Статьи • 19.06.2025
8

Как думают изобретатели: простые приемы ТРИЗ для уроков физики и не только

29 июня в России отмечается День изобретателя и рационализатора – праздник тех, кто меняет мир своими идеями. В статье рассказываем о знаменитом инструменте развития творческого мышления –Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). Это не просто методика, а целая система, которая помогает находить нестандартные решения даже в самых сложных ситуациях. В эпоху, когда искусственный интеллект осваивает рутинные задачи, креативное мышление становится ключевым навыком будущего и тем, что отличает человека от машины.

Что такое ТРИЗ?

Если коротко, алгоритм решения задач по ТРИЗ состоит из четырёх шагов:

  1. Проблема

Формулируем задачу и определяем доступные ресурсы (например, знания из физики и биологии), которые могут пригодиться при её решении.

  1. Противоречие

Переформулируем условие задачи так, чтобы в нем явно было видно противоречие, которое нужно разрешить. Противоречие состоит в том, что система должна обладать свойством А, чтобы выполнить определенную функцию, и одновременно она должна обладать свойством не-А, чтобы выполнить требования задачи.

  1. Инструменты ТРИЗ

Вот только несколько приемов ТРИЗ, которые применяются для решения подобных задач:

    • Сделать наоборот (подвижное сделать неподвижным, большое – маленьким и т.п.).
    • Изменить агрегатное состояние (жидкое сделать твердым, твердое – жидким, жидкое - газообразным).
    • Метод «Матрешка» (вложить один объект в другой).
    • Разделение в пространстве или во времени (сделать так, чтобы объект обладал разными свойствами в разных условиях).
  1. Решение

Решение, которое максимально просто и эффективно устраняет противоречие, и будет идеальным конечным результатом (ИКР).

А теперь рассмотрим конкретные примеры.

Примеры задач, решенных с помощью ТРИЗ

Пример 1. Конфеты с джемом

Постановка задачи. На фабрике делают шоколадные конфеты с джемом, заполняя джемом шоколадные формы через небольшое отверстие. Густой джем плохо проходит через шприц. Горячий джем хорошо проходит, но расплавляет шоколад. Как производить конфеты быстро и качественно?

Противоречие. Джем должен быть горячим (чтобы легко течь), и джем должен быть холодным (чтобы не плавить шоколад).

Возможное решение задачи. Используем приемы Сделать наоборот и Изменить агрегатное состояние. Джем жидкий, а шоколад твердый. Попробуем сделать наоборот: заморозим джем, окунем замороженный джем в расплавленный шоколад и быстро вытащим. Джем не успеет растаять, но покроется шоколадной оболочкой.

Пример 2. Длина ядовитой змеи

Постановка задачи. Нужно измерить длину ядовитой змеи в зоопарке. Прямой контакт со змей опасен, но без него измерения неточны. Как измерить длину змеи?

Противоречие. Змеи кусаются, и змеи не должны кусаться при измерении.

Возможное решение задачи. Применяем метод Матрешка. Помещаем змею в узкую прозрачную трубку с разметкой. Змея проползает по трубке, а ее длину определяем по делениям.

Пример 3. Винт для летающего Карлсона

Задача. На игрушечной фабрике решили производить летающих Карлсонов. Чтобы Карлсон выглядел как в книжке, у него должен быть маленький пропеллер. Но такой пропеллер игрушку не поднимет. Как сделать действительно летающего Карлсона?

Противоречие. Винт должен быть большим (чтобы создавать подъёмную силу), и винт должен быть маленьким (чтобы соответствовать описанию в книжке).

Возможное решение задачи. Используем Принцип разделения во времени. Сделаем лопасти гибкими и свертывающимися. В неработающем состоянии лопасти свернуты и пропеллер маленький. Когда моторчик работает, под действием центробежной силы лопасти разворачиваются и становятся достаточно большими, чтобы поднять игрушку в воздух.

Заключение

ТРИЗ — это не просто теория, а практический инструмент, который учит мыслить нестандартно. Он полезен не только инженерам и изобретателям, но и учителям, школьникам и всем, кто сталкивается с неочевидными задачами.

Хотите глубже изучить ТРИЗ? Вот источники, использованные при написании статьи:

1. Основа основ –  книга «И тут появился изобретатель», написанная Генрихом Альтшуллером под псевдонимом Генрих Альтов. От изобретателя ТРИЗ специально для школьников: содержит более 70 увлекательных задач и остаётся актуальной по сей день.

2. Тренажёр по функциональной грамотности от «Облака знаний». Цифровая работа "Придумываем идеи" посвящена развитию креативного мышления и включает в себя описание методики ТРИЗ, а также примеры интересных заданий. https://school.oblakoz.ru/materials/496161)

Материал подготовлен методистом "Облака знаний" по физике Мариной Пономаревой.

Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»
Логотип облако знаний
+7 (499) 322-07-57
info@oblakoz.ru

Контактный центр

МО, г. Долгопрудный,
Лихачевский проезд, 4, стр. 1

Отдел заботы о пользователях

Политика конфиденциальности

© ООО «Физикон Лаб», 2025

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪