Статьи • 08.08.2024
199

Как работают виртуальные лабораторные работы по химии в «Облаке знаний»

Изучение химии невозможно без проведения лабораторных работ, они способствуют пониманию теории и позволяют применять её на практике, развивают навыки экспериментирования и аналитические способности, позволяют узнать правила безопасного обращения с химическими веществами и реактивами. Но у учителя не всегда есть возможность организовать лабораторную работу в классе. В этом случае на помощь приходят виртуальные лабораторные работы «Облака знаний»

В этой статье мы познакомим вас с этим видом электронных образовательных материалов, расскажем об устройстве виртуальных лабораторных работ и управлении интерактивной моделью. 

Темы лабораторных работ

Коллекция виртуальных лабораторных работ «Облака знаний» подобрана в соответствии с требованиями обновлённого ФГОС. Сравните темы работ, рекомендуемых ФГОС по химии для 8–9 классов (углублённый уровень), и перечень работ образовательного сервиса. Очевидно, что в «Облаке знаний» есть все лабораторные, рекомендованные стандартом, а также работы, которые можно использовать в качестве демонстрационного эксперимента.

Темы практических работ из ФГОС

Темы лабораторных работ «Облака знаний»

1. Правила работы в лаборатории и приёмы обращения с лабораторным оборудованием

1. Правила работы в лаборатории и приёмы обращения с лабораторным оборудованием

 

2. Изучение и писание физических свойств веществ

2. Разделение смесей (на примере очистки поваренной соли)

3. Изучение способов разделения смесей

 

4. Изучение физических и химических явлений

 

5. Наблюдение признаков протекания химических реакций различных типов

 

6. Количественные отношения в химии

3. Получение и собирание кислорода, изучение его свойств

7. Получение и собирание кислорода, изучение его свойств

4. Получение и собирание водорода, изучение его свойств

8. Получение и собирание водорода, изучение его свойств

 

9. Исследование свойств индикаторов

5. Приготовление растворов с определённой массовой долей растворённого вещества

10. Приготовление растворов с определённой массовой долей растворённого вещества

 

11. Химические свойства кислот

 

12. Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами

6. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений»

13. Экспериментальные задачи по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»

 

14. Изменение свойств гидроксидов с увеличением зарядов атомных ядер химических элементов

Структура лабораторной работы

Каждая лабораторная работа содержит название, цель работы, перечень используемых реактивов и оборудования.

Ход работы представлен в виде схемы.

В работе обязательно есть краткая теория, представленная в виде интерактивной схемы или таблицы. В ней нет готовых ответов на вопросы, поставленные в лабораторной работе. Теория необходима, чтобы ученики актуализировали знания, полученные на предыдущих уроках.

В виде иллюстраций дана инструкция по выполнению интерактивных опытов и заданий.

Перед проведением лабораторной работы можно задавать ученикам изучить теорию и разобраться с инструкциями дома.

Формулирование гипотезы

Важный этап каждой лабораторной работы — формулирование гипотезы. Это необходимо, чтобы ученик понимал, зачем он выполняет лабораторную работу, вдумчиво проводил наблюдения, обращая особое внимание на те моменты, о которых шла речь при формулировании гипотезы. Умение предлагать гипотезу и осуществлять её проверку является одним из базовых исследовательских действий, включённых в планируемые метапредметные результаты на каждой ступени обучения.

Только после того, как гипотеза будет сформулирована, ученик может приступать к выполнению реальных или виртуальных опытов.

Выполнение реального эксперимента

В лабораторных работах «Облака знаний» по химии есть описание реальных экспериментов, которые можно выполнить как в школьной лаборатории, так и в домашних условиях (например, если ученик находится на домашнем обучении). Для выполнения таких опытов достаточно веществ, которые есть в каждом доме. Результаты выполнения реального эксперимента ученик вводит в компьютер.

Выполнение виртуального эксперимента

Виртуальный опыт проводится с помощью интерактивной модели, которая изображает реальную химическую лабораторию. Опыт выполняется по шагам, очерёдность которых отображается в левой части экрана. Каждый шаг снабжён инструкцией по выполнению.

  • Чтобы выполнить действие с каким-либо предметом, необходимо навести на него курсор и щёлкнуть левой кнопкой мыши. Активированный предмет будет подсвечиваться жёлтым цветом, после чего его можно перемещать. Переместить предмет необходимо не в любое место на экране, а туда, куда указано в инструкции. Если вы попытаетесь поставить предмет в другое место, он автоматически вернётся в исходное положение.
  • Для того чтобы набрать в ложечку серу, надо поместить эту ложечку над ёмкостью с реактивом таким образом, чтобы появилась зелёная стрелка, указывающая вниз. Если вы не довели предмет до нужного положения, выполнить действие вам не удастся – предмет будет возвращаться в исходное положение.
  • Таким же образом наливают воду в колбу, перемещая склянку с водой к колбе до появления над ней зелёной стрелки.
  • Если необходимо перемешать раствор, появляется надпись «Перемешать», по которой надо щёлкнуть курсором.

Проверка правильности гипотезы

После выполнения реального или виртуального эксперимента следует этап проверки гипотезы. Задача учителя на этом этапе – донести до ученика тот факт, что если на этапе формулирования гипотезы была допущена ошибка, это не страшно. Важно умение исправить её по результатам выполненных наблюдений.

Проверка усвоения материала учениками

В каждой лабораторной работе, кроме реальных и виртуальных опытов, есть несколько интерактивных заданий. Их проверка осуществляется автоматически, вам остаётся только зафиксировать результат, чтобы оценить, насколько ученик усвоил материал.

По итогам каждой лабораторной работы ученики пишут вывод. А вам необходимо оценить, насколько ученик понял изучаемый материал, как он интерпретировал наблюдаемые эффекты, умеет ли он обобщать результат и делать выводы.

Рекомендуем вам использовать на уроках виртуальные лабораторные работы по химии. Этот вид работы заинтересует учеников, он способствует развитию навыков самостоятельной работы. А у вас появится время оценить не только достигнутые предметные, но и личностные и метапредметные результаты учащихся.

Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»