Статьи • 21.07.2023
891

Технология обучения CLIL: как применять на уроках иностранного языка

Предметно-языковое интегрированное обучение, или CLIL – один из самых эффективных подходов в обучении иностранному языку. О том, в чём суть методики и как её использовать на школьных занятиях – в этой статье.

Механизм запоминания новых слов одинаков как для двухлетки, который только начал осваивать вербальную речь, так и для школьника, который бьётся над английским. Успешное запоминание происходит тогда, когда в голове формируется устойчивая связь из образа, обозначающего слово, и самого слова. При этом остаётся в памяти и звучание, и написание слова. 

Технология обучения CLIL позволяет наиболее эффективно сформировать эту связь. Название расшифровывается как Content Language Integrated Learning – предметно-языковое интегрированное обучение.

Образами выражаются практически все части речи

Образами выражаются практически все части речи

Договоримся о дефинициях

Различают два вида данной технологии: hard CLIL и soft CLIL. Hard CLIL подразумевает изучение разных предметов – от искусства до физики – на неродном языке. Для этого уровень знания второго языка должен быть выше среднего. Преподаватели иностранного языка могут использовать soft CLIL: обучать языку, используя темы из других предметных областей. Таким образом, ключевой принцип технологии CLIL базируется на двух основных понятиях — «язык» и «интеграция».

Разве не всегда так было?

Так или иначе обучение языку в школе происходит с помощью интеграции в контекст: обсуждаются такие узкие темы, как спорт, хобби, история. Часто задействуются изображения, которые помогают создать в воображении образы. Однако запоминание не всегда эффективно, поскольку картинки могут быть слишком сложными или не резонировать с образами в голове ученика. Действия в реальности помогают естественным образом создавать связь «образ – слово». 

Как применять soft CLIL?

Примеров применения soft CLIL огромное множество. Вспомните, что у вас хорошо получается и научите этому детей. Или изучите что-то интересное и поделитесь опытом на практике. Почувствуйте себя спортивным тренером, организовав игру в регби или баскетбол. 

Посмотрим, что ещё можно сделать, не выходя из кабинета.

1. Ставьте эксперименты

Покажите опыт, демонстрирующий условия плавания тел. Наберите воды в прозрачную ёмкость и по очереди опускайте предметы в воду. Ребятам постарше можно показать таблицу плотностей веществ и вместе установить, от чего зависит, тонет ли тело в воде или плавает. В процессе опыта можно изучить названия предметов, участвующих в эксперименте, названия материалов, из которых состоят эти предметы, глаголы тонуть, плавать, а также слова, использующиеся при интерпретации эксперимента.

2. Творите

Попросите принести на урок пластилин с картоном и создайте аппликацию рыбы. Расскажите, что вы собираетесь делать, объясните этапы работы и применяемые техники. Во время работы можно изучить названия частей рыбы, геометрические фигуры, которые нужно слепить из пластилина для аппликации, глаголы лепить, катать, мять, а также слова, использующиеся в процессе творчества.

3. Проведите экскурсию

Проведите виртуальный тур в Государственный Дарвиновский музей. Он позволит побродить по залам московского музея эволюции с помощью трёхмерных изображений. Расскажите о животных, характерных позах и их повадках. Дарвиновский музей состоит из тематических залов и показывает, как разнообразен животный мир нашей планеты. После экскурсии обсудите впечатления.

Важные ремарки

  • При обучении методом CLIL важно в течение всего урока говорить на изучаемом языке. Даже если большинство слов ученик не поймёт, в контексте он научится выделять и распознавать их. 
  • Попросите детей спрашивать значение незнакомого слова на изучаемом языке. Вы можете повесить на доске памятку «Что значит "незнакомое слово"?» Постарайтесь значение слова объяснить на изучаемом языке или покажите изображение.
Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»