Предметные результаты конкретизированы в обновлённой федеральной рабочей программе на каждый год обучения. На этой странице указаны детализированные результаты и примеры заданий программы базового уровня для 8 класса по русскому языку, которые способствуют их достижению. Представленные примеры не являются исчерпывающими.
После регистрации в сервисе «Облако знаний» учителю можно будет не только посмотреть упомянутые на странице цифровые работы, но и назначить их ученикам класса.
Предметные результаты
Общие сведения о языке
Иметь представление о языке как развивающемся явлении |
Опорный конспект «Язык как развивающееся явление» |
Осознавать взаимосвязь языка, культуры и истории народа (приводить примеры) |
Самостоятельная работа «Язык как развивающееся явление» |
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 7 предложений на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно- популярной литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование); выступать с научным сообщением |
Самостоятельная работа «Монолог и его виды» |
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений объёмом не менее 5 реплик |
Самостоятельная работа «Диалог и его виды» |
Владеть различными видами диалога: диалог – запрос информации, диалог – сообщение информации |
Самостоятельная работа «Диалог и его виды» |
Владеть различными видами аудирования (выборочное, ознакомительное, детальное) публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи |
Самостоятельная работа «Жанры публицистического стиля. Статья. Очерк» |
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым |
Самостоятельная работа «Текст как речевое произведение |
Устно пересказывать прослушанный или прочитанный текст объёмом не менее 120 слов |
Самостоятельная работа «Текст как речевое произведение. Основные признаки и структура текста» |
Понимать содержание прослушанных и прочитанных публицистических текстов (рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление) объёмом не менее 230 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных публицистических текстов (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 180 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 200 слов) |
Самостоятельная работа «Рассуждение как функционально-смысловой тип речи» |
Осуществлять адекватный выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом | ![]() |
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 110–120 слов; словарного диктанта объёмом 25–30 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 110–120 слов, составленного с учетом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение третьего года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); соблюдать на письме правила речевого этикета | ![]() |
Текст
Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; выявлять его структуру, особенности абзацного членения, языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические |
Самостоятельная работа «Текст как речевое произведение. Основные признаки и структура текста» |
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев |
Самостоятельная работа «Информационная переработка текста. План текста» |
Выявлять лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста |
Самостоятельная работа «Средства связи предложений в тексте» |
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой на жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 6 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 150 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы) |
Самостоятельная работа |
Владеть умениями информационной переработки текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в тексте; передавать содержание текста с изменением лица рассказчика; использовать способы информационной переработки текста; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности |
Самостоятельная работа «Особенности содержания и построения текста-рассуждения» |
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации |
Самостоятельная работа «Функциональные стили речи» |
Представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста | ![]() |
Редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный тексты; редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы с опорой на знание норм современного русского литературного языка | ![]() |
Функциональные разновидности языка
Характеризовать функциональные разновидности языка: разговорную речь и функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы |
Самостоятельная работа «Функциональные стили речи» |
Характеризовать особенности публицистического стиля (в том числе сферу употребления, функции), употребления языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля, нормы построения текстов публицистического стиля, особенности жанров (интервью, репортаж, заметка) |
Самостоятельная работа «Публицистический стиль» |
Создавать тексты публицистического стиля в жанре репортажа, заметки, интервью; оформлять деловые бумаги (инструкция) |
Самостоятельная работа «Инструкция как жанр официально-делового стиля» |
Владеть нормами построения текстов публицистического стиля | ![]() |
Характеризовать особенности официально-делового стиля (в том числе сферу употребления, функции, языковые особенности), особенности жанра инструкции | ![]() |
Применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике | ![]() |
Система языка
Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания по орфографии в практике правописания |
Контрольная работа «Причастие. Вариант 1» |
Использовать знания по морфемике и словообразованию при выполнении языкового анализа различных видов и в практике правописания |
Контрольная работа «Причастие. Вариант 1» |
Объяснять значения фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов, крылатых слов (на основе изученного), в том числе с использованием фразеологических словарей русского языка |
Самостоятельная работа «"О" и "е" после шипящих на конце наречий» |
Распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, литоту; понимать их коммуникативное назначение в художественном тексте и использовать в речи как средство выразительности | ![]() |
Характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления, происхождения, активного и пассивного запаса и стилистической окраски; проводить лексический анализ слов; применять знания по лексике и фразеологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике | ![]() |
Распознавать омонимию слов разных частей речи; различать лексическую и грамматическую омонимию; понимать особенности употребления омонимов в речи | ![]() |
Использовать грамматические словари и справочники в речевой практике | ![]() |
Морфология. Культура речи
Распознавать причастия и деепричастия, наречия, служебные слова (предлоги, союзы, частицы), междометия, звукоподражательные слова и проводить их морфологический анализ: определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические функции |
Контрольная работа «Наречие. Слова категории состояния. Вариант 1» |
Причастие
Характеризовать причастия как особую группу слов; определять признаки глагола и имени прилагательного в причастии |
Опорный конспект «Причастие как особая группа слов. Признаки глагола и прилагательного у причастия» |
Распознавать причастия настоящего и прошедшего времени, действительные и страдательные причастия; различать и характеризовать полные и краткие формы страдательных причастий, склонять причастия |
Контрольная работа «Причастие. Вариант 1» |
Проводить морфологический анализ причастий, применять это умение в речевой практике |
Контрольная работа «Причастие. Вариант 1» |
Составлять словосочетания с причастием в роли зависимого слова; конструировать причастные обороты; определять роль причастия в предложении |
Самостоятельная работа «Причастный оборот» |
Уместно использовать причастия в речи; различать созвучные причастия и имена прилагательные (висящий – висячий, горящий – горячий); правильно употреблять причастия с суффиксом -ся; правильно устанавливать согласование в словосочетаниях типа прич. + сущ. |
Самостоятельная работа «Уместное использование причастий в речи» |
Правильно ставить ударение в некоторых формах причастий | ![]() |
Применять правила правописания падежных окончаний и суффиксов причастий; «н» и «нн» в причастиях и отглагольных именах прилагательных; написания гласной перед суффиксом -вш- действительных причастий прошедшего времени, перед суффиксом -нн- страдательных причастий прошедшего времени; написания не с причастиями | ![]() |
Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом | ![]() |
Проводить пунктуационный анализ предложений с причастным оборотом | ![]() |
Деепричастие
Определять признаки глагола и наречия в деепричастии, синтаксическую функцию деепричастия |
Опорный конспект «Деепричастие как форма глагола. Признаки глагола и наречия у деепричастия» |
Распознавать деепричастия совершенного и несовершенного вида |
Опорный конспект «Деепричастия совершенного и несовершенного вида» |
Проводить морфологический анализ деепричастий, применять это умение в речевой практике |
Контрольная работа «Деепричастие. Вариант 1» |
Конструировать деепричастный оборот, определять роль дее причастия в предложении |
Опорный конспект «Роль деепричастия в предложении» |
Уместно использовать деепричастия в речи |
Опорный конспект «Уместное использование деепричастий в речи» |
Правильно ставить ударение в деепричастиях | ![]() |
Применять правила написания гласных в суффиксах деепричастий; правила слитного и раздельного написания «не» с деепричастиями | ![]() |
Правильно строить предложения с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами | ![]() |
Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом | ![]() |
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом | ![]() |
Наречие
Распознавать наречия в речи; определять общее грамматическое значение наречий; различать разряды наречий по значению; характеризовать особенности словообразования наречий, их синтаксических свойств, роли в речи |
Контрольная работа «Наречие. Категория состояния. Вариант 1» |
Проводить морфологический анализ наречий, применять это умение в речевой практике |
Контрольная работа «Наречие. Категория состояния. Вариант 1» |
Соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий, произношения наречий, постановки в них ударения |
Опорный конспект «Степени сравнения наречий» |
Применять правила слитного, раздельного и дефисного написания наречий; написания «н» и «нн» в наречиях на -о и -е; написания суффиксов -а и -о наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-; употребления «ь» на конце наречий после шипящих; написания суффиксов наречий -о и -е после шипящих; написания «е» и «и» в приставках не- и ни- наречий; слитного и раздельного написания «не» с наречиями |
Контрольная работа «Наречие. Категория состояния. Вариант 1» |
Слова категории состояния
Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки слов категории состояния, характеризовать их синтаксическую функцию и роль в речи |
Контрольная работа «Наречие. Слова категории состояния. Вариант 1» |
Служебные части речи
Давать общую характеристику служебных частей речи; объяснять их отличия от самостоятельных частей речи |
Самостоятельная работа «Функциональные особенности служебных частей речи» |
Предлог
Характеризовать предлог как служебную часть речи; различать производные и непроизводные предлоги, простые и составные предлоги |
Самостоятельная работа «Морфологический анализ предлогов» |
Употреблять предлоги в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями; соблюдать нормы правописания производных предлогов | ![]() |
Соблюдать нормы употребления имён существительных и местоимений с предлогами, предлогов «из» – с», «в» – «на» в составе словосочетаний; правила правописания производных предлогов | ![]() |
Проводить морфологический анализ предлогов, применять это умение при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике | ![]() |
Союз
Характеризовать союз как служебную часть речи; различать разряды союзов по значению, по строению; объяснять роль союзов в тексте, в том числе как средств связи однородных членов предложения и частей сложного предложения |
Контрольная работа «Предлог. Союз. Вариант 1» |
Употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями; соблюдать нормы правописания союзов, постановки знаков препинания в сложных союзных предложениях, постановки знаков препинания в предложениях с союзом «и» | ![]() |
Проводить морфологический анализ союзов, применять это умение в речевой практике | ![]() |
Частица
Характеризовать частицу как служебную часть речи; различать разряды частиц по значению, по составу; объяснять роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола; понимать интонационные особенности предложений с частицами |
Самостоятельная работа «Морфологический анализ частиц» |
Употреблять частицы в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской; соблюдать нормы правописания частиц | ![]() |
Проводить морфологический анализ частиц, применять это умение в речевой практике | ![]() |
Междометия и звукоподражательные слова
Характеризовать междометия как особую группу слов, различать группы междометий по значению; объяснять роль междометий в речи; характеризовать особенности звукоподражательных слов и их употребление в разговорной речи, в художественной литературе |
Самостоятельная работа «Междометия и звукоподражательные слова как средство выразительности. Интонационное выделение междометий и звукоподражательных слов» |
Проводить морфологический анализ междометий; применять это умение в речевой практике | ![]() |
Соблюдать пунктуационные нормы оформления предложений с междометиями | ![]() |
Различать грамматические омонимы | ![]() |