Предметные результаты конкретизированы в обновлённой федеральной рабочей программе на каждый год обучения. На этой странице указаны детализированные результаты и примеры заданий программы базового уровня для 9 класса по русскому языку, которые способствуют их достижению. Представленные примеры не являются исчерпывающими.
После регистрации в сервисе «Облако знаний» учителю можно будет не только посмотреть упомянутые на странице цифровые работы, но и назначить их ученикам класса.
Предметные результаты
Общие сведения о языке
Осознавать роль русского языка в жизни человека, государства, общества; понимать внутренние и внешние функции русского языка и уметь рассказать о них |
Самостоятельная работа «Русский язык – государственный язык Российской Федерации» |
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 80 слов на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение, монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование; выступать с научным сообщением |
Самостоятельная работа «Русский язык – национальный язык русского народа» |
Участвовать в диалогическом и полилогическом общении (побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации) на бытовые, научно-учебные (в том числе лингвистические) темы (объём не менее 6 реплик) |
Самостоятельная работа «Международное значение русского языка» |
Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным – научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи |
Самостоятельная работа «Подробное, сжатое, выборочное изложение» |
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым |
Самостоятельная работа «Виды речевой деятельности: чтение» |
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 150 слов |
Самостоятельная работа «Русский язык – государственный язык Российской Федерации» |
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом |
Самостоятельная работа «Русский язык – государственный язык Российской Федерации» |
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 140–160 слов; словарного диктанта объёмом 35–40 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 140–160 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение пятого года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями) |
Самостоятельная работа «Соблюдение языковых норм при создании устных и письменных высказываний» |
Текст
Анализировать текст: определять и комментировать тему и главную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему или главную мысль текста |
Самостоятельная работа «Смысловой анализ текста» |
Устанавливать принадлежность текста к функционально-смысловому типу речи |
Самостоятельная работа «Сочетание разных функционально-смысловых типов речи в тексте» |
Находить в тексте типовые фрагменты – описание, повествование, рассуждение-доказательство, оценочные высказывания |
Самостоятельная работа «Сочетание разных функционально-смысловых типов речи в тексте» |
Прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым словам, зачину или концовке |
Самостоятельная работа «Смысловой анализ текста» |
Выявлять отличительные признаки текстов разных жанров |
Самостоятельная работа «Научный стиль и его жанры» |
Создавать высказывание на основе текста: выражать свое отношение к прочитанному или прослушанному в устной и письменной форме |
Самостоятельная работа «Виды речевой деятельности: чтение» |
Создавать тексты с опорой на жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 8 и более предложений или объёмом не менее 6-7 предложений сложной структуры, если этот объём позволяет раскрыть тему, выразить главную мысль); классные сочинения объемом не менее 250 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы |
Самостоятельная работа «Информационная переработка текста» |
Владеть умениями информационной переработки текста: выделять главную и второстепенную информацию в тексте; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности |
Самостоятельная работа «Информационная переработка текста» |
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации |
Самостоятельная работа «Функциональные стили речи» |
Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста |
Опорный конспект «Язык художественной литературы» |
Подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 280 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 300 слов) |
Самостоятельная работа «Язык художественной литературы» |
Редактировать собственные/созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ текста – целостность, связность, информативность) |
Самостоятельная работа «Соблюдение языковых норм при создании устных и письменных высказываний» |
Функциональные разновидности языка
Характеризовать сферу употребления, функции, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля; основные особенности языка художественной литературы; особенности сочетания элементов разговорной речи и разных функциональных стилей в художественном произведении |
Самостоятельная работа «Научный стиль и его жанры» |
Характеризовать разные функционально-смысловые типы речи, понимать особенности их сочетания в пределах одного текста; понимать особенности употребления языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, функциональным разновидностям языка |
Самостоятельная работа «Сочетание разных функционально-смысловых типов речи в тексте» |
Использовать при создании собственного текста нормы построения текстов, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, функциональным разновидностям языка, нормы составления тезисов, конспекта, написания реферата |
Самостоятельная работа «Нормы построения текстов научного стиля» |
Составлять тезисы, конспект, писать рецензию, реферат |
Самостоятельная работа «Нормы построения текстов научного стиля» |
Оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности; исправлять речевые недостатки, редактировать текст |
Самостоятельная работа «Соблюдение языковых норм при создании устных и письменных высказываний» |
Выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка, распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, сравнение |
Самостоятельная работа «Основные изобразительно-выразительные средства русского языка» |
Система языка
Синтаксис. Культура речи. Пунктуация
Сложносочинённое предложение
Выявлять основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения |
Опорный конспект «Классификация типов сложного предложения» |
Распознавать сложные предложения с разными видами связи, бессоюзные и союзные предложения (сложносочинённые и сложноподчинённые) |
Контрольная работа «Сложное предложение. Сложносочинённое предложение. Вариант 1» |
Характеризовать сложносочинённое предложение, его строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения |
Опорный конспект «Понятие о сложносочинённом предложении» |
Выявлять смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения, интонационные особенности сложносочинённых предложений с разными типами смысловых отношений между частями |
Контрольная работа «Сложное предложение. Сложносочинённое предложение. Вариант 1» |
Понимать особенности употребления сложносочинённых предложений в речи |
Опорный конспект «Употребление сложносочинённых предложений в речи» |
Соблюдать основные нормы построения сложносочинённого предложения |
Опорный конспект «Нормы построения сложносочинённого предложения» |
Понимать явления грамматической синонимии сложносочинённых предложений и простых предложений с однородными членами; использовать соответствующие конструкции в речи |
Опорный конспект «Грамматическая синонимия сложносочинённых предложений и простых предложений с однородными членами» |
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложносочинённых предложений |
Контрольная работа «Сложное предложение. Сложносочинённое предложение. Вариант 1» |
Применять нормы постановки знаков препинания в сложносочинённых предложениях |
Контрольная работа «Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Вариант 1» |
Сложноподчинённое предложение
Распознавать сложноподчинённые предложения, выделять главную и придаточную части предложения, средства связи частей сложноподчинённого предложения |
Контрольная работа «Сложноподчинённое предложение. Вариант 1» |
Различать подчинительные союзы и союзные слова |
Опорный конспект «Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении» |
Различать виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи, выявлять особенности их строения |
Контрольная работа «Сложноподчинённое предложение. Вариант 1» |
Выявлять сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными, сложноподчинённые предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (места, времени, причины, образа действия, меры и степени, сравнения, условия, уступки, следствия, цели) |
Контрольная работа «Сложноподчинённое предложение. Вариант 1» |
Выявлять однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей |
Контрольная работа «Сложноподчинённое предложение. Вариант 1» |
Понимать явления грамматической синонимии сложноподчинённых предложений и простых предложений с обособленными членами; использовать соответствующие конструкции в речи |
Опорный конспект «Грамматическая синонимия сложноподчиненных предложений и простых предложений с обособленными членами» |
Соблюдать основные нормы построения сложноподчинённого предложения, особенности употребления сложноподчинённых предложений в речи |
Опорный конспект «Нормы построения сложноподчиненного предложения» |
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчинённых предложений |
Контрольная работа «Сложноподчинённое предложение. Вариант 1» |
Применять нормы построения сложноподчинённых предложений и постановки знаков препинания в них |
Контрольная работа «Сложноподчинённое предложение. Вариант 1» |
Бессоюзное сложное предложение
Характеризовать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений |
Контрольная работа «Бессоюзное сложное предложение. Вариант 1» |
Соблюдать основные грамматические нормы построения бессоюзного сложного предложения, особенности употребления бессоюзных сложных предложений в речи |
Опорный конспект «Употребление бессоюзных сложных предложений в речи» |
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзных сложных предложений |
Контрольная работа «Бессоюзное сложное предложение. Вариант 1» |
Выявлять грамматическую синонимию бессоюзных сложных предложений и союзных сложных предложений, использовать соответствующие конструкции в речи; применять нормы постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях |
Опорный конспект «Грамматическая синонимия бессоюзных сложных предложений и союзных сложных предложений» |
Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи
Распознавать типы сложных предложений с разными видами связи |
Самостоятельная работа «Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи» |
Понимать основные нормы построения сложных предложений с разными видами связи |
Опорный конспект «Нормы построения сложных предложений с разными видами связи» |
Употреблять сложные предложения с разными видами связи в речи |
Опорный конспект «Употребление сложных предложений с разными видами связи в речи» |
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений с разными видами связи |
Самостоятельная работа «Синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчинённого предложения» |
Применять правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи |
Самостоятельная работа «Синтаксический и пунктуационный анализ сложного предложения с различными видами связи» |
Прямая и косвенная речь
Распознавать прямую и косвенную речь; выявлять синонимию предложений с прямой и косвенной речью |
Контрольная работа «Сложные предложения с различными видами связи. Способ передачи чужой речи. Вариант 1» |
Уметь цитировать и применять разные способы включения цитат в высказывание |
Самостоятельная работа «Цитаты. Выделение цитат на письме» |
Применять правила построения предложений с прямой и косвенной речью, при цитировании |
Самостоятельная работа «Цитаты. Выделение цитат на письме» |