Предметные результаты конкретизированы в обновлённой федеральной рабочей программе на каждый год обучения. На этой странице указаны детализированные результаты и примеры заданий программы углублённого уровня для 9 класса по химии, которые способствуют их достижению. Представленные примеры не являются исчерпывающими.
После регистрации в сервисе «Облако знаний» учителю можно будет не только посмотреть упомянутые на странице цифровые работы, но и назначить их ученикам класса.
Предметные результаты
Раскрывать смысл основных химических понятий: химический элемент, атом, молекула, ион, катион, анион, электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция, химическая связь, тепловой эффект реакции, моль, молярный объём, раствор; электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, реакции ионного обмена, гидролиз солей, обратимые и необратимые реакции, окислительно-восстановительные реакции, окислитель, восстановитель, окисление и восстановление, электролиз, аллотропия, амфотерность, химическая связь (ковалентная, ионная, металлическая), межмолекулярные взаимодействия (водородная связь, силы Ван-дер-Ваальса), комплексные соединения, кристаллические решётки (примитивная кубическая, объёмно-центрированная кубическая, гранецентрированная кубическая, гексагональная плотноупакованная), коррозия металлов, сплавы; скорость химической реакции, катализ, химическое равновесия, элементы химической термодинамики как одной из теоретических основ химии; предельно допустимая концентрация (ПДК) |
Самостоятельная работа «Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты» Самостоятельная работа «Понятие о катализе. Ферменты. Ингибиторы» Самостоятельная работа «Обратимые реакции. Химическое равновесие» |
Иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий и применять эти понятия при описании веществ и их превращений |
Самостоятельная работа «Особенности строения кристаллических решёток» Самостоятельная работа «Основные классы неорганических соединений и генетическая связь между ними» Самостоятельная работа «Периодичность изменения свойств химических элементов и их соединений» |
Использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений химических реакций |
Самостоятельная работа «Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса» Самостоятельная работа «Реакции ионного обмена» Самостоятельная работа «Коррозия металлов и способы защиты от неё» |
Определять валентность и степень окисления химических элементов в соединениях различного состава; принадлежность веществ к определённому классу соединений по формулам; вид химической связи (ковалентная, ионная, металлическая) в неорганических соединениях, заряд иона по химической формуле; характер среды в водных растворах неорганических соединений, тип кристаллической решетки конкретного вещества |
Самостоятельная работа «Азот и его свойства» Самостоятельная работа «Основные классы неорганических соединений и генетическая связь между ними» Самостоятельная работа «Особенности строения кристаллических решёток» Ионное произведение воды. Водородный показатель. Индикаторы |
Раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева и демонстрировать его понимание: описывать и характеризовать табличную форму Периодической системы химических элементов: различать понятия «А-группа» и «Б-группа», малые периоды» и «большие периоды»; объяснять связь положения элемента в Периодической системе с распределением электронов по энергетическим уровням, подуровням и орбиталям атомов первых четырёх периодов; выделять общие закономерности в изменении свойств элементов и их соединений (кислотно-основных и окислительно-восстановительных свойств оксидов и гидроксидов) в пределах малых периодов и главных подгрупп с учётом строения их атомов |
Самостоятельная работа «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атома» Самостоятельная работа «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атома» Самостоятельная работа «Общая характеристика галогенов» |
Раскрывать смысл теории электролитической диссоциации, закона Гесса и его следствий, закона действующих масс, закономерностей изменения скорости химической реакции, направления смещения химического равновесия в зависимости от различных факторов |
Самостоятельная работа «Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты» Самостоятельная работа «Факторы, влияющие на скорость химической реакции» Самостоятельная работа «Смещение химического равновесия. Принцип Ле Шателье» |
Классифицировать химические элементы; неорганические вещества; химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по агрегатному состоянию реагентов, по изменению степеней окисления химических элементов, по обратимости, по участию катализатора) |
Самостоятельная работа «Строение атома. Электронные орбитали» Самостоятельная работа «Классификация химических реакций» Самостоятельная работа «Классификация химических реакций» |
Характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ различных классов неорганических соединений, подтверждая это описание примерами молекулярных и ионных уравнений соответствующих химических реакций |
Самостоятельная работа «Сероводород, сульфиды» Самостоятельная работа «Оксиды фосфора, ортофосфорная кислота, фосфаты. Галогениды фосфора (III, V)» Самостоятельная работа «Оксиды углерода. Парниковый эффект» |
Составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей; полные и сокращённые уравнения реакций ионного обмена; реакций, подтверждающих существование генетической связи между веществами различных классов |
Самостоятельная работа «Реакции ионного обмена» Самостоятельная работа «Реакции ионного обмена» Самостоятельная работа «Основные классы неорганических соединений и генетическая связь между ними». Тренажер «Облако знаний. Школа» |
Раскрывать сущность процессов гидролиза солей посредством составления кратких ионных и молекулярных уравнений реакций, сущность окислительно-восстановительных реакций посредством составления электронного баланса этих реакций |
Самостоятельная работа «Характерные химические свойства металлов» |
Предсказывать характер среды в водных растворах солей |
Самостоятельная работа «Гидролиз солей». Тренажер «Облако знаний. Школа» |
Характеризовать (описывать) физические и химические свойства простых веществ (кислород, озон, графит, алмаз, кремний, бор, азот, фосфор, сера, хлор, натрий, калий, магний, кальций, алюминий, железо, медь, цинк, серебро) и образованных ими сложных веществ, в том числе их водных растворов (аммиак, хлороводород, сероводород, оксиды углерода (II, IV), сернистая, серная, азотная, фосфорная, угольная, кремниевая кислоты, оксиды и гидроксиды металлов IA-IIA-групп, алюминия, меди (II), цинка, железа (II и III) |
Самостоятельная работа «Хлор и его свойства» Самостоятельная работа «Оксиды серы (IV, VI). Сернистая кислота, сульфиты» Самостоятельная работа «Характерные химические свойства металлов» |
Пояснять состав, отдельные способы получения и свойства сложных веществ (кислородсодержащие кислоты хлора, азотистая, борная, уксусная кислоты и их соли, галогениды кремния (IV) и фосфора (III и V), оксид и гидроксид хрома (III), перманганат калия |
Самостоятельная работа «Хлор и его свойства» Самостоятельная работа «Оксиды азота. Азотистая кислота» Самостоятельная работа «Соляная кислота и её соли» |
Описывать роль важнейших изучаемых веществ в природных процессах, влияние на живые организмы, применение в различных отраслях экономики, использование для создания современных материалов и технологий |
Самостоятельная работа «Кальций и магний» Самостоятельная работа «Оксиды и гидроксиды алюминия» |
Проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ, распознавать опытным путем содержащиеся в водных растворах ионы: хлорид-, бромид-, йодид-, сульфат, фосфат, карбонат, силикат, сульфит, сульфид, нитрат и нитрит-ионы, гидроксид-ионы, катионы аммония, магния, кальция, алюминия, железа (2+) и железа (3+), меди (2+), цинка |
Лабораторная работа «Экспериментальные задачи по теме «Галогены» Самостоятельная работа «Качественные реакции на катионы и анионы» |
Объяснять и прогнозировать свойства важнейших изучаемых веществ в зависимости от их состава и строения, применение веществ в зависимости от их свойств, возможность протекания химических превращений в различных условиях на основе рассмотренных элементов химической кинетики и термодинамики |
Самостоятельная работа «Типы химической связи». Тренажёр «Облако знаний. Школа» Самостоятельная работа «Сера в природе. Химическое загрязнение соединениями серы» Самостоятельная работа «Факторы, влияющие на скорость химической реакции» |
Вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; мольную долю химического элемента в соединении, молярную концентрацию вещества в растворе, находить простейшую формулу вещества по массовым или мольным долям элементов, проводить расчеты по уравнению химических реакций с учётом недостатка одного из реагентов, практического выхода продукта, значения теплового эффекта реакции, определять состав смесей |
Самостоятельная работа «Оксиды фосфора, ортофосфорная кислота, фосфаты. Галогениды фосфора (III, V)» Самостоятельная работа «Серная кислота и её производство, сульфаты» Самостоятельная работа «Вычисления по уравнениям реакций с избытком или примесями» Самостоятельная работа «Энергетика химических реакций» |
Соблюдать правила безопасной работы в лаборатории при использовании химической посуды и оборудования, а также правила обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных опытов и практических работа по получению и собиранию газообразных веществ (аммиака и углекислого газа) и решению экспериментальных задач по темам курса, представлять результаты эксперимента в форме выводов, доказательств, графиков, таблиц и выявлять эмпирические закономерности |
Лабораторная работа «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств» Лабораторная работа «Получение, собирание и распознавание газов» Лабораторная работа «Распознавание соединений с различной кристаллической решёткой» |
Применять основные операции мыслительной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, выявление причинно-следственных связей) при изучении свойств веществ и химических реакций; владеть естественно-научными методами познания (наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный). Например, в задании требуется выявить причинно-следственную связь между составом речного песка и его цветом |
Самостоятельная работа «Оксид кремния. Кремниевая кислота. Силикаты и их применение» |
При выполнении лабораторной работы проверяются навыки применения естественно-научных методов познания |
Лабораторная работа «Распознавание карбонатов» |
Применять правила безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни, правилами поведения в целях сбережения здоровья и окружающей среды, понимать вред (опасность) воздействия на живые организмы определенных веществ, пояснять на примерах способы уменьшения и предотвращения их вредного воздействия, значение жиров, белков, углеводов для организма человека |
Самостоятельная работа «Химические вещества в повседневной жизни. Первая помощь при химических ожогах и отравлениях» Самостоятельная работа «Химическое загрязнение окружающей среды» Самостоятельная работа «Химическое загрязнение окружающей среды» Самостоятельная работа «Понятие о биологически важных веществах: белках, жирах и углеводах» |
Использовать полученные представления о сферах профессиональной деятельности, связанных с наукой и современными технологиями, как основу для профессиональной ориентации и для осознанного выбора химии как профильного предмета при продолжении обучения на уровне среднего общего образования |
Самостоятельная работа «Аммиак. Соли аммония» |
Участвовать во внеурочной проектно-исследовательской деятельности химической и химико-экологической направленности, приобрести опыт проведения учебных исследований в условиях образовательных организаций, а также организаций (центров) дополнительного образования детей |
Лабораторная работа «Сравнение электрохимической активности металлов» |