Предлагаем готовую разработку школьного урока, отвечающего требованиям ФГОС, с включением цифровых работ «Облака знаний».
Сценарий урока разработан на основе системно-деятельностного подхода, в приоритете – активное включение учащихся в учебную познавательную деятельность. Наши цифровые ресурсы помогут учителям провести урок в соответствии с содержанием федеральной рабочей программы, назначить цифровое домашнее задание, провести контрольную и практическую работы.
Готовый набор заданий различных форматов позволяет быстро подготовиться к занятию. Это существенно снижает нагрузку педагога, даёт больше времени на работу с классом и одновременно позволяет эффективно достигать образовательных результатов.
После регистрации в сервисе «Облако знаний» учителю можно будет не только посмотреть упомянутые на странице цифровые работы, но и назначить их ученикам класса.
Урок по географии на тему «Географическая культура», 10 класс (базовый уровень)
Для проведения урока учитель составляет технологическую карту. В разделе «Общая информация по уроку» необходимо указать класс, место урока по тематическому планированию, тему, уровень изучения (базовый или углублённый), тип урока и планируемые результаты.
Если технологическая карта составляется для аттестации, открытых уроков, публикаций или обобщения педагогического опыта, необходимо добавить ключевые слова и краткое описание урока.
Фрагмент технологической карты урока:
Класс | 10 класс |
Тема | Географическая культура |
Уровень изучения | Базовый |
Тип | Урок освоения новых знаний и умений |
Планируемые результаты | |
Личностные |
|
Метапредметные |
|
Предметные |
|
Ключевые слова | Географическая культура, географическая картина мира, географическое мышление, географические методы, язык географии |
Краткое описание |
Урок с использованием ЭОР:
|
Мотивация и целеполагание
Урок начинается с решения задачи на определение места оптимального размещения объекта (фронтальное обсуждение).
После выполнения задания обсуждаются вопросы:
- Нужно ли бизнесмену знать географию?
- На какие географические знания вы опирались при решении этой задачи?
- Представителям каких еще профессий могут на практике пригодиться географические знания?
- А нужна ли география домохозяйке? Попробуйте привести примеры жизненных ситуаций, когда знание географии может оказаться полезным.
Итогом обсуждения является вывод о том, что географические знания – это не только удел учёных, но и составная часть общей культуры, которой должен обладать любой человек, независимо от его профессии и специальности. Но что значит обладать географической культурой? – Учащимся предлагается сформулировать тему и цель урока. (В качестве цели урока может быть названо определение составляющих частей географической культуры.)
Освоение нового материала
Освоение нового материала, в зависимости от уровня подготовленности класса, может проходить двумя разными вариантами.
Вариант 1. Освоение нового материала начинается с групповой работы, организованной учителем. Класс делится на группы, перед которыми ставится задача определить составляющие части (элементы) географической культуры личности. (Что должен знать и уметь человек, обладающий географической культурой?) – 5 мин.
Межгрупповая дискуссия. (Во время дискуссии, помимо содержательного результата, учитель обращает особое внимание на коммуникативные навыки и грамотность речи учащихся.)
Учитель направляет ход дискуссии с помощью вопросов, подводящих учащихся к нужным выводам. После этого учащимся предлагается познакомиться с опорным конспектом, содержащем основные тезисы по теме, и сопоставить с ним выводы, к которым пришли учащиеся.
На основе конспекта учащиеся составляют в тетрадях опорную схему понятия «географическая культура».
Вариант 2. Совместная фронтальная работа учителя и учащихся с опорным конспектом «Облака знаний». Учитель последовательно открывает тезисы конспекта, обсуждая каждый из них с учащимися.
На основе конспекта учащиеся составляют в тетрадях опорную схему понятия «географическая культура».
Закрепление нового материала в ходе его применения
Главным и неотъемлемым элементом географической культуры является умение извлекать информацию из географических карт и современных геоинформационных систем. Для закрепления этих умений выполняются задания 3 и 4 самостоятельной работы «Облака знаний» по теме «Географическая культура».
Проверка усвоения изученного материала
Этот этап урока предлагается провести с использованием тренажёра «Облака знаний» Подготовка к ЕГЭ. География.
Напомните учащимся, что совсем скоро им придётся определиться с тем, какие экзамены по выбору они будут сдавать по окончании школы, и предложите проверить уровень своей географической культуры (а заодно и готовности к экзамену по географии) на примере нескольких заданий из ЕГЭ-2024.
Перед выполнением задания обсуждается вопрос: на проверку какого элемента географической культуры нацелено это задание?
Задания могут выполняться как индивидуально (с последующей самопроверкой по эталону), так и фронтально, в ходе общего обсуждения, в зависимости от уровня подготовки и мотивированности класса.
Задание 1. (Географическая картина мира)
Задание 2. (Географический язык)
Задание 3. (Географическое мышление)
Рефлексия
Учитель предлагает учащимся выразить свои мысли и впечатления о прошедшем занятии:
- Какой опыт ты вынес из сегодняшнего урока?
- Всегда ли твоё мнение совпадало с мнением одноклассников? Сумели ли они переубедить тебя по каким-то из обсуждаемых вопросов?
- Изменилось ли после урока твоё отношение к географии как науке?
Домашнее задание
Учащимся предлагается творческое задание на основе завершающей сцены из самостоятельной работы «Облака знаний» по теме «Географическая культура». Необходимо выбрать три наиболее важных аргумента на тему «География – наука будущего» и обосновать каждый из них.
Задание выполняется в формате небольшого эссе.
Материал подготовлен методистом «Облака знаний» Светланой Смирновой