Образовательные результаты • 23.11.2023
465

Предметные результаты по русскому языку, 7 класс (базовый уровень)

Предметные результаты конкретизированы в обновлённой федеральной рабочей программе на каждый год обучения. На этой странице указаны детализированные результаты и примеры заданий программы базового уровня для 8 класса по русскому языку, которые способствуют их достижению. Представленные примеры не являются исчерпывающими.

После регистрации в сервисе «Облако знаний» учителю можно будет не только посмотреть упомянутые на странице цифровые работы, но и назначить их ученикам класса. 

Предметные результаты

Общие сведения о языке

Иметь представление о языке как развивающемся явлении

Опорный конспект «Язык как развивающееся явление»

Опорный конспект «Язык как развивающееся явление»

Осознавать взаимосвязь языка, культуры и истории народа (приводить примеры)

Самостоятельная работа «Язык как развивающееся явление»

Самостоятельная работа «Язык как развивающееся явление»

Язык и речь

Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 7 предложений на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно- популярной литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование); выступать с научным сообщением

Самостоятельная работа «Монолог и его виды»

Самостоятельная работа «Монолог и его виды»

Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений объёмом не менее 5 реплик

Самостоятельная работа «Диалог и его виды»

Самостоятельная работа «Диалог и его виды»

Владеть различными видами диалога: диалог – запрос информации, диалог – сообщение информации

Самостоятельная работа «Диалог и его виды»

Самостоятельная работа «Диалог и его виды»

Владеть различными видами аудирования (выборочное, ознакомительное, детальное) публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи

Самостоятельная работа «Жанры публицистического стиля. Статья. Очерк»

Самостоятельная работа «Жанры публицистического стиля. Статья. Очерк»

Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым

Самостоятельная работа «Текст как речевое произведение

Самостоятельная работа «Текст как речевое произведение

Устно пересказывать прослушанный или прочитанный текст объёмом не менее 120 слов

Самостоятельная работа «Текст как речевое произведение. Основные признаки и структура текста»

Самостоятельная работа «Текст как речевое произведение. Основные признаки и структура текста»

Понимать содержание прослушанных и прочитанных публицистических текстов (рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление) объёмом не менее 230 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных публицистических текстов (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 180 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 200 слов)

Самостоятельная работа «Рассуждение как функционально-смысловой тип речи»

Самостоятельная работа «Рассуждение как функционально-смысловой тип речи»

Осуществлять адекватный выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом Самостоятельная работа «Диалог и его виды»
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 110–120 слов; словарного диктанта объёмом 25–30 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 110–120 слов, составленного с учетом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение третьего года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); соблюдать на письме пра­вила речевого этикета Самостоятельная работа «Причастный оборот»

Текст

Анализировать текст с точки зрения его соответствия ос­новным признакам; выявлять его структуру, особенности абзац­ного членения, языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические

Самостоятельная работа «Текст как речевое произведение. Основные признаки и структура текста»

Самостоятельная работа «Текст как речевое произведение. Основные признаки и структура текста»

Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев

Самостоятельная работа «Информационная переработка текста. План текста»

Самостоятельная работа «Информационная переработка текста. План текста»

Выявлять лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста

Самостоятельная работа «Средства связи предложений в тексте»

Самостоятельная работа «Средства связи предложений в тексте»

Создавать тексты различных функционально-смысловых ­типов речи с опорой на жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 6 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 150 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы)

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Владеть умениями информационной переработки текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в тексте; передавать содержание текста с изменением лица рассказчика; использовать способы информационной переработки текста; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности

Самостоятельная работа «Особенности содержания и построения текста-рассуждения»

Самостоятельная работа «Особенности содержания и построения текста-рассуждения»

Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации

Самостоятельная работа «Функциональные стили речи»

Самостоятельная работа «Функциональные стили речи»

Представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста Самостоятельная работа «Рассуждение как функционально-смысловой тип речи»
Редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный тексты; редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы с опорой на знание норм современного русского литературного языка Самостоятельная работа «Текст как речевое произведение. Основные признаки и структура текста»

Функциональные разновидности языка

Характеризовать функциональные разновидности языка: разговорную речь и функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы

Самостоятельная работа «Функциональные стили речи»

Самостоятельная работа «Функциональные стили речи»

Характеризовать особенности публицистического стиля (в том числе сферу употребления, функции), употребления языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля, нормы построения текстов публицистического стиля, особенности жанров (интервью, репортаж, заметка)

Самостоятельная работа «Публицистический стиль»

Самостоятельная работа «Публицистический стиль»

Создавать тексты публицистического стиля в жанре репортажа, заметки, интервью; оформлять деловые бумаги (инструкция)

Самостоятельная работа «Инструкция как жанр официально-делового стиля»

Самостоятельная работа «Инструкция как жанр официально-делового стиля»

Владеть нормами построения текстов публицистического стиля Самостоятельная работа «Жанры публицистического стиля. Интервью. Репортаж»
Характеризовать особенности официально-делового стиля (в том числе сферу употребления, функции, языковые особенности), особенности жанра инструкции Самостоятельная работа «Официально-деловой стиль речи»
Применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике Контрольная работа «Текст. Функциональные разновидности языка. Вариант 1»

Система языка

Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания по орфографии в практике правописания

Контрольная работа «Причастие. Вариант 1»

Контрольная работа «Причастие. Вариант 1»

Использовать знания по морфемике и словообразованию при выполнении языкового анализа различных видов и в практике правописания

Контрольная работа «Причастие. Вариант 1»

Контрольная работа «Причастие. Вариант 1»

Объяснять значения фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов, крылатых слов (на основе изученного), в том числе с использованием фразеологических словарей русского языка

Самостоятельная работа «"О" и "е" после шипящих на конце наречий»

Самостоятельная работа «"О" и "е" после шипящих на конце наречий»

Распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, литоту; понимать их коммуникативное назначение в художественном тексте и использовать в речи как средство выразительности Самостоятельная работа «Функциональные стили речи»
Характеризовать слово с точки зрения сферы его употреб­ления, происхождения, активного и пассивного запаса и стилистической окраски; проводить лексический анализ слов; применять знания по лексике и фразеологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике Самостоятельная работа «Язык как развивающее явление»
Распознавать омонимию слов разных частей речи; различать лексическую и грамматическую омонимию; понимать особенности употребления омонимов в речи Самостоятельная работа «Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные»
Использовать грамматические словари и справочники в речевой практике Самостоятельная работа «Причастный оборот»

Морфология. Культура речи

Распознавать причастия и деепричастия, наречия, служебные слова (предлоги, союзы, частицы), междометия, звукоподражательные слова и проводить их морфологический анализ: определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические функции

Контрольная работа «Наречие. Слова категории состояния. Вариант 1»

Контрольная работа «Наречие. Слова категории состояния. Вариант 1»

Причастие

Характеризовать причастия как особую группу слов; опре­делять признаки глагола и имени прилагательного в причастии

Опорный конспект «Причастие как особая группа слов. Признаки глагола и прилагательного у причастия»

Опорный конспект «Причастие как особая группа слов. Признаки глагола и прилагательного у причастия»

Распознавать причастия настоящего и прошедшего времени, действительные и страдательные причастия; различать и характеризовать полные и краткие формы страдательных причастий, склонять причастия

Контрольная работа «Причастие. Вариант 1»

Контрольная работа «Причастие. Вариант 1»

Проводить морфологический анализ причастий, применять это умение в речевой практике

Контрольная работа «Причастие. Вариант 1»

Контрольная работа «Причастие. Вариант 1»

Составлять словосочетания с причастием в роли зависимого слова; конструировать причастные обороты; определять роль причастия в предложении

Самостоятельная работа «Причастный оборот»

Самостоятельная работа «Причастный оборот»

Уместно использовать причастия в речи; различать созвучные причастия и имена прилагательные (висящий – висячий, горящий – горячий); правильно употреблять причастия с суффиксом -ся; правильно устанавливать согласование в словосочетаниях типа прич. + сущ.

Самостоятельная работа «Уместное использование причастий в речи»

Самостоятельная работа «Уместное использование причастий в речи»

Правильно ставить ударение в некоторых формах причастий Самостоятельная работа «Ударение в некоторых формах причастий»
Применять правила правописания падежных окончаний и суффиксов причастий; «н» и «нн» в причастиях и отглагольных именах прилагательных; написания гласной перед суффиксом -вш- действительных причастий прошедшего времени, перед суффиксом -нн- страдательных причастий прошедшего времени; написания не с причастиями Контрольная работа «Причастие. Вариант 1»
Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом Контрольная работа «Причастие. Вариант 1»
Проводить пунктуационный анализ предложений с причастным оборотом Самостоятельная работа «Причастный оборот»

Деепричастие

Определять признаки глагола и наречия в деепричастии, синтаксическую функцию деепричастия

Опорный конспект «Деепричастие как форма глагола. Признаки глагола и наречия у деепричастия»

Опорный конспект «Деепричастие как форма глагола. Признаки глагола и наречия у деепричастия»

Распознавать деепричастия совершенного и несовершенного вида

Опорный конспект «Деепричастия совершенного и несовершенного вида»

Опорный конспект «Деепричастия совершенного и несовершенного вида»

Проводить морфологический анализ деепричастий, применять это умение в речевой практике

Контрольная работа «Деепричастие. Вариант 1»

Контрольная работа «Деепричастие. Вариант 1»

Конструировать деепричастный оборот, определять роль дее­ причастия в предложении

Опорный конспект «Роль деепричастия в предложении»

Опорный конспект «Роль деепричастия в предложении»

Уместно использовать деепричастия в речи

Опорный конспект «Уместное использование деепричастий в речи»

Опорный конспект «Уместное использование деепричастий в речи»

Правильно ставить ударение в деепричастиях  Опорный конспект «Нормы произношения деепричастий»
Применять правила написания гласных в суффиксах деепричастий; правила слитного и раздельного написания «не» с деепричастиями Контрольная работа «Деепричастие. Вариант 1»
Правильно строить предложения с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами Контрольная работа «Деепричастие. Вариант 1»
Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом Контрольная работа «Деепричастие. Вариант 1»
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом Самостоятельная работа «Пунктуационное оформление предложений с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами»

Наречие

Распознавать наречия в речи; определять общее грамматическое значение наречий; различать разряды наречий по значению; характеризовать особенности словообразования наречий, их синтаксических свойств, роли в речи

Контрольная работа «Наречие. Категория состояния. Вариант 1»

Контрольная работа «Наречие. Категория состояния. Вариант 1»

Проводить морфологический анализ наречий, применять это умение в речевой практике

Контрольная работа «Наречие. Категория состояния. Вариант 1»

Контрольная работа «Наречие. Категория состояния. Вариант 1»

Соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий, произношения наречий, постановки в них ударения

Опорный конспект «Степени сравнения наречий»

Опорный конспект «Степени сравнения наречий»

Применять правила слитного, раздельного и дефисного написания наречий; написания «н» и «нн» в наречиях на -о и -е; написания суффиксов -а и -о наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-; употребления «ь» на конце наречий после шипящих; написания суффиксов наречий -о и -е после шипящих; написания «е» и «и» в приставках не- и ни- наречий; слитного и раздельного написания «не» с наречиями

Контрольная работа «Наречие. Категория состояния. Вариант 1»

Контрольная работа «Наречие. Категория состояния. Вариант 1»

Слова категории состояния

Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки слов категории состояния, характеризовать их синтаксическую функцию и роль в речи

Контрольная работа «Наречие. Слова категории состояния. Вариант 1»

Контрольная работа «Наречие. Слова категории состояния. Вариант 1»

Служебные части речи

Давать общую характеристику служебных частей речи; объяснять их отличия от самостоятельных частей речи

Самостоятельная работа «Функциональные особенности служебных частей речи»

Самостоятельная работа «Функциональные особенности служебных частей речи»

Предлог

Характеризовать предлог как служебную часть речи; различать производные и непроизводные предлоги, простые и составные предлоги

Самостоятельная работа «Морфологический анализ предлогов»

Самостоятельная работа «Морфологический анализ предлогов»

Употреблять предлоги в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями; соблюдать нормы правописания производных предлогов Контрольная работа «Предлог. Союз. Вариант 1»
Соблюдать нормы употребления имён существительных и местоимений с предлогами, предлогов «из» – с», «в» – «на» в составе словосочетаний; правила правописания производных предлогов Опорный конспект «Правильное использование непроизводных предлогов»
Проводить морфологический анализ предлогов, применять это умение при выполнении языкового анализа различных ­видов и в речевой практике Самостоятельная работа «Морфологический анализ предлога»

Союз

Характеризовать союз как служебную часть речи; различать разряды союзов по значению, по строению; объяснять роль сою­зов в тексте, в том числе как средств связи однородных членов предложения и частей сложного предложения

Контрольная работа «Предлог. Союз. Вариант 1»

Контрольная работа «Предлог. Союз. Вариант 1»

Употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями; соблюдать нормы правописания союзов, постановки знаков препинания в сложных союзных предложениях, постановки знаков препинания в предложениях с союзом «и» Самостоятельная работа «Употребление союзов в тексте в соответствии с их значением и стилистическими особенностями»
Проводить морфологический анализ союзов, применять это умение в речевой практике Контрольная работа «Предлог. Союз. Вариант 2»

Частица

Характеризовать частицу как служебную часть речи; различать разряды частиц по значению, по составу; объяснять роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола; понимать интонационные особенности предложений с частицами

Самостоятельная работа «Морфологический анализ частиц»

Самостоятельная работа «Морфологический анализ частиц»

Употреблять частицы в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской; соблюдать нормы правописания частиц Контрольная работа «Частица. Междометие. Вариант 1»
Проводить морфологический анализ частиц, применять это умение в речевой практике Самостоятельная работа «Морфологический анализ частиц»

Междометия и звукоподражательные слова

Характеризовать междометия как особую группу слов, различать группы междометий по значению; объяснять роль междометий в речи; характеризовать особенности звукоподражательных слов и их употребление в разговорной речи, в художественной литературе

Самостоятельная работа «Междометия и звукоподражательные слова как средство выразительности. Интонационное выделение междометий и звукоподражательных слов»

Самостоятельная работа «Междометия и звукоподражательные слова как средство выразительности. Интонационное выделение междометий и звукоподражательных слов»

Проводить морфологический анализ междометий; применять это умение в речевой практике Опорный конспект «Междометие как часть речи»
Соблюдать пунктуационные нормы оформления предложений с междометиями Контрольная работа «Частица. Междометие. Вариант 2»
Различать грамматические омонимы Контрольная работа «Частица. Междометие. Вариант 1»
Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»