педагогика возникла вскоре после известных публикаций Генриха Альтшуллера как ответ на вопрос, как следует обучать изобретательской деятельности.
Особенности ТРИЗ-обучения
ТРИЗ-педагогика имеет мало общего с педагогикой классической и развивающей, т.к. обычно школьнику даются учебные задачи и сам процесс строится на постепенном наращивании сложности задач. Привычное в общеобразовательной практике движение step by step здесь не работает, а предлагаемые задачи далеко не всегда имеют однозначный ответ или не имеют ответ в классическом его понимании. Иными словами, ни школьник, ни учитель не могут заглянуть на последние страницы задачника или учебника и проверить свой ответ.
ТРИЗ-обучение не знает чисто математических задач или задач по химии, физике или биологии. Предлагаемые в ТРИЗ-обучении задачи призваны формировать методологию комплексного подхода к их решению. Данный подход включает обязательный анализ условия задачи, алгоритмизацию поиска решения, анализ и оптимизацию полученного решения по самым различным параметрам.
Удивительно, но ТРИЗ-обучению подвластны люди всех возрастов. Начинать можно с раннего возраста, ведь для выполнения самых простых задач совсем не обязательно читать, писать или знать таблицу умножения. Как включить свет, если не можешь дотянуться до выключателя? Как из кубиков сложить устойчивый высокий домик? Как следует разрезать квадрат, чтобы получилось несколько равных треугольников? Детям очень нравятся такие головоломки, они с удовольствием ищут различные идеи. Ребятам постарше можно ставить задачи, которые предназначены для инженеров, учёных. Занятия можно начинать и в 30-40 лет. Известны примеры, когда крупнейшие высокотехнологичные компании обучали своих дипломированных инженеров методам ТРИЗ, выводя инженерную деятельность на более высокий и эффективный уровень.
Несмотря на очевидные преимущества концепции, ТРИЗ-обучение сопряжено со значительными трудностями. В первую очередь, это подбор и формулировка задач. Каждая задача должна быть оригинальна по своей сути. Задачи не могут повторяться, дублироваться полностью или частично. Наш совет: при обучении ТРИЗ показывайте только методы и приёмы, а дальше пусть ученик мыслит самостоятельно. Ваша миссия – быть рядом с ним, отвечать на возникающие вопросы, а не ставить наводящие. Это поможет ребёнку найти верное решение, тем более что решений может быть несколько.
Полезные материалы
Что ещё можно почитать про ТРИЗ
- Генрих Альтшуллер «Найти идею. Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач» – это книга, в которой ТРИЗ изложена в наиболее полном и завершённом виде; для широкого круга читателей.
- Генрих Альтов «И тут появился изобретатель. Задачи на смекалку и сообразительность» – в книге от простого к сложному даются пути решения изобретательских задач; учитель может использовать задачи на уроках физики или классных часах.
- Анатолий Гин «ТРИЗ-педагогика. Учим креативно мыслить» – книга о том, чему и как нужно учить детей в современном мире, а также о том, как обучать ребёнка, чтобы он был успешен и востребован в будущем; для учителей, родителей и учеников.
- Юрий Тамберг «Как научить ребёнка думать» – цель книги: помочь взрослым воспитать у себя качества творческой личности, а затем (или одновременно) обучить этому своих детей или учеников.
- Анатолий Гин «Сказки-изобреталки от кота Потряскина» – 36 сказок-загадок, которые нужно отгадать, используя предлагаемые подсказки и комментарии; для детей младшего школьного возраста.
Бесплатные онлайн-ресурсы по ТРИЗ-педагогике
- Видеокурс «Точилка для ума» (ввод в основы ТРИЗ для неподготовленных, доступно и очень интересно)
- Видеокурс «Чему и как учить современных детей» (педагогам)
- Видеокурс «Воспитание креативности в семье» (родителям и педагогам)