Показываем на примере цифровых работ онлайн-сервиса «Облако знаний».
Уровень развития мышления школьников напрямую связан с эффективностью процесса обучения. Если он недостаточный, ученик обладает слабыми навыками обобщения изученного материала, не умеет выделять главное. Существенную помощь в развитии умений анализировать, систематизировать и обобщать информацию могут оказывать электронные образовательные ресурсы. Они повышают интерес школьников к обучению, стимулируют самостоятельную учебную деятельность.
Что показало исследование
Для диагностики уровня развития мышления детей и подростков разработан специальный инструмент – школьный тест умственного развития (ШТУР). Он помогает определить, насколько хорошо усвоена школьная программа, позволяет оценить кругозор и степень развития логики как отдельных обучающихся, так и всего класса.
Мы провели исследование по методике ШТУР среди 73 обучающихся 7-8 классов общеобразовательных школ и проанализировали данные. Результаты показали, что уровень общей осведомлённости большей части обучающихся находится на низком и очень низком уровне. Среди заданий на логику дети лучше справились с классификацией, хуже всего – с нахождением правил построения числового ряда. По данным исследования выявлено, что абстрактное мышление у школьников развито слабее, чем средний показатель для данной возрастной группы.
Примечательно, что в исследуемой группе обучающихся есть дети с низкой успеваемостью, но по результатам ШТУР их уровень развития мышления и логики находится в пределах возрастной нормы или выше средней величины. Поэтому можно сделать вывод, что они могли бы достигнуть более высоких результатов в обучении при правильной мотивации.
Таким образом, низкие результаты учеников частично могут быть обусловлены тем, что им неинтересно учиться (в том числе из-за формальной подачи материала).
Для развития мышления и стимулирования мотивации хорошо помогает использование интерактивных образовательных ресурсов. В таких условиях перед учителем встают следующие вопросы: какие именно инструменты использовать, как развивать мышление учеников, как повысить их мотивацию и вовлечь в образовательный процесс.
Как цифровой контент «Облака знаний» помогает развивать мышление и повышать мотивацию учащихся
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) принято выделять следующие типы уроков:
- урок открытия нового знания;
- урок рефлексии;
- урок деятельностного контроля;
- урок общеметодологической направленности.
На уроке открытия нового знания задача учителя – ввести новые понятия и термины, обучить детей новым способам нахождения знания. Поэтому в начале крупных тем, а также если предстоит сложное или длительное объяснение нового материала, советуем обратиться к интерактивным презентациям.
Структура интерактивной презентации включает мотивирующий момент, при необходимости – актуализацию изученного ранее учебного материала, теоретическую часть, формирующие задания и обобщение темы.
Интерактивные презентации «Облака знаний» отличает: увлекательная подача материала, различные форматы интерактивного взаимодействия и обратной связи, которые позволяют прорабатывать разнообразные виды учебных действий из ФГОС. В них достаточно материала, чтобы провести целый урок. Интерактивные презентации – это не «говорящая голова», они эффективны и в условиях дистанционного обучения.
На уроке рефлексии у детей должны формироваться навыки поиска причин своих затруднений, составления алгоритма по их устранению, формирование навыков самоанализа.
Комплекты заданий для самостоятельной работы, применяемые на уроках рефлексии, имеют разные уровни сложности. Задания ориентированы на компетентностный подход, в «Облаке знаний» к каждому уроку есть работа. Самостоятельные работы проверяются компьютером и могут использоваться для формирования и закрепления знаний, умений и навыков обучающихся на уроке, в качестве домашних заданий, а также для самоконтроля, подготовки к ГИА, олимпиадам.
Автоматическая проверка, с одной стороны, значительно упрощает работу учителя, а с другой – повышает доверие учеников и родителей к выставляемым отметкам («машина не обманет»), следовательно, школьники стремятся повысить свою успеваемость. Кроме того, при выполнении заданий у подростков появляется дух соревнования (набрать больше баллов, чем сосед). Всё это оказывает существенный вклад в повышение вовлечённости в учёбу и стимулирования мотивации у детей.
Формирование способностей, которые позволяют ученикам осуществлять самоконтроль (что важно для развития мышления), является ведущей целью уроков деятельностного контроля. На уроках подобного типа можно использовать лабораторные и самостоятельные работы сервиса.
Лабораторные работы «Облака знаний» поддерживают компетентностный подход по ФГОС. Выполнение лабораторных работ проходит в виртуальной среде с помощью качественных или параметрических высокоинтерактивных моделей. Каждая работа включает интерактивное моделирование эксперимента, выдвижение гипотез и их проверку посредством интерактивных моделей. Результаты виртуальных измерений представлены в виде интерактивных таблиц, диаграмм и графиков. Выдача лабораторных работ происходит по вариантам с разными результатами экспериментов, работу завершают практико-ориентированные задания.
Использование виртуальных лабораторных работ развивает научное мышление, повышает мотивацию к изучению предмета, формирует исследовательскую культуру обучающихся.
Реализация целей уроков общеметодологической направленности ориентирована на развитие умения структурировать полученное знание, переходить от общего к частному и наоборот. Уроки общеметодологической направленности проводятся, как правило, после изучения больших разделов курса или в конце учебного года. Такие занятия тщательно планируются, т.к. должны педагогически грамотно помочь обучающимся сделать обобщения и систематизировать большой объём знаний. Они способствуют глубокому и прочному усвоению знаний.
На уроке этого типа учитель может использовать практически все жанры работ «Облака знаний». Ученики, которые боятся контрольных и проверочных работ, как известно, стараются пропустить их. Тем не менее, если на разных типах уроков учитель уже использовал интерактивные презентации, самостоятельные и лабораторные работы платформы, то ученикам знаком такой формат работы, у них снижается уровень тревожности, отрицательно влияющий на мотивацию. Они приобретают уверенность в том, что им под силу справиться с заданиями.
Таким образом, часть школьников показывает низкие образовательные результаты в связи с отсутствием интереса к учёбе и низкой мотивацией. Эта проблема может быть успешно решена применением цифровых ресурсов «Облака знаний» на уроках разного типа как при традиционной очной, так и при дистанционной форме обучения.
Материал подготовлен при помощи экспертов – методиста «Облака знаний» Наталии Кирилловой и педагога-психолога школы № 61 г. Чебоксары Чечина Михаила Николаевича.