Образовательные результаты • 18.12.2023
232

Предметные результаты по русскому языку, 9 класс (базовый уровень)

Предметные результаты конкретизированы в обновлённой федеральной рабочей программе на каждый год обучения. На этой странице указаны детализированные результаты и примеры заданий программы базового уровня для 9 класса по русскому языку, которые способствуют их достижению. Представленные примеры не являются исчерпывающими.

После регистрации в сервисе «Облако знаний» учителю можно будет не только посмотреть упомянутые на странице цифровые работы, но и назначить их ученикам класса.

Предметные результаты

Общие сведения о языке

Осознавать роль русского языка в жизни человека, государства, общества; понимать внутренние и внешние функции русского языка и уметь рассказать о них

Самостоятельная работа «Русский язык – государственный язык Российской Федерации»

Самостоятельная работа «Русский язык – государственный язык Российской Федерации»

Язык и речь

Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 80 слов на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение, монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование; выступать с научным сообщением

Самостоятельная работа «Русский язык – национальный язык русского народа»

Самостоятельная работа «Русский язык – национальный язык русского народа»

Участвовать в диалогическом и полилогическом общении (побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации) на бытовые, научно-учебные (в том числе лингвистические) темы (объём не менее 6 реплик)

Самостоятельная работа «Международное значение русского языка»

Самостоятельная работа «Международное значение русского языка»

Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным – научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи

Самостоятельная работа «Подробное, сжатое, выборочное изложение»

Самостоятельная работа «Подробное, сжатое, выборочное изложение»

Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым

Самостоятельная работа «Виды речевой деятельности: чтение»

Самостоятельная работа «Виды речевой деятельности: чтение»

Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 150 слов

Самостоятельная работа «Русский язык – государственный язык Российской Федерации»

Самостоятельная работа «Русский язык – государственный язык Российской Федерации»

Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом

Самостоятельная работа «Русский язык – государственный язык Российской Федерации»

Самостоятельная работа «Русский язык – государственный язык Российской Федерации»

Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 140–160 слов; словарного диктанта объёмом 35–40 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 140–160 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение пятого года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями)

Самостоятельная работа «Соблюдение языковых норм при создании устных и письменных высказываний»

Самостоятельная работа «Соблюдение языковых норм при создании устных и письменных высказываний»

Текст

Анализировать текст: определять и комментировать тему и главную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему или главную мысль текста

Самостоятельная работа «Смысловой анализ текста»

Самостоятельная работа «Смысловой анализ текста»

Устанавливать принадлежность текста к функционально-смысловому типу речи

Самостоятельная работа «Сочетание разных функционально-смысловых типов речи в тексте»

Самостоятельная работа «Сочетание разных функционально-смысловых типов речи в тексте»

Находить в тексте типовые фрагменты – описание, повествование, рассуждение-доказательство, оценочные высказывания

Самостоятельная работа «Сочетание разных функционально-смысловых типов речи в тексте»

Самостоятельная работа «Сочетание разных функционально-смысловых типов речи в тексте»

Прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым словам, зачину или концовке

Самостоятельная работа «Смысловой анализ текста»

Самостоятельная работа «Смысловой анализ текста»

Выявлять отличительные признаки текстов разных жанров

Самостоятельная работа «Научный стиль и его жанры»

Самостоятельная работа «Научный стиль и его жанры»

Создавать высказывание на основе текста: выражать свое отношение к прочитанному или прослушанному в устной и письменной форме

Самостоятельная работа «Виды речевой деятельности: чтение»

Самостоятельная работа «Виды речевой деятельности: чтение»

Создавать тексты с опорой на жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 8 и более предложений или объёмом не менее 6-7 предложений сложной структуры, если этот объём позволяет раскрыть тему, выразить главную мысль); классные сочинения объемом не менее 250 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы

Самостоятельная работа «Информационная переработка текста»

Самостоятельная работа «Информационная переработка текста»

Владеть умениями информационной переработки текста: выделять главную и второстепенную информацию в тексте; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности

Самостоятельная работа «Информационная переработка текста»

Самостоятельная работа «Информационная переработка текста»

Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации

Самостоятельная работа «Функциональные стили речи»

Самостоятельная работа «Функциональные стили речи»

Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста

Опорный конспект «Язык художественной литературы»

Опорный конспект «Язык художественной литературы»

Подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 280 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 300 слов)

Самостоятельная работа «Язык художественной литературы»

Самостоятельная работа «Язык художественной литературы»

Редактировать собственные/созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ текста – целостность, связность, информативность)

Самостоятельная работа «Соблюдение языковых норм при создании устных и письменных высказываний»

Самостоятельная работа «Соблюдение языковых норм при создании устных и письменных высказываний»

Функциональные разновидности языка

Характеризовать сферу употребления, функции, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля; основные особенности языка художественной литературы; особенности сочетания элементов разговорной речи и разных функциональных стилей в художественном произведении

Самостоятельная работа «Научный стиль и его жанры»

Самостоятельная работа «Научный стиль и его жанры»

Характеризовать разные функционально-смысловые типы речи, понимать особенности их сочетания в пределах одного текста; понимать особенности употребления языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, функциональным разновидностям языка

Самостоятельная работа «Сочетание разных функционально-смысловых типов речи в тексте»

Самостоятельная работа «Сочетание разных функционально-смысловых типов речи в тексте»

Использовать при создании собственного текста нормы построения текстов, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, функциональным разновидностям языка, нормы составления тезисов, конспекта, написания реферата

Самостоятельная работа «Нормы построения текстов научного стиля»

Самостоятельная работа «Нормы построения текстов научного стиля»

Составлять тезисы, конспект, писать рецензию, реферат

Самостоятельная работа «Нормы построения текстов научного стиля»

Самостоятельная работа «Нормы построения текстов научного стиля»

Оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности; исправлять речевые недостатки, редактировать текст

Самостоятельная работа «Соблюдение языковых норм при создании устных и письменных высказываний»

Самостоятельная работа «Соблюдение языковых норм при создании устных и письменных высказываний»

Выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка, распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, сравнение

Самостоятельная работа «Основные изобразительно-выразительные средства русского языка»

Самостоятельная работа «Основные изобразительно-выразительные средства русского языка»

Система языка
Синтаксис. Культура речи. Пунктуация
Сложносочинённое предложение

Выявлять основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения

Опорный конспект  «Классификация типов сложного предложения»

Опорный конспект «Классификация типов сложного предложения»

Распознавать сложные предложения с разными видами связи, бессоюзные и союзные предложения (сложносочинённые и сложноподчинённые)

Контрольная работа «Сложное предложение. Сложносочинённое предложение. Вариант 1»

Контрольная работа «Сложное предложение. Сложносочинённое предложение. Вариант 1»

Характеризовать сложносочинённое предложение, его строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения

Опорный конспект «Понятие о сложносочинённом предложении»

Опорный конспект «Понятие о сложносочинённом предложении»

Выявлять смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения, интонационные особенности сложносочинённых предложений с разными типами смысловых отношений между частями

Контрольная работа «Сложное предложение. Сложносочинённое предложение. Вариант 1»

Контрольная работа «Сложное предложение. Сложносочинённое предложение. Вариант 1»

Понимать особенности употребления сложносочинённых предложений в речи

Опорный конспект «Употребление сложносочинённых предложений в речи»

Опорный конспект «Употребление сложносочинённых предложений в речи»

Соблюдать основные нормы построения сложносочинённого предложения

Опорный конспект «Нормы построения сложносочинённого предложения»

Опорный конспект «Нормы построения сложносочинённого предложения»

Понимать явления грамматической синонимии сложносочинённых предложений и простых предложений с однородными членами; использовать соответствующие конструкции в речи

Опорный конспект «Грамматическая синонимия сложносочинённых предложений и простых предложений с однородными членами»

Опорный конспект «Грамматическая синонимия сложносочинённых предложений и простых предложений с однородными членами»

Проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложносочинённых предложений

Контрольная работа «Сложное предложение. Сложносочинённое предложение. Вариант 1»

Контрольная работа «Сложное предложение. Сложносочинённое предложение. Вариант 1»

Применять нормы постановки знаков препинания в сложносочинённых предложениях

Контрольная работа «Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Вариант 1»

Контрольная работа «Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Вариант 1»

Сложноподчинённое предложение

Распознавать сложноподчинённые предложения, выделять главную и придаточную части предложения, средства связи частей сложноподчинённого предложения

Контрольная работа «Сложноподчинённое предложение. Вариант 1»

Контрольная работа «Сложноподчинённое предложение. Вариант 1»

Различать подчинительные союзы и союзные слова

Опорный конспект «Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении»

Опорный конспект «Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении»

Различать виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи, выявлять особенности их строения

Контрольная работа «Сложноподчинённое предложение. Вариант 1»

Контрольная работа «Сложноподчинённое предложение. Вариант 1»

Выявлять сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными, сложноподчинённые предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (места, времени, причины, образа действия, меры и степени, сравнения, условия, уступки, следствия, цели)

Контрольная работа «Сложноподчинённое предложение. Вариант 1»

Контрольная работа «Сложноподчинённое предложение. Вариант 1»

Выявлять однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей

Контрольная работа «Сложноподчинённое предложение. Вариант 1»

Контрольная работа «Сложноподчинённое предложение. Вариант 1»

Понимать явления грамматической синонимии сложноподчинённых предложений и простых предложений с обособленными членами; использовать соответствующие конструкции в речи

Опорный конспект «Грамматическая синонимия сложноподчиненных предложений и простых предложений с обособленными членами»

Опорный конспект «Грамматическая синонимия сложноподчиненных предложений и простых предложений с обособленными членами»

Соблюдать основные нормы построения сложноподчинённого предложения, особенности употребления сложноподчинённых предложений в речи

Опорный конспект «Нормы построения сложноподчиненного предложения»

Опорный конспект «Нормы построения сложноподчиненного предложения»

Проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчинённых предложений

Контрольная работа «Сложноподчинённое предложение. Вариант 1»

Контрольная работа «Сложноподчинённое предложение. Вариант 1»

Применять нормы построения сложноподчинённых предложений и постановки знаков препинания в них

Контрольная работа «Сложноподчинённое предложение. Вариант 1»

Контрольная работа «Сложноподчинённое предложение. Вариант 1»

Бессоюзное сложное предложение

Характеризовать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений

Контрольная работа «Бессоюзное сложное предложение. Вариант 1»

Контрольная работа «Бессоюзное сложное предложение. Вариант 1»

Соблюдать основные грамматические нормы построения бессоюзного сложного предложения, особенности употребления бессоюзных сложных предложений в речи

Опорный конспект «Употребление бессоюзных сложных предложений в речи»

Опорный конспект «Употребление бессоюзных сложных предложений в речи»

Проводить синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзных сложных предложений

Контрольная работа «Бессоюзное сложное предложение. Вариант 1»

Контрольная работа «Бессоюзное сложное предложение. Вариант 1»

Выявлять грамматическую синонимию бессоюзных сложных предложений и союзных сложных предложений, использовать соответствующие конструкции в речи; применять нормы постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложе­ниях

Опорный конспект «Грамматическая синонимия бессоюзных сложных предложений и союзных сложных предложений»

Опорный конспект «Грамматическая синонимия бессоюзных сложных предложений и союзных сложных предложений»

Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи

Распознавать типы сложных предложений с разными видами связи

Самостоятельная работа «Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи»

Самостоятельная работа «Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи»

Понимать основные нормы построения сложных предложений с разными видами связи

Опорный конспект «Нормы построения сложных предложений с разными видами связи»

Опорный конспект «Нормы построения сложных предложений с разными видами связи»

Употреблять сложные предложения с разными видами связи в речи

Опорный конспект «Употребление сложных предложений с разными видами связи в речи»

Опорный конспект «Употребление сложных предложений с разными видами связи в речи»

Проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений с разными видами связи

Самостоятельная работа «Синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчинённого предложения»

Самостоятельная работа «Синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчинённого предложения»

Применять правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи

Самостоятельная работа «Синтаксический и пунктуационный анализ сложного предложения с различными видами связи»

Самостоятельная работа «Синтаксический и пунктуационный анализ сложного предложения с различными видами связи»

Прямая и косвенная речь

Распознавать прямую и косвенную речь; выявлять синонимию предложений с прямой и косвенной речью

Контрольная работа «Сложные предложения с различными видами связи. Способ передачи чужой речи. Вариант 1»

Контрольная работа «Сложные предложения с различными видами связи. Способ передачи чужой речи. Вариант 1»

Уметь цитировать и применять разные способы включения цитат в высказывание

Самостоятельная работа «Цитаты. Выделение цитат на письме»

Самостоятельная работа «Цитаты. Выделение цитат на письме»

Применять правила построения предложений с прямой и косвенной речью, при цитировании

Самостоятельная работа «Цитаты. Выделение цитат на письме»

Самостоятельная работа «Цитаты. Выделение цитат на письме»

Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»