Методички • 25.07.2023
661

Функциональная грамотность: тренажёр

Для чего нужен тренажёр по функциональной грамотности от «Облака знаний»?

Целями электронного образовательного ресурса (ЭОР) является знакомство учащихся с форматом заданий международных исследований функциональной грамотности (в том числе по национальной модели PISA) и отработка метапредметных компетенций и компетенций, включаемых в читательскую, естественнонаучную и математическую грамотность, на материале жизненных ситуаций и контекстов разного уровня (личностный, местный/региональный/национальный, глобальный).

Мы предлагаем шаблон готовой рабочей программы (в конце страницы) курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» с использованием ЭОР «Облако знаний». Программа включает в себя ссылки цифровые работы онлайн-сервиса, что сильно экономит время учителя на поиск и подбор ЭОР в интернете.

Структура ЭОР

 Тренажер содержит электронные образовательные ресурсы:

  1. теория (Т) в форме интерактивных презентаций;
  2. комплект кластеров интерактивных заданий (С);
  3. комплект контрольно-измерительных материалов (вступительный, промежуточный, итоговый тесты) (К).

Теория (Т) состоит из 30 интерактивных презентаций, предназначенных для фронтальной работы в классе. Каждая презентация соответствует одному занятию, состоит из интерактивных схем, рисунков, коллажей, анимаций, заданий и других интерактивных и статических объектов. Интерактивные презентации ориентированы, в основном, на освоение теоретического материала. Обучающийся может использовать интерактивные презентации в дистанционном формате (в том числе в качестве домашней работы). Большинство презентаций содержат примеры кластеров интерактивных заданий, а также практические приёмы работы с различными типами информации.

Кластеры интерактивных заданий (С). В ЭОР собрано около 500 интерактивных заданий. Задания объединены в кластеры по 4 - 5 заданий на общей основе и сгруппированы по функциональным компетенциям и предметам. Автоматически проверяется около 85 % заданий, 15 % проверяет учитель. Часть заданий являются параметризованными, в них при повторном заходе генерируются новые данные (числа или объекты в условии). Некоторые задания являются пошаговыми; они удобны при анализе текстов и сложных схем, решении задач.

Каждый кластер состоит из:

  • вводной сцены, погружающей в контекст;
  • интерактивной модели, анимации или инфографики,  освящённых конкретному явлению или процессу;
  • инструкции по работе с интерактивным компонентом и элементов теоретической справки (если это методически целесообразно);
  • 3–5 интерактивных заданий.

Комплект контрольно-измерительных материалов (К). Для входного, промежуточного и итогового контроля знаний, компетенций и универсальных учебных действий предусмотрены тесты, представляющие собой отвечающие целям конкретного контроля наборы закрытых и открытых заданий.

Соотношение цифрового ресурса и учебного плана

Рекомендовано изучение курса в объёме 34 часов, 1 час в неделю в рамках внеурочной деятельности. Также электронные образовательные материалы, входящие в состав ЭОР, можно использовать на отдельных уроках.

Содержание ЭОР

Содержание ЭОР последовательно раскрывает основные виды функциональной грамотности, выстроено от простого к сложному. При этом модульная структура ЭОР позволяет учителю самостоятельно корректировать последовательность изучения материала.

Перечень модулей: Введение. Получаем, оцениваем и передаём информацию. Сворачиваем тексты до идей. Оцениваем источники информации. Ищем тезисы. Придумываем идеи. Учимся определять проблемы. Хватает ли мне информации? Что спрашивается в вопросе? Оцениваем решение проблемы. Планируем исследования. Факты и наблюдения. Формулируем гипотезы. Подбираем условия эксперимента. Оцениваем измерения. Собираем данные. Делаем первые выводы. Работаем в группе. Работаем с моделями. Оцениваем тип модели. От данных к модели. Используем модели для получения информации и прогнозирования. Разрабатываем модель. Анализируем и обсуждаем данные. От данных к утверждениям. Представляем данные. Интерпретируем данные. Применяем математику к данным. Применяем математику. Формулируем задачу математически. Применяем математику для анализа. Используем математику в измерениях. Строим объяснения и аргументируем тезисы. Объясняем явления. Используем логику. Работаем с возражениями. Аргументированно доказываем значимость науки и технологий. Заключение.

Соотношение планируемых результатов освоения ЭОР и планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

Освоение ЭОР в полном объёме позволяет достичь следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов в соответствии с обновлёнными ФГОС.

Личностные результаты

  1. Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации.
  2. Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни.
  3. Ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач технологической и социальной направленности, задач в области окружающей среды.
  4. Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира.
  5. Овладение основными навыками исследовательской деятельности; способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую.

Метапредметные результаты

  1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
    • Базовые логические действия:
      • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
      • с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
      • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
      • выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
      • делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
      • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
    • Базовые исследовательские действия:
      • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
      • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
      • формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
      • проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
      • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
      • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
      • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
    • Работа с информацией: 
      • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; 
      • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; 
      • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
  2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
    • Общение:
      • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; 
      • в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; 
      • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций.
    • Совместная деятельность:
      • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи.
  3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
    • Самоорганизация:
      • выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
      • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
      • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; 
      • делать выбор и брать ответственность за решение.
    • Самоконтроль: 
      • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
      • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к7меняющимся обстоятельствам;
      • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
      • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
      • оценивать соответствие результата цели и условиям.
    • Принятие себя и других:
      • осознанно относиться к другому человеку, его мнению; 
      • признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
      • осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

Предметные результаты

Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания предметных областей, включённых в курс внеурочной деятельности по формированию функциональной грамотности учащихся. Междисциплинарный характер курса определяет комплексный характер достижения предметных результатов, при котором одна работа может быть направлена на формирование предметных результатов из разных областей. Основным критерием отбора предметных результатов является их практикоориентированность, позволяющая развивать функциональную грамотность на предметном содержании, в том числе:

  1. По предметной области «Русский язык и литература»:
    • совершенствование различных видов речевой деятельности: овладение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым); понимание прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи; овладение умениями информационной переработки прочитанного текста; извлечение информации из различных источников, её осмысление и оперирование ею;
    • расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях;
    • овладение умениями смыслового анализа произведений художественной литературы: умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения, выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощённые в нём реалии; умение сопоставлять произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства.
  2. По предметной области «Математика и информатика»:
    • умение выполнять действия с числами; умение делать прикидку и оценку результата вычислений; использовать графики для определения свойств процессов и зависимостей, для решения задач из других учебных предметов и реальной жизни;
    • умение решать задачи из повседневной жизни с применением изученных математических свойств и понятий; исследовать полученное решение и оценивать правдоподобность полученных результатов;
    • умение извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений; 
    • умение определять истинность логических выражений;
    • использование моделей и моделирования для решения учебных и практических задач;
    • сформированность представлений о назначении основных компонентов компьютера; умение соотносить информацию о характеристиках персонального компьютера с решаемыми задачами.
  3. По предметной области «Общественно-научные предметы»:
    • понимание роли общественных наук в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических задач в локальном, национальном и глобальном контекстах;
    • умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на фактический материал;
    • умение находить и критически анализировать для решения познавательной задачи источники разных типов, оценивать их полноту и достоверность; соотносить извлечённую информацию с информацией из других источников; 
    • умение решать практические задачи, отражающие типичные социальные взаимодействия в различных сферах общественной жизни; 
    • приобретение опыта использования полученных знаний общественных наук в практической деятельности.
  4. По предметной области «Естественнонаучные предметы»:
    • понимание объективной значимости основ науки как области современного естествознания, компонента общей культуры и практической деятельности человека в условиях современного общества; 
    • владение основами методов научного познания (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) с учётом соблюдения правил безопасного труда;
    • умение применять модели для объяснения природных процессов, явлений и решения учебных задач;
    • умение объяснять природные процессы, явления и свойства тел в контексте ситуаций практико-ориентированного характера, в частности, выявлять причинно-следственные связи и строить объяснение;
    • наличие практических навыков планирования и осуществления экспериментов;
    • умение правильно использовать изученные вещества и материалы в быту, сельском хозяйстве, на производстве;
    • умение интегрировать естественнонаучные знания со знаниями других предметных областей.

Использование ЭОР на уроке и дома

Общие требования

Онлайн-сервис «Облако знаний» соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации[1] и обеспечивает:

  • корректное отображение и стабильное функционирование посредством использования общедоступного программного обеспечения для трёх и более операционных систем, в том числе не менее чем для одной общедоступной операционной системы отечественного производства, внесённой в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (см. таблицу 1);
  • предоставление в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для участников образовательных отношений, на основе общедоступного программного обеспечения;
  • корректное отображение и функционирование на персональном компьютере, включая его мобильные версии, при этом минимальная диагональ экрана должна составлять для монитора персонального компьютера и ноутбука – не менее 39,6 см, планшета – 26,6 см.

Технические характеристики устройств для работы с Сервисом приведены в таблице 1.

Таблица 1. Технические характеристики устройств для работы
с онлайн-сервисом «Облако знаний»

Назначение, модель Характеристики
Персональный компьютер
Операционная система Windows 10, MacOS X, Alt Linux 5.1, Astra Linux
Характеристики производительности

Количество ядер – 4 ядра;
Оперативная память – 8 Гб;
Физическая память – 120 Гб

Видеосистема 1024 × 768 пикселей (рекомендуемое разрешение – 1280 × 960 пикселей), цветность системы – не менее 16 миллионов цветов
Сетевая карта 100 Mб/с Ethernet
Рабочее разрешение экрана С поддержкой 1200 × 768
Периферийные устройства Монитор, клавиатура, мышь
Планшет iPad
Операционная система iOS 14
Планшет под управлением ОС Android
Операционная система Android 11

Онлайн-сервис «Облако знаний» доступен с любой рабочей станции, имеющей доступ в сеть Интернет с шириной канала не менее 50 КБ/с посредством активного интернет-браузера:

  1. Microsoft Edge;
  2. Mozilla Firefox;
  3. Google Chrome;
  4. Яндекс.Браузер;
  5. Apple Safari;
  6. встроенными браузерами планшетных компьютеров под управлением ОС Android 11 и выше;
  7. встроенными браузерами планшетных компьютеров под управлением ОС iOS 14 и выше.

ЭОР совместим с интерактивными досками и мультимедиа-панелями любых видов.

Обеспечение при применении ЭОР

Функционал ЭОР учитывает возрастные и физиологические особенности учащихся (ограничение по трудоёмкости выполнения работы, соответствующий интерфейс ученика). 

Рекомендуемая трудоёмкость работы отражается при назначении ее в качестве домашнего задания и не превышает установленные нормы СанПиН[2]

Рекомендуемая трудоёмкость работы отражается при назначении ее в качестве домашнего задания и не превышает установленные нормы СанПиН[2]

Учитель имеет возможность редактировать состав цифровой работы при назначении её классу (ученику).

Выбор назначаемых заданий самостоятельной работы

Выбор назначаемых заданий самостоятельной работы

Навигация по контенту осуществляется фильтрами боковой панели в разделе «Материалы». Дополнительный поиск внутри сцены реализуется встроенными средствами веб-браузера.

Панель навигации в онлайн-сервисе «Облако знаний»

Панель навигации в онлайн-сервисе «Облако знаний»

Дополнительное программное обеспечение для использования ЭОР не требуется.

ЭОР обеспечивает проведение диагностики образовательных достижений на основе встроенного контента (самостоятельные и контрольные работы). ЭОР не адаптирован для использования лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Примеры заданий по функциональной грамотности можно посмотреть по ссылке www.oblakoz.ru.

[1] Федеральный закон от 27.07. 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
[2] Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28).
Функциональная грамотность. Рабочая программа_2024.docx
Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»