Образовательные результаты • 15.12.2023
413

Предметные результаты по русскому языку, 10 класс (базовый уровень)

Предметные результаты конкретизированы в обновлённой федеральной рабочей программе на каждый год обучения. На этой странице указаны детализированные результаты и примеры заданий программы базового уровня для 10 класса по русскому языку, которые способствуют их достижению. Представленные примеры не являются исчерпывающими.

После регистрации в сервисе «Облако знаний» учителю можно будет не только посмотреть упомянутые на странице цифровые работы, но и назначить их ученикам класса.

Предметные результаты

Общие сведения о языке

Иметь представление о языке как знаковой системе, об основных функциях языка; о лингвистике как науке

Опорный конспект «Язык как знаковая система. Функции языка. Лингвистика как наука»

Опорный конспект «Язык как знаковая система. Функции языка. Лингвистика как наука»

Опознавать лексику с национально-культурным компонентом значения; лексику, отражающую традиционные российские духовно-нравственные ценности в художественных текстах и публицистике; объяснять значения данных лексических единиц с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и других); комментировать фразеологизмы с точки зрения отражения в них истории и культуры народа (в рамках изученного)

Самостоятельная работа «Фразеология русского языка»

Самостоятельная работа «Фразеология русского языка»

Понимать и уметь комментировать функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, одного из мировых языков (с опорой на статью 68 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»)

Самостоятельная работа «Положение русского языка в мире»

Самостоятельная работа «Положение русского языка в мире»

Различать формы существования русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго), знать и характеризовать признаки литературного языка и его роль в обществе; использовать эти знания в речевой практике

Самостоятельная работа «Формы существования русского национального языка»

Самостоятельная работа «Формы существования русского национального языка»

Язык и речь. Культура речи. Система языка. Культура речи

Иметь представление о русском языке как системе, знать основные единицы и уровни языковой системы, анализировать языковые единицы разных уровней языковой системы

Опорный конспект «Система языка, её устройство и функционирование»

Опорный конспект «Система языка, её устройство и функционирование»

Иметь представление о культуре речи как разделе лингвистики

Самостоятельная работа «Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи»

Самостоятельная работа «Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи»

Комментировать нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи, приводить соответствующие примеры

Самостоятельная работа «Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи»

Самостоятельная работа «Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи»

Анализировать речевые высказывания с точки зрения коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, выразительности, соответствия нормам современного русского литературного языка

Самостоятельная работа «Языковая норма и ее функции. Виды языковых норм»

Самостоятельная работа «Языковая норма и ее функции. Виды языковых норм»

Иметь представление о языковой норме, её видах

Самостоятельная работа «Языковая норма и её функции. Виды языковых норм»

Самостоятельная работа «Языковая норма и её функции. Виды языковых норм»

Использовать словари русского языка в учебной деятельности

Самостоятельная работа «Основные виды словарей»

Самостоятельная работа «Основные виды словарей»

Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы

Выполнять фонетический анализ слова

Самостоятельная работа «Фонетика и орфоэпия как разделы лингвистики»

Самостоятельная работа «Фонетика и орфоэпия как разделы лингвистики»

Определять изобразительно-выразительные средства фонетики в тексте

Самостоятельная работа «Изобразительно-выразительные средства фонетики»

Самостоятельная работа «Изобразительно-выразительные средства фонетики»

Анализировать и характеризовать особенности произношения безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных, некоторых грамматических форм, иноязычных слов

Самостоятельная работа «Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы»

Самостоятельная работа «Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы»

Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка

Самостоятельная работа «Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы»

Самостоятельная работа «Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы»

Соблюдать основные произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка

Самостоятельная работа «Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы»

Самостоятельная работа «Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы»

Использовать орфоэпический словарь

Самостоятельная работа «Основные виды словарей»

Самостоятельная работа «Основные виды словарей»

Лексика и фразеология. Лексические нормы

Выполнять лексический анализ слова

Самостоятельная работа «Лексика и фразеология как разделы лингвистики»

Самостоятельная работа «Лексика и фразеология как разделы лингвистики»

Определять изобразительно-выразительные средства лексики

Самостоятельная работа «Изобразительно-выразительные средства лексики»

Самостоятельная работа «Изобразительно-выразительные средства лексики»

Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения лексических норм современного русского литературного языка

Самостоятельная работа «Лексические нормы. Лексическая сочетаемость. Речевая избыточность»

Самостоятельная работа «Лексические нормы. Лексическая сочетаемость. Речевая избыточность»

Соблюдать лексические нормы

Опорный конспект «Лексические нормы. Выбор слова в зависимости от лексического значения»

Опорный конспект «Лексические нормы. Выбор слова в зависимости от лексического значения»

Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной и эмоционально-экспрессивной лексики

Самостоятельная работа «Экспрессивно-стилистическая окраска»

Самостоятельная работа «Экспрессивно-стилистическая окраска»

Использовать толковый словарь, словари синонимов, антонимов, паронимов; словарь иностранных слов, фразеологический словарь, этимологический словарь

Самостоятельная работа «Основные виды словарей»

Самостоятельная работа «Основные виды словарей»

Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы

Выполнять морфемный и словообразовательный анализ слова

Самостоятельная работа «Морфемика и словообразование как разделы лингвистики»

Самостоятельная работа «Морфемика и словообразование как разделы лингвистики»

Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные) с точки зрения особенностей употребления сложносокращенных слов (аббревиатур)

Самостоятельная работа «Морфологические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы употребления имён существительных»

Самостоятельная работа «Морфологические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы употребления имён существительных»

Использовать словообразовательный словарь

Самостоятельная работа «Словообразовательные нормы»

Самостоятельная работа «Словообразовательные нормы»

Морфология. Морфологические нормы

Выполнять морфологический анализ слова

Контрольная работа «Морфология и орфография. Вариант 1»

Контрольная работа «Морфология и орфография. Вариант 1»

Определять особенности употребления в тексте слов разных частей речи

Самостоятельная работа «Основные нормы употребления местоимений»

Самостоятельная работа «Основные нормы употребления местоимений»

Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения морфологических норм современного русского литературного языка

Самостоятельная работа «Основные нормы употребления глаголов»

Самостоятельная работа «Основные нормы употребления глаголов»

Соблюдать морфологические нормы

Самостоятельная работа «Основные нормы употребления имён числительных»

Самостоятельная работа «Основные нормы употребления имён числительных»

Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения трудных случаев употребления имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, глаголов, причастий, деепричастий, наречий (в рамках изученного)

Самостоятельная работа «Основные нормы употребления глаголов»

Самостоятельная работа «Основные нормы употребления глаголов»

Использовать словарь грамматических трудностей, справочники

Самостоятельная работа «Основные нормы употребления имён прилагательных»

Самостоятельная работа «Основные нормы употребления имён прилагательных»

Орфография. Основные правила орфографии

Иметь представление о принципах и разделах русской орфографии

Самостоятельная работа «Орфография как раздел лингвистики»

Самостоятельная работа «Орфография как раздел лингвистики»

Выполнять орфографический анализ слова

Самостоятельная работа «Орфография как раздел лингвистики»

Самостоятельная работа «Орфография как раздел лингвистики»

Анализировать и характеризовать текст (в том числе собственный) с точки зрения соблюдения орфографических правил современного русского литературного языка (в рамках изученного)

Самостоятельная работа «Употребление разделительных ъ и ь»

Самостоятельная работа «Употребление разделительных ъ и ь»

Соблюдать правила орфографии

Самостоятельная работа «Правописание приставок. Буквы ы/и после приставок»

Самостоятельная работа «Правописание приставок. Буквы ы/и после приставок»

Использовать орфографический словарь

Самостоятельная работа «Основные виды словарей»

Самостоятельная работа «Основные виды словарей»

Речь. Речевое общение

Создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объём устных монологических высказываний – не менее 100 слов; объём диалогического высказывания – не менее 7 – 8 реплик)

Самостоятельная работа «Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи»

Самостоятельная работа «Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи»

Выступать перед аудиторией с докладом; представлять реферат, исследовательский проект на лингвистическую и другие темы; использовать образовательные информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач

Самостоятельная работа «Информационно-смысловая переработка текста. Реферат. Аннотация»

Самостоятельная работа «Информационно-смысловая переработка текста. Реферат. Аннотация»

Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения – не менее 150 слов)

Самостоятельная работа «Взаимосвязь языка и культуры»

Самостоятельная работа «Взаимосвязь языка и культуры»

Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой переработки прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие (объём текста для чтения – 450–500 слов; объём прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов)

Самостоятельная работа «Речь как деятельность. Виды речевой деятельности»

Самостоятельная работа «Речь как деятельность. Виды речевой деятельности»

Знать основные нормы речевого этикета применительно к различным ситуациям официального/неофициального общения, статусу адресанта/адресата и другому; использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения, повседневном общении, интернет-коммуникации

Самостоятельная работа «Речевой этикет. Основные функции речевого этикета. Устойчивые формулы русского речевого этикета»

Самостоятельная работа «Речевой этикет. Основные функции речевого этикета. Устойчивые формулы русского речевого этикета»

Употреблять языковые средства с учётом речевой ситуации

Самостоятельная работа «Речевой этикет. Основные функции речевого этикета. Устойчивые формулы русского речевого этикета»

Самостоятельная работа «Речевой этикет. Основные функции речевого этикета. Устойчивые формулы русского речевого этикета»

Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка

Самостоятельная работа «Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи»

Самостоятельная работа «Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи»

Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления

Самостоятельная работа «Публичное выступление»

Самостоятельная работа «Публичное выступление»

Текст. Информационно-смысловая переработка текста

Применять знания о тексте, его основных признаках, структуре и видах представленной в нём информации в речевой практике

Самостоятельная работа «Текст, его основные признаки»

Самостоятельная работа «Текст, его основные признаки»

Понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно/на слух

Самостоятельная работа «Информационно-смысловая переработка текста. План»

Самостоятельная работа «Информационно-смысловая переработка текста. План»

Выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте

Самостоятельная работа «Текст, его основные признаки»

Самостоятельная работа «Текст, его основные признаки»

Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения – не менее 150 слов)

Самостоятельная работа «Информационно-смысловая переработка текста. План»

Самостоятельная работа «Информационно-смысловая переработка текста. План»

Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой переработки прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие (объём текста для чтения – 450–500 слов; объём прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов)

Самостоятельная работа «Информационно-смысловая переработка текста. Тезисы. Конспект»

Самостоятельная работа «Информационно-смысловая переработка текста. Тезисы. Конспект»

Создавать вторичные тексты (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация, отзыв, рецензия и другие)

Самостоятельная работа «Информационно-смысловая переработка текста. Тезисы. Конспект»

Самостоятельная работа «Информационно-смысловая переработка текста. Тезисы. Конспект»

Корректировать текст: устранять логические, фактические, этические, грамматические и речевые ошибки

Самостоятельная работа «Информационно-смысловая переработка текста. Тезисы. Конспект»

Самостоятельная работа «Информационно-смысловая переработка текста. Тезисы. Конспект»

Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»