Образовательные результаты • 27.11.2023
259

Предметные результаты по русскому языку, 6 класс (базовый уровень)

Предметные результаты конкретизированы в обновлённой федеральной рабочей программе на каждый год обучения. На этой странице указаны детализированные результаты и примеры заданий программы базового уровня для 6 класса по русскому языку, которые способствуют их достижению. Представленные примеры не являются исчерпывающими.

После регистрации в сервисе «Облако знаний» учителю можно будет не только посмотреть упомянутые на странице цифровые работы, но и назначить их ученикам класса. 

Предметные результаты

Общие сведения о языке

Характеризовать функции русского языка как государственного языка российской федерации и языка межнационального общения, приводить примеры использования русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения (в рамках изученного)

Самостоятельная работа «Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения»

Самостоятельная работа «Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения»

Иметь представление о русском литературном языке

Опорный конспект «Понятие о литературном языке»

Опорный конспект «Понятие о литературном языке»

Язык и речь

Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 6 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение); выступать с сообщением на лингвистическую тему

Интерактивная презентация «Ситуации речевого общения»

Интерактивная презентация «Ситуации речевого общения»

Участвовать в диалоге (побуждение к действию, обмен мнениями) объёмом не менее 4 реплик

Интерактивная презентация «Ситуации речевого общения»

Интерактивная презентация «Ситуации речевого общения»

Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным – научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи

Самостоятельная работа «Морфологические средства связи предложений в тексте»

Самостоятельная работа «Морфологические средства связи предложений в тексте»

Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым

Самостоятельная работа «Текст, его основные признаки и композиционные особенности»

Самостоятельная работа «Текст, его основные признаки и композиционные особенности»

Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 110 слов

Самостоятельная работа «Главная и второстепенная информация в тексте»

Самостоятельная работа «Главная и второстепенная информация в тексте»

Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объёмом не менее 180 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста, вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 160 слов; для сжатого изложения – не менее 165 слов)

Самостоятельная работа «Описание действий»

Самостоятельная работа «Описание действий»

Осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией; пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; использовать толковые словари

Опорный конспект «Употребление лексических средств в соответствии с ситуацией общения»

Опорный конспект «Употребление лексических средств в соответствии с ситуацией общения»

Cоблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 100–110 слов; словарного диктанта объёмом 20–25 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 100–110 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение второго года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета Самостоятельная работа «Нормы словоизменения имён существительных»

Текст

Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; с точки зрения его принадлежности к функ­ционально-смысловому типу речи

Самостоятельная работа «Описание как тип речи»

Самостоятельная работа «Описание как тип речи»

Характеризовать тексты различных функционально-смысловых типов речи; характеризовать особенности описания как типа речи (описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий)

Самостоятельная работа «Описание внешности человека»

Самостоятельная работа «Описание внешности человека»

Выявлять средства связи предложений в тексте, в том числе притяжательные и указательные местоимения, видо-временную соотнесённость глагольных форм

Самостоятельная работа «Описание внешности человека»

Самостоятельная работа «Описание внешности человека»

Применять знания о функционально-смысловых типах речи при выполнении анализа различных видов и в речевой практике; использовать знание основных признаков текста в практике создания собственного текста

Самостоятельная работа «Описание как тип речи»

Самостоятельная работа «Описание как тип речи»

Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев

Самостоятельная работа «Текст, его основные признаки и композиционные особенности»

Самостоятельная работа «Текст, его основные признаки и композиционные особенности»

Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий) с опорой на жизненный и читательский опыт; произведение искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 5 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 100 слов с учётом функциональной разновидности и жанра сочинения, характера темы)

Самостоятельная работа «Описание помещения»

Самостоятельная работа «Описание помещения»

Владеть умениями информационной переработки текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и прочитанном тексте; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности Самостоятельная работа «Главная и второстепенная информация текста»
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации Самостоятельная работа «Последовательный и параллельный способы связи предложений в тексте»
Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста Интерактивная презентация «Общеупотребительные слова»
Редактировать собственные тексты с опорой на знание норм современного русского литературного языка

Контрольная работа «Лексикология. Вариант 1»

Контрольная работа «Лексикология. Вариант 1»

Функциональные разновидности языка

Характеризовать особенности официально-делового стиля речи, научного стиля речи; перечислять требования к составлению словарной статьи и научного сообщения; анализировать тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров (рассказ; заявление, расписка; словарная статья, научное сообщение)

Опорный конспект «Словарная статья»

Опорный конспект «Словарная статья»

Применять знания об официально-деловом и научном стиле при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике

Опорный конспект «Смысловой анализ текста официально-делового стиля»

Опорный конспект «Смысловой анализ текста официально-делового стиля»

Система языка. Лексикология. Культура речи

Различать слова с точки зрения их происхождения: исконно русские и заимствованные слова; различать слова с точки зрения их принадлежности к активному или пассивному запасу: неологизмы, устаревшие слова (историзмы и архаизмы); различать слова с точки зрения сферы их употребления: общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления (диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы); определять стилистическую окраску слова

Самостоятельная работа «Профессионализмы, термины»

Самостоятельная работа «Профессионализмы, термины»

Распознавать эпитеты, метафоры, олицетворения; понимать их основное коммуникативное назначение в художественном тексте и использовать в речи с целью повышения её богатства и выразительности

Самостоятельная работа «Описание как тип речи»

Самостоятельная работа «Описание как тип речи»

Распознавать в тексте фразеологизмы, уметь определять их значения; характеризовать ситуацию употреб­ления фра­зеологизма

Опорный конспект «Происхождение и употребление фразеологизмов»

Опорный конспект «Происхождение и употребление фразеологизмов»

Осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией; пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; использовать толковые словари Опорный конспект «Оценка своей и чужой речи. Лексические ошибки»

Словообразование. Культура речи. Орфография

Распознавать формообразующие и словообразующие морфемы в слове; выделять производящую основу

Контрольная работа «Словообразование. Вариант 1»

Контрольная работа «Словообразование. Вариант 1»

Определять способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую); проводить морфемный и словообразовательный анализ слов; применять знания по морфемике и словообразованию при выполнении языкового анализа различных видов Контрольная работа «Словообразование. Вариант 1»
Соблюдать нормы словообразования имён прилагательных Опорный конспект «Особенности словообразования имён прилагательных»
Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания по орфографии в практике правописания Контрольная работа «Имя прилагательное. Вариант 2»
Соблюдать нормы правописания сложных и сложносокращённых слов; нормы правописания корня -кас- и -кос- с чередованием «а» и «о», гласных в приставках пре- и при- Контрольная работа «Словообразование. Вариант 1»

Морфология. Культура речи. Орфография

Характеризовать особенности словообразования имён существительных

Контрольная работа «Имя существительное. Вариант 1»

Контрольная работа «Имя существительное. Вариант 1»

Соблюдать нормы слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами

Контрольная работа «Имя существительное. Вариант 1»

Контрольная работа «Имя существительное. Вариант 1»

Соблюдать нормы произношения, постановки ударения (в рамках изученного), словоизменения имён существительных

Контрольная работа «Имя существительное. Вариант 1»

Контрольная работа «Имя существительное. Вариант 1»

Различать качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные, степени сравнения качественных имён прилагательных

Контрольная работа «Имя прилагательное. Вариант 2»

Контрольная работа «Имя прилагательное. Вариант 2»

Соблюдать нормы словообразования имён прилагательных; нормы произношения имён прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного)

Контрольная работа «Имя прилагательное. Вариант 2»

Контрольная работа «Имя прилагательное. Вариант 2»

Соблюдать нормы правописания «н» и «нн» в именах прилагательных, суффиксов -к- и -ск- имён прилагательных, сложных имён прилагательных Контрольная работа «Имя прилагательное. Вариант 2»
Распознавать числительные; определять общее грамматическое значение имени числительного; различать разряды имён числительных по значению, по строению Контрольная работа «Имя числительное. Вариант 1»
Уметь склонять числительные и характеризовать особенности склонения, словообразования и синтаксических функций числительных; характеризовать роль имён числительных в речи, особенности употребления в научных текстах, деловой речи Контрольная работа «Имя числительное. Вариант 1»
Правильно употреблять собирательные имена числительные; соблюдать нормы правописания имён числительных, в том числе написание «ь» в именах числительных; написание двойных согласных; слитное, раздельное, дефисное написание числительных; нормы правописания окончаний числительных Контрольная работа «Местоимение. Вариант 1»
Распознавать местоимения; определять общее грамматическое значение; различать разряды местоимений; уметь склонять местоимения; характеризовать особенности их склонения, словообразования, синтаксических функций, роли в речи Самостоятельная работа «Слитное, раздельное и дефисное написание местоимений»
Правильно употреблять местоимения в соответствии с требованиями русского речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности, неточности); соблюдать нормы правописания местоимений с «не» и «ни», слитного, раздельного и дефисного написания местоимений Контрольная работа «Глагол. Вариант 1»
Распознавать переходные и непереходные глаголы; разноспрягаемые глаголы; определять наклонение глагола, значение глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении; различать безличные и личные глаголы; использовать личные глаголы в безличном значении Контрольная работа «Глагол. Вариант 1»
Соблюдать нормы правописания «ь» в формах глагола повелительного наклонения Контрольная работа «Глагол. Вариант 1»
Проводить морфологический анализ имён прилагательных, имён числительных, местоимений, глаголов; применять знания по морфологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике Самостоятельная работа «Нормы произношения имен существительных, нормы постановки ударения»
Проводить фонетический анализ слов; использовать знания по фонетике и графике в практике произношения и правописания слов Самостоятельная работа «Понятие о литературном языке»
Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания по орфографии в практике правописания Самостоятельная работа «Понятие о литературном языке»
Проводить синтаксический анализ словосочетаний, синтаксический и пунктуационный анализ предложений (в рамках изученного); применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике Самостоятельная работа «Понятие о литературном языке»
Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»