Уроки по ФГОС • 04.10.2024
303

Информатика, 11 класс (базовый уровень). Основные задачи анализа данных и последовательность их решения. Анализ данных в электронных таблицах

Предлагаем готовую разработку урока, отвечающего требованиям ФГОС, с включением цифровых работ «Облака знаний». Раздел ФРП «Электронные таблицы».

Сценарий урока разработан на основе системно-деятельностного подхода, в приоритете – активное включение учащихся в учебную познавательную деятельность. Наши цифровые ресурсы помогут учителям провести урок в соответствии с содержанием федеральной рабочей программы, назначить цифровое домашнее задание, провести контрольную и практическую работы.

Готовый набор заданий различных форматов позволяет быстро подготовиться к занятию. Это существенно снижает нагрузку педагога, даёт больше времени на работу с классом и одновременно позволяет эффективно достигать образовательных результатов. 

После регистрации в сервисе «Облако знаний» учителю можно будет не только посмотреть упомянутые на странице цифровые работы, но и назначить их ученикам класса.

Урок по информатике на тему «Основные задачи анализа данных и последовательность их решения. Анализ данных в электронных таблицах», 11 класс (базовый уровень)

Для проведения урока учитель составляет технологическую карту. В разделе «Общая информация по уроку» необходимо указать класс, место урока по тематическому планированию, тему, уровень изучения (базовый или углублённый), тип урока и планируемые результаты.

Если технологическая карта составляется для аттестации, открытых уроков, публикаций или обобщения педагогического опыта, необходимо добавить ключевые слова и краткое описание урока.

Фрагмент технологической карты для урока по теме «Основные задачи анализа данных и последовательность их решения. Анализ данных в электронных таблицах», 11 класс:

Класс 11 класс
Тема Основные задачи анализа данных и последовательность их решения. Анализ данных в электронных таблицах
Уровень изучения Базовый
Тип Урок освоения новых знаний и умений
Планируемые результаты
Личностные
  • Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за счёт понимания роли информационных ресурсов, информационных процессов и информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества.
  • Осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе
Метапредметные
  • Регулятивные: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях.
  • Коммуникативные: владеть различными способами общения и взаимодействия, аргументированно вести диалог; развёрнуто и логично излагать свою точку зрения.
  • Познавательные: выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности
Предметные
  • Умение использовать электронные таблицы для анализа, представления и обработки данных 
Ключевые слова Электронные таблицы, анализ данных
Краткое описание

Урок с использованием ЭОР:

Место урока в учебном плане Урок № 25 в учебном плане (март)

Мотивация

На начальном этапе урока учитель создаёт мотивационный момент, формулирует конкретную учебную установку, ставит вопрос, предлагает выполнить задание, сообщает интересный факт. Это мотивирует мыслительную деятельность школьника.

Актуализация знаний

На этапе актуализации знаний учитель готовит учеников к усвоению нового материала и создаёт связь между предыдущими уроками и текущим учебным контентом. На этом этапе можно обратиться к изученному в 9-м классе разделу «Электронные таблицы». С помощью опорных конспектов от «Облака знаний» ученики освежат в памяти информацию об элементах электронных таблиц и способах обработки данных с их помощью.  При этом удобная навигация по ресурсам «Облака знаний» позволит учителю без труда воспользоваться материалами из учебных курсов других классов.

Опорный конспект по теме «Понятие об электронных таблицах. Типы данных в ячейках», 9 класс

Опорный конспект по теме «Понятие об электронных таблицах. Типы данных в ячейках», 9 класс

Опорный конспект по теме «Сортировка и фильтрация данных в электронных таблицах», 9 класс

Опорный конспект по теме «Сортировка и фильтрация данных в электронных таблицах», 9 класс

Целеполагание

На этапе целеполагания урока учитель формулирует конкретные цели и ожидания от урока, устанавливает задачи, которые помогут достичь поставленных целей, обеспечивает ясное понимание того, что ученики должны вынести из урока, создаёт основу для последующих этапов урока, ориентируясь на цели и задачи.

Освоение нового материала

Учитель представляет ученикам новую информацию и помогает усвоить её. Для представления нового учебного материала можно использовать учебные материалы сервиса «Облако знаний». Фронтальная работа с электронными ресурсами способствует повышению эффективности взаимодействия учителя и учеников, стимулирует вовлечённость учеников на уроке. Например, первые задания в самостоятельной работе позволят ученикам с помощью учителя сформулировать основные понятия анализа данных.

Проверка первичного усвоения

Завершает этап освоения нового материала проверка первичного усвоения: учитель проводит оценку того, насколько ученики поняли и усвоили новый материал. Учитель задаёт вопросы, связанные с представленным материалом, просит учеников дать на них ответы. Это помогает оценить уровень их понимания и внимания на предыдущих этапах урока. Также можно предложить ученикам небольшие проверочные задания, чтобы оценить их знания. С помощью пошагового задания из самостоятельной работы «Основные задачи анализа данных и последовательность их решения. Анализ данных в электронных таблицах» учитель оценит умение использовать формулы электронных таблиц для вычислений при анализе данных.

Кроме того, на данном этапе урока необходимо оказывать индивидуальную поддержку и консультацию тем ученикам, которые испытывают затруднения или нуждаются в дополнительной помощи.

Пошаговое задание из самостоятельной работы по теме «Основные задачи {C}<!--noindex-->анализа данных{C}<!--/noindex--> и последовательность их решения. Анализ данных в электронных таблицах»

Пошаговое задание из самостоятельной работы по теме «Основные задачи {C}<!--noindex-->анализа данных{C}<!--/noindex--> и последовательность их решения. Анализ данных в электронных таблицах»

Применение знаний

Следующий этап урока – применение знаний, в том числе в новых ситуациях. Возможные виды деятельности на данном этапе: решение задач, выполнение заданий, выполнение практических работ. Учитель при этом играет роль наставника, направляя учеников в процессе применения усвоенных знаний.

На этом этапе часть времени можно посвятить подготовке к ЕГЭ по информатике. В задании линии №3 необходимо найти и проанализировать информацию в базе данных, представленной в виде электронной таблицы.  Задания можно выполнять как в парах, так и в мини-группах. Все задания снабжены подробными решениями, с которыми можно ознакомиться и повторить их пошагово в случае проблем с самостоятельным решением.

Фрагмент из самостоятельной работы «Тренировка ЕГЭ по информатике. Задания линии № 3»

Фрагмент из самостоятельной работы «Тренировка ЕГЭ по информатике. Задания линии № 3»

Подведение итогов

На этапе подведения итогов учитель доступными и целесообразными методами организует в классе рефлексию по достигнутым, либо недостигнутым образовательным результатам. Учитель даёт возможность ученикам выразить свои мысли и впечатления о прошедшем занятии.

Для обобщения материала и повторения основных моментов можно использовать опорный конспект по теме. Также конспект можно использовать для актуализации знаний на следующем уроке или при подготовке к контрольной работе.

Опорный конспект по теме «Основные задачи {C}<!--noindex-->анализа{C}<!--/noindex--> данных и последовательность их решения. Анализ данных в электронных таблицах»

Опорный конспект по теме «Основные задачи {C}<!--noindex-->анализа{C}<!--/noindex--> данных и последовательность их решения. Анализ данных в электронных таблицах»

Выдача домашнего задания

Завершает урок выдача домашнего задания. В качестве домашнего задания учитель может назначить как опорный конспект для дополнительного изучения, так и самостоятельную работу по пройденной теме, отключив при желании задания, которые были выполнены на уроке.

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Основные задачи {C}<!--noindex-->анализа{C}<!--/noindex--> данных и последовательность их решения. Анализ данных в электронных таблицах

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Основные задачи {C}<!--noindex-->анализа{C}<!--/noindex--> данных и последовательность их решения. Анализ данных в электронных таблицах

Материал подготовлен методистом «Облака знаний» Мариной Пономаревой

Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»