В методике преподавания естественно-научных дисциплин большое значение имеет опора на научный метод познания. Он является основой исследовательского метода обучения, который предоставляет ученикам возможность научиться определять проблему, формулировать гипотезу, проводить эксперимент, оценивать результаты, обосновывать выводы.
Одна из задач учителя – научить школьника проводить эксперимент в соответствии с требованиями методологии исследования. Тем не менее, существует ряд сложностей, среди которых нехватка теоретического материала (как для учителя, так и для ученика), мало инструментов для освоения всех этапов научного исследования, наличие опытов, которые проводить в школьных условиях опасно.
Мы предлагаем одно из решений обозначенных проблем: использовать интерактивные лабораторные работы на освоение методологии эксперимента от «Облака знаний». В статье покажем возможности использования цифровых лабораторных работ «Облака знаний» для достижения образовательных результатов и решения образовательных задач; дадим прямые ссылки на лабораторные работы в Универсальной библиотеке ЦОК.
Виртуальные лабораторные работы стимулируют исследовательскую деятельность учеников. В отличие от работы, выполняемой в школьном кабинете, в виртуальной лабораторной работе учитель может не опасаться, что ученик смешает, например, все вещества подряд. Виртуальная модель не позволит сделать то, что не предусмотрено ходом работы.
В лабораторных работах изучаются новые объекты и явления. В процессе выполнения работ ученику задаются вопросы, которые побуждают его внимательно следить за ходом эксперимента, чтобы дать на них правильный ответ.
Лабораторная работа по биологии для 6 класса «Изучение строения листа»
Виртуальные лабораторные работы способствуют формированию навыков базовых исследовательских действий, умению выдвигать гипотезу и проверять её, интерпретировать результаты эксперимента и делать выводы.
Лабораторная работа по биологии для 6 класса «Изучение строения первичного корня»
Каждая работа включает проведение эксперимента. Он необходим для того, чтобы проверить гипотезу, выдвинутую учеником на начальном этапе работы.
После проведения эксперимента следует этап интерпретации и представления результатов эксперимента, на основе полученных данных делается вывод о том, подтвердилась ли гипотеза, выдвинутая ранее.
Всего в Универсальной библиотеке ЦОК (ФГИС «Моя школа») опубликована 171 лабораторная работа «Облака знаний» по физике и астрономии, биологии, химии. Их можно использовать в классе, реализуя модель «смены рабочих зон», когда часть класса выполняет реальный эксперимент, а другая часть выполняет виртуальную лабораторную работу. Также можно задавать лабораторные работы на дом (модель «перевёрнутый класс»).
Материал подготовлен методистом "Облака знаний" по биологии Наталией Кирилловой.