Предметные результаты конкретизированы в обновлённой федеральной рабочей программе на каждый год обучения. На этой странице указаны детализированные результаты и примеры заданий программы базового уровня для 10 класса по русскому языку, которые способствуют их достижению. Представленные примеры не являются исчерпывающими.
После регистрации в сервисе «Облако знаний» учителю можно будет не только посмотреть упомянутые на странице цифровые работы, но и назначить их ученикам класса.
Предметные результаты
Общие сведения о языке
Иметь представление о языке как знаковой системе, об основных функциях языка; о лингвистике как науке |
Опорный конспект «Язык как знаковая система. Функции языка. Лингвистика как наука» |
Опознавать лексику с национально-культурным компонентом значения; лексику, отражающую традиционные российские духовно-нравственные ценности в художественных текстах и публицистике; объяснять значения данных лексических единиц с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и других); комментировать фразеологизмы с точки зрения отражения в них истории и культуры народа (в рамках изученного) |
Самостоятельная работа «Фразеология русского языка» |
Понимать и уметь комментировать функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, одного из мировых языков (с опорой на статью 68 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации») |
Самостоятельная работа «Положение русского языка в мире» |
Различать формы существования русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго), знать и характеризовать признаки литературного языка и его роль в обществе; использовать эти знания в речевой практике |
Самостоятельная работа «Формы существования русского национального языка» |
Язык и речь. Культура речи. Система языка. Культура речи
Иметь представление о русском языке как системе, знать основные единицы и уровни языковой системы, анализировать языковые единицы разных уровней языковой системы |
Опорный конспект «Система языка, её устройство и функционирование» |
Иметь представление о культуре речи как разделе лингвистики |
Самостоятельная работа «Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи» |
Комментировать нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи, приводить соответствующие примеры |
Самостоятельная работа «Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи» |
Анализировать речевые высказывания с точки зрения коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, выразительности, соответствия нормам современного русского литературного языка |
Самостоятельная работа «Языковая норма и ее функции. Виды языковых норм» |
Иметь представление о языковой норме, её видах |
Самостоятельная работа «Языковая норма и её функции. Виды языковых норм» |
Использовать словари русского языка в учебной деятельности |
Самостоятельная работа «Основные виды словарей» |
Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы
Выполнять фонетический анализ слова |
Самостоятельная работа «Фонетика и орфоэпия как разделы лингвистики» |
Определять изобразительно-выразительные средства фонетики в тексте |
Самостоятельная работа «Изобразительно-выразительные средства фонетики» |
Анализировать и характеризовать особенности произношения безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных, некоторых грамматических форм, иноязычных слов |
Самостоятельная работа «Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы» |
Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка |
Самостоятельная работа «Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы» |
Соблюдать основные произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка |
Самостоятельная работа «Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы» |
Использовать орфоэпический словарь |
Самостоятельная работа «Основные виды словарей» |
Лексика и фразеология. Лексические нормы
Выполнять лексический анализ слова |
Самостоятельная работа «Лексика и фразеология как разделы лингвистики» |
Определять изобразительно-выразительные средства лексики |
Самостоятельная работа «Изобразительно-выразительные средства лексики» |
Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения лексических норм современного русского литературного языка |
Самостоятельная работа «Лексические нормы. Лексическая сочетаемость. Речевая избыточность» |
Соблюдать лексические нормы |
Опорный конспект «Лексические нормы. Выбор слова в зависимости от лексического значения» |
Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной и эмоционально-экспрессивной лексики |
Самостоятельная работа «Экспрессивно-стилистическая окраска» |
Использовать толковый словарь, словари синонимов, антонимов, паронимов; словарь иностранных слов, фразеологический словарь, этимологический словарь |
Самостоятельная работа «Основные виды словарей» |
Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы
Выполнять морфемный и словообразовательный анализ слова |
Самостоятельная работа «Морфемика и словообразование как разделы лингвистики» |
Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные) с точки зрения особенностей употребления сложносокращенных слов (аббревиатур) |
Самостоятельная работа «Морфологические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы употребления имён существительных» |
Использовать словообразовательный словарь |
Самостоятельная работа «Словообразовательные нормы» |
Морфология. Морфологические нормы
Выполнять морфологический анализ слова |
Контрольная работа «Морфология и орфография. Вариант 1» |
Определять особенности употребления в тексте слов разных частей речи |
Самостоятельная работа «Основные нормы употребления местоимений» |
Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения морфологических норм современного русского литературного языка |
Самостоятельная работа «Основные нормы употребления глаголов» |
Соблюдать морфологические нормы |
Самостоятельная работа «Основные нормы употребления имён числительных» |
Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения трудных случаев употребления имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, глаголов, причастий, деепричастий, наречий (в рамках изученного) |
Самостоятельная работа «Основные нормы употребления глаголов» |
Использовать словарь грамматических трудностей, справочники |
Самостоятельная работа «Основные нормы употребления имён прилагательных» |
Орфография. Основные правила орфографии
Иметь представление о принципах и разделах русской орфографии |
Самостоятельная работа «Орфография как раздел лингвистики» |
Выполнять орфографический анализ слова |
Самостоятельная работа «Орфография как раздел лингвистики» |
Анализировать и характеризовать текст (в том числе собственный) с точки зрения соблюдения орфографических правил современного русского литературного языка (в рамках изученного) |
Самостоятельная работа «Употребление разделительных ъ и ь» |
Соблюдать правила орфографии |
Самостоятельная работа «Правописание приставок. Буквы ы/и после приставок» |
Использовать орфографический словарь |
Самостоятельная работа «Основные виды словарей» |
Речь. Речевое общение
Создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объём устных монологических высказываний – не менее 100 слов; объём диалогического высказывания – не менее 7 – 8 реплик) |
Самостоятельная работа «Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи» |
Выступать перед аудиторией с докладом; представлять реферат, исследовательский проект на лингвистическую и другие темы; использовать образовательные информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач |
Самостоятельная работа «Информационно-смысловая переработка текста. Реферат. Аннотация» |
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения – не менее 150 слов) |
Самостоятельная работа «Взаимосвязь языка и культуры» |
Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой переработки прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие (объём текста для чтения – 450–500 слов; объём прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов) |
Самостоятельная работа «Речь как деятельность. Виды речевой деятельности» |
Знать основные нормы речевого этикета применительно к различным ситуациям официального/неофициального общения, статусу адресанта/адресата и другому; использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения, повседневном общении, интернет-коммуникации |
Самостоятельная работа «Речевой этикет. Основные функции речевого этикета. Устойчивые формулы русского речевого этикета» |
Употреблять языковые средства с учётом речевой ситуации |
Самостоятельная работа «Речевой этикет. Основные функции речевого этикета. Устойчивые формулы русского речевого этикета» |
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка |
Самостоятельная работа «Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи» |
Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления |
Самостоятельная работа «Публичное выступление» |
Текст. Информационно-смысловая переработка текста
Применять знания о тексте, его основных признаках, структуре и видах представленной в нём информации в речевой практике |
Самостоятельная работа «Текст, его основные признаки» |
Понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно/на слух |
Самостоятельная работа «Информационно-смысловая переработка текста. План» |
Выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте |
Самостоятельная работа «Текст, его основные признаки» |
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения – не менее 150 слов) |
Самостоятельная работа «Информационно-смысловая переработка текста. План» |
Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой переработки прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие (объём текста для чтения – 450–500 слов; объём прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов) |
Самостоятельная работа «Информационно-смысловая переработка текста. Тезисы. Конспект» |
Создавать вторичные тексты (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация, отзыв, рецензия и другие) |
Самостоятельная работа «Информационно-смысловая переработка текста. Тезисы. Конспект» |
Корректировать текст: устранять логические, фактические, этические, грамматические и речевые ошибки |
Самостоятельная работа «Информационно-смысловая переработка текста. Тезисы. Конспект» |