Предлагаем готовую разработку школьного урока, отвечающего требованиям ФГОС, с включением цифровых работ «Облака знаний».
Сценарий урока разработан на основе системно-деятельностного подхода, в приоритете – активное включение учащихся в учебную познавательную деятельность. Наши цифровые ресурсы помогут учителям провести урок в соответствии с содержанием федеральной рабочей программы, назначить цифровое домашнее задание, провести контрольную и практическую работы.
Готовый набор заданий различных форматов позволяет быстро подготовиться к занятию. Это существенно снижает нагрузку педагога, даёт больше времени на работу с классом и одновременно позволяет эффективно достигать образовательных результатов.
После регистрации в сервисе «Облако знаний» учителю можно будет не только посмотреть упомянутые на странице цифровые работы, но и назначить их ученикам класса.
Урок по географии на тему «Жизнь в океане», 6 класс
Для проведения урока учитель составляет технологическую карту. В разделе «Общая информация по уроку» необходимо указать класс, место урока по тематическому планированию, тему, уровень изучения (базовый или углублённый), тип урока и планируемые результаты.
Если технологическая карта составляется для аттестации, открытых уроков, публикаций или обобщения педагогического опыта, необходимо добавить ключевые слова и краткое описание урока.
Фрагмент технологической карты урока:
Класс | 6 класс |
Тема | Жизнь в океане |
Уровень изучения | Базовый |
Тип | Урок освоения новых знаний и умений |
Планируемые результаты | |
Личностные |
|
Метапредметные |
|
Предметные |
|
Ключевые слова | Мировой океан, шельф, планктон, нектон, бентос |
Краткое описание |
|
Место урока в учебном плане | Урок № 26 в учебном плане (март) |
Этап мотивации и актуализации знаний
Мотивационным полем для начала беседы по теме урока может послужить первое задание самостоятельной работы по теме «Жизнь в океане».
Учащимся предлагается вспомнить материал предыдущего урока («Жизнь на суше») и заполнить левый столбик таблицы. После этого учитель предлагает обратиться к правому столбику и поразмышлять над тем, какие закономерности в распространении жизни могут существовать в Мировом океане, совпадают ли они с тем, что есть на суше, или отличаются?
Вопросы для размышления:
- Для животных или для растений благоприятнее условия жизни в океане? (Нет почвы, меньше света, а значит затруднён фотосинтез, из растений – только водоросли.)
- Как географическая широта влияет на условия обитания морских организмов? Какие воды благоприятнее для них – тёплые или холодные? (Кислород лучше растворяется в холодной воде.)
- Какой ещё фактор, помимо географической широты, влияет на условия обитания живых организмов в океане? (Глубина, сравнить с высотной поясностью на суше.)
Учащиеся выдвигают предположения. Учитель напоминает, что такие предположения носят название гипотез и требуют подтверждения. Исходя из этого, формулируются цели урока:
- изучить особенности распространения жизни в океане: а) на разных широтах и б) на разных глубинах;
- подтвердить или опровергнуть сделанные предположения.
Освоение нового материала (с поэтапным закреплением)
Начать этот этап урока можно с работы с опорным конспектом «Облака знаний». Учитель предлагает учащимся прочитать первую часть конспекта и найти ответы на поставленные вопросы, сравнив с выдвинутыми ранее предположениями (индивидуальная работа, 5 мин.).
По результатам работы выполняется промежуточная проверка усвоения материала: задания 1 (заполняется правая колонка таблицы) и 2 из самостоятельной работы по теме «Жизнь в океане».
Стоит подробнее остановиться на особенностях обитания морских организмов на больших глубинах. Выявляются неблагоприятные факторы среды и способы адаптации организмов к ним (задание 5).
Можно задать вопрос: Как вы думаете, что будет, если переселить глубоководных рыб в более благоприятные условия обитания, где больше света, кислорода, выше температура и не такое большое давление?
На следующем шаге учитель возвращает внимание детей к опорному конспекту и предлагает изучить его вторую часть. Новые термины выписываются в тетрадь.
Усвоение этой части нового материала проверяется путём выполнения третьего задания самостоятельной работы по теме «Жизнь в океане».
В завершение основной части урока учитель обращает внимание на разнообразие и уязвимость жизни в Мировом океане, ответственность человека за её сохранение.
Можно задать дополнительный вопрос про «океанические пустыни» и «океанические оазисы» (материал конспекта).
Применение новых знаний и умений
Следующий этап урока – применение знаний, в том числе в новых ситуациях. На данном этапе учащиеся работают преимущественно самостоятельно. Учитель при этом играет роль наставника, направляя учеников в процессе выполнения заданий.
Этот этап урока предлагается провести с использованием материала межпредметного курса по функциональной грамотности «На побережье Чёрного моря». Его использование существенно расширяет возможности достижения личностных и метапредметных результатов урока, позволяет реализовать компетентностный подход.
Напомните детям, что скоро лето, и кто-то будет отдыхать на море. А есть ли в морях и океанах существа, опасные для человека, встреча с которыми может нести угрозу? (Акулы, осьминог, электрический скат, некоторые ядовитые виды иглокожих и медуз и др.). Какие из них есть в Чёрном море?
Далее учащимся предлагается самостоятельная работа (в группах, парах) с предложенным материалом (сцены 4, 5). Работая с ним, дети должны определить, какие виды медуз Чёрного моря опасны и какие меры предосторожности следует соблюдать, купаясь в море.
Подведение итогов урока
На этапе подведения итогов учитель доступными и целесообразными методами организует в классе рефлексию по достигнутым, либо недостигнутым целям урока. Учитель даёт возможность ученикам выразить свои мысли и впечатления о прошедшем занятии.
Домашнее задание:
- опорный конспект;
- задание 4 самостоятельной работы по теме «Жизнь в океане» (о распространении кораллов).
Материал подготовлен методистом «Облака знаний» Светланой Смирновой