Предметно-языковое интегрированное обучение, или CLIL – один из самых эффективных подходов в обучении иностранному языку. О том, в чём суть методики и как её использовать на школьных занятиях – в этой статье.
Механизм запоминания новых слов одинаков как для двухлетки, который только начал осваивать вербальную речь, так и для школьника, который бьётся над английским. Успешное запоминание происходит тогда, когда в голове формируется устойчивая связь из образа, обозначающего слово, и самого слова. При этом остаётся в памяти и звучание, и написание слова.
Технология обучения CLIL позволяет наиболее эффективно сформировать эту связь. Название расшифровывается как Content Language Integrated Learning – предметно-языковое интегрированное обучение.
Договоримся о дефинициях
Различают два вида данной технологии: hard CLIL и soft CLIL. Hard CLIL подразумевает изучение разных предметов – от искусства до физики – на неродном языке. Для этого уровень знания второго языка должен быть выше среднего. Преподаватели иностранного языка могут использовать soft CLIL: обучать языку, используя темы из других предметных областей. Таким образом, ключевой принцип технологии CLIL базируется на двух основных понятиях — «язык» и «интеграция».
Разве не всегда так было?
Так или иначе обучение языку в школе происходит с помощью интеграции в контекст: обсуждаются такие узкие темы, как спорт, хобби, история. Часто задействуются изображения, которые помогают создать в воображении образы. Однако запоминание не всегда эффективно, поскольку картинки могут быть слишком сложными или не резонировать с образами в голове ученика. Действия в реальности помогают естественным образом создавать связь «образ – слово».
Как применять soft CLIL?
Примеров применения soft CLIL огромное множество. Вспомните, что у вас хорошо получается и научите этому детей. Или изучите что-то интересное и поделитесь опытом на практике. Почувствуйте себя спортивным тренером, организовав игру в регби или баскетбол.
Посмотрим, что ещё можно сделать, не выходя из кабинета.
1. Ставьте эксперименты
Покажите опыт, демонстрирующий условия плавания тел. Наберите воды в прозрачную ёмкость и по очереди опускайте предметы в воду. Ребятам постарше можно показать таблицу плотностей веществ и вместе установить, от чего зависит, тонет ли тело в воде или плавает. В процессе опыта можно изучить названия предметов, участвующих в эксперименте, названия материалов, из которых состоят эти предметы, глаголы тонуть, плавать, а также слова, использующиеся при интерпретации эксперимента.
2. Творите
Попросите принести на урок пластилин с картоном и создайте аппликацию рыбы. Расскажите, что вы собираетесь делать, объясните этапы работы и применяемые техники. Во время работы можно изучить названия частей рыбы, геометрические фигуры, которые нужно слепить из пластилина для аппликации, глаголы лепить, катать, мять, а также слова, использующиеся в процессе творчества.
3. Проведите экскурсию
Проведите виртуальный тур в Государственный Дарвиновский музей. Он позволит побродить по залам московского музея эволюции с помощью трёхмерных изображений. Расскажите о животных, характерных позах и их повадках. Дарвиновский музей состоит из тематических залов и показывает, как разнообразен животный мир нашей планеты. После экскурсии обсудите впечатления.
Важные ремарки
- При обучении методом CLIL важно в течение всего урока говорить на изучаемом языке. Даже если большинство слов ученик не поймёт, в контексте он научится выделять и распознавать их.
- Попросите детей спрашивать значение незнакомого слова на изучаемом языке. Вы можете повесить на доске памятку «Что значит "незнакомое слово"?» Постарайтесь значение слова объяснить на изучаемом языке или покажите изображение.