Уроки по ФГОС • 12.12.2023
424

Физика, 10 класс: Адиабатный процесс

Предлагаем готовую разработку школьного урока, отвечающего требованиям ФГОС, с включением цифровых работ «Облака знаний». Раздел ФРП «Основы термодинамики».

Сценарий урока разработан на основе системно-деятельностного подхода, в приоритете – активное включение учащихся в учебную познавательную деятельность. Наши цифровые ресурсы помогут учителям провести урок в соответствии с содержанием федеральной рабочей программы, назначить цифровое домашнее задание, провести контрольную и лабораторную работы.

Готовый набор заданий различных форматов позволяет быстро подготовиться к занятию. Это существенно снижает нагрузку педагога, даёт больше времени на работу с классом и одновременно позволяет эффективно достигать образовательных результатов. 

После регистрации в сервисе «Облако знаний» учителю можно будет не только посмотреть упомянутые на странице цифровые работы, но и назначить их ученикам класса.

Урок по физике на тему «Адиабатный процесс», 10 класс

Для проведения урока учитель составляет технологическую карту. В разделе «Общая информация по уроку» необходимо указать класс, место урока по тематическому планированию, тему, уровень изучения (базовый или углублённый), тип урока и планируемые результаты.

Если технологическая карта составляется для аттестации, открытых уроков, публикаций или обобщения педагогического опыта, необходимо добавить ключевые слова и краткое описание урока.

Фрагмент технологической карты для урока по теме «Адиабатный процесс», 10 класс:

Класс 10 класс
Тема урока Адиабатный процесс
Уровень изучения Углубленный
Тип урока Урок освоения новых знаний и умений
Планируемые результаты
Личностные
  • Осознание ценности научной деятельности, готовность в процессе изучения физики осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе
Метапредметные
  • Регулятивные: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность; самостоятельно составлять план решения расчётных и качественных задач; давать оценку новым ситуациям.
  • Коммуникативные: осуществлять общение на уроках физики; развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
  • Познавательные: выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых физических явлениях; владеть видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты
Предметные
  • Распознавать физические явления (процессы) и объяснять их на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества.
  • Описывать изученные тепловые свойства тел и тепловые явления, используя физические величины; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинам.
  • Выполнять эксперименты по исследованию физических явлений и процессов с использованием прямых, и косвенных измерений, при этом формулировать проблему/задачу и гипотезу учебного эксперимента, проводить опыт и формулировать выводы.
  • Исследовать зависимости между физическими величинами с использованием прямых измерений, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования.
  • Решать расчётные задачи с явно заданной физической моделью, используя физические законы и принципы, на основе анализа условия задачи выбирать физическую модель, выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, проводить расчёты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
  • Решать качественные задачи: выстраивать логически непротиворечивую цепочку рассуждений с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления
Ключевые слова Основы термодинамики, адиабатный процесс
Краткое описание

Тренажёр «Облако знаний. Школа». Физика, 10 класс

Тренажёр «Облако знаний. Школа». Физика, 10 класс

Перейти к работе

Актуализация знаний

Для актуализации опорных знаний можно использовать опорные конспекты по ранее изученным темам «Изотермический процесс», «Изобарный процесс» и «Изохорный процесс». После актуализации знаний об изопроцессах необходимо связать проблемный вопрос и цель урока: существует термодинамический процесс, при котором система не обменивается теплотой с окружающим пространством, поэтому цель урока – изучить этот процесс.

Конспект по теме «Изотермический процесс»

Конспект по теме «Изотермический процесс»

Освоение нового материала

Освоение нового материала важно сопровождать вопросами и задачами. Для этого хорошо подойдут качественные и расчётные задачи самостоятельной работы по изучаемой теме. Задачи можно решать во фронтальном режиме или в парах, что будет способствовать развитию коммуникативных навыков.

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Адиабатный процесс»

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Адиабатный процесс»

Компетентостные задания

Самостоятельная работа содержит практикоориентированные задания, способствующие применению полученных знаний для объяснения явлений, наблюдаемых в быту. Замечательное задание «Принцип действия углекислотного огнетушителя» основано на видеофрагменте, показывающем строение углекислотного огнетушителя и правило его применения. Ученикам необходимо объяснить принцип действия углекислотного огнетушителя на основе полученных новых знаний.

Фрагменты самостоятельной работы по теме «Адиабатный процесс»

Фрагменты самостоятельной работы по теме «Адиабатный процесс»

Обобщение материала

Для обобщения материала и повторения основных моментов можно использовать опорный конспект по теме. Конспект и самостоятельная работа по теме «Адиабатический процесс» применимы для изучения темы как на базовом, так и углублённом уровнях.

Конспект по теме «Адиабатный процесс»

Конспект по теме «Адиабатный процесс»

Применение новых знаний и навыков

Материалы самостоятельной работы можно задать и в качестве домашнего задания. Ученики научатся применять освоенные знания и навыки. Расчётные задачи с практическим контекстом способствуют закреплению знаний по разделу «Основы термодинамики». 

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Адиабатный процесс»

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Адиабатный процесс»

Виртуальный практикум

Изучение темы можно расширить с помощью лабораторной работы «Исследование адиабатического процесса». Ученики научатся выдвигать гипотезу и проверять её в ходе выполнения работы. Опыт проводится с помощью интерактивной модели.

Фрагмент лабораторной работы по теме «Исследование адиабатного процесса»

Фрагмент лабораторной работы по теме «Исследование адиабатного процесса»

Результаты измерений ученики смогут обработать с помощью интерактивной диаграммы. Выполнение виртуальной лабораторной работы способствует более глубокому пониманию темы.

Фрагмент лабораторной работы по теме «Исследование адиабатного процесса»

Фрагмент лабораторной работы по теме «Исследование адиабатного процесса»

Материал подготовлен методистом «Облака знаний» Гулирой Тулегановой

Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»