Образовательные результаты • 23.11.2023
368

Предметные результаты по русскому языку, 8 класс (базовый уровень)

Предметные результаты конкретизированы в обновлённой федеральной рабочей программе на каждый год обучения. На этой странице указаны детализированные результаты и примеры заданий программы базового уровня для 8 класса по русскому языку, которые способствуют их достижению. Представленные примеры не являются исчерпывающими.

После регистрации в сервисе «Облако знаний» учителю можно будет не только посмотреть упомянутые на странице цифровые работы, но и назначить их ученикам класса. 

Предметные результаты

Общие сведения о языке

Иметь представление о русском языке как одном из славянских языков

Самостоятельная работа «Русский язык в кругу других славянских языков»

Самостоятельная работа «Русский язык в кругу других славянских языков»

Язык и речь

Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 8 предложений на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной, научно-популярной и публицистической литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование); выступать с научным сообщением

Самостоятельная работа «Монолог-описание, монолог-повествование»

Самостоятельная работа «Монолог-описание, монолог-повествование»

Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений (объём не менее 6 реплик)

Интерактивная презентация «Синтаксис как раздел лингвистики. Словосочетание и предложение»

Интерактивная презентация «Синтаксис как раздел лингвистики. Словосочетание и предложение»

Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным – научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи

Самостоятельная работа «Интонация простого предложения, логическое ударение»

Самостоятельная работа «Интонация простого предложения, логическое ударение»

Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым

Самостоятельная работа «Монолог-описание, монолог-повествование»

Самостоятельная работа «Монолог-описание, монолог-повествование»

Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 140 слов

Самостоятельная работа «Информационная переработка текста»

Самостоятельная работа «Информационная переработка текста»

Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи объёмом не менее 280 слов: подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объем исходного текста должен составлять не менее 230 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 260 слов)

Самостоятельная работа «Информационная переработка текста»

Самостоятельная работа «Информационная переработка текста»

Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом Самостоятельная работа «Информационная переработка текста»
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 120–140 слов; словарного диктанта объёмом 30–35 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 120–140 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение четвёртого года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); понимать особенности использования мимики и жестов в разговорной речи; объяснять национальную обусловленность норм речевого этикета; соблюдать в устной речи и на письме правила русского речевого этикета Самостоятельная работа «Повторение. Правописание "н" и "нн" в суффиксах прилагательных, причастий, наречий»

Текст

Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам: наличия темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности; указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи; анализировать языковые средства выразительности в тексте (фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические)

Самостоятельная работа «Текст и его основные признаки»

Самостоятельная работа «Текст и его основные признаки»

Распознавать тексты разных функционально-смысловых типов речи; анализировать тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров; применять эти знания при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике

Самостоятельная работа «Особенности функционально-смысловых типов речи»

Самостоятельная работа «Особенности функционально-смысловых типов речи»

Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 7 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 200 слов с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы)

Самостоятельная работа «Монолог-рассуждение»

Самостоятельная работа «Монолог-рассуждение»

Владеть умениями информационной переработки текста: со­здавать тезисы, конспект; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности

Самостоятельная работа «Конспект»

Самостоятельная работа «Конспект»

Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации

Самостоятельная работа «Информационная переработка текста»

Самостоятельная работа «Информационная переработка текста»

Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста

Опорный конспект «Повторение. Правописание "н" и "нн" в суффиксах прилагательных, причастий и наречий»

Опорный конспект «Повторение. Правописание "н" и "нн" в суффиксах прилагательных, причастий и наречий»

Редактировать тексты: собственные и (или) созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания и формы, сопоставлять исходный и отредактированный тексты Самостоятельная работа «Текст и его основные признаки»

Функциональные разновидности языка

Характеризовать особенности официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика) и научного стиля, основных жанров научного стиля (реферат, доклад на научную тему), выявлять сочетание различных функциональных разновидностей языка в тексте, средства связи предложений в тексте

Самостоятельная работа «Официально-деловой стиль речи. Сфера употребления, функции, особенности»

Самостоятельная работа «Официально-деловой стиль речи. Сфера употребления, функции, особенности»

Создавать тексты официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика), публицистических жанров; оформлять деловые бумаги

Самостоятельная работа «Жанры официально-делового стиля»

Самостоятельная работа «Жанры официально-делового стиля»

Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом

Самостоятельная работа «Научный стиль речи. Сфера употребления, функции, особенности»

Самостоятельная работа «Научный стиль речи. Сфера употребления, функции, особенности»

Система языка. Синтаксис. Культура речи. Пунктуация

Иметь представление о синтаксисе как разделе лингвистики

Опорный конспек «Синтаксис как раздел лингвистики. Словосочетание и предложение»

Опорный конспек «Синтаксис как раздел лингвистики. Словосочетание и предложение»

Распознавать словосочетание и предложение как единицы синтаксиса

Самостоятельная работа «Грамматическая синонимия словосочетаний. Построение словосочетаний»

Самостоятельная работа «Грамматическая синонимия словосочетаний. Построение словосочетаний»

Различать функции знаков препинания

Опорный конспект «Пунктуация. Функции знаков препинания»

Опорный конспект «Пунктуация. Функции знаков препинания»

Словосочетание

Распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные; определять типы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание; выявлять грамматическую синонимию словосочетаний

Самостоятельная работа «Именные, глагольные и наречные словосочетания»

Самостоятельная работа «Именные, глагольные и наречные словосочетания»

Применять нормы построения словосочетаний

Самостоятельная работа «Грамматическая синонимия словосочетаний. Построение словосочетаний»

Самостоятельная работа «Грамматическая синонимия словосочетаний. Построение словосочетаний»

Предложение

Характеризовать основные признаки предложения, средства оформления предложения в устной и письменной речи

Самостоятельная работа «Средства оформления <noindex>предложения</noindex> в устной и письменной речи»

Самостоятельная работа «Средства оформления <noindex>предложения</noindex> в устной и письменной речи»

Распознавать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске, характеризовать их интонационные и смысловые особенности, языковые формы выражения побуждения в побудительных предложениях; использовать в текстах публицистического стиля риторическое восклицание, вопросно-ответную форму изложения

Самостоятельная работа «Виды предложений по цели высказывания»

Самостоятельная работа «Виды предложений по цели высказывания»

Распознавать предложения по количеству грамматических основ; различать способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения; применять нормы построения простого предложения, использования инверсии; применять нормы согласования сказуемого с подлежащим, в том числе выраженным словосочетанием, сложносокращёнными словами, словами большинство – меньшинство, количественными сочетаниями

Самостоятельная работа «Виды предложений по количеству грамматических основ»

Самостоятельная работа «Виды предложений по количеству грамматических основ»

Применять нормы постановки тире между подлежащим и сказуемым

Опорный конспект «Тире между подлежащим и сказуемым»

Опорный конспект «Тире между подлежащим и сказуемым»

Распознавать предложения по наличию главных и второстепенных членов, предложения полные и неполные (понимать особенности употребления неполных предложений в диалогической речи, соблюдения в устной речи интонации неполного предложения)

Самостоятельная работа «Полные и неполные предложения»

Самостоятельная работа «Полные и неполные предложения»

Различать виды второстепенных членов предложения (согласованные и несогласованные определения, приложение как особый вид определения; прямые и косвенные дополнения, виды обстоятельств) Самостоятельная работа «Согласованные и несогласованные определения»
Распознавать односоставные предложения, их грамматические признаки, морфологические средства выражения главных членов; различать виды односоставных предложений (назывное предложение, определенно-личное предложение, неопределенно-личное предложение, обобщенно-личное предложение, безличное предложение); характеризовать грамматические различия односоставных предложений и двусоставных неполных предложений; выявлять синтаксическую синонимию односоставных и двусоставных предложений; понимать особенности употребления односоставных предложений в речи; характеризовать грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений со словами «да», «нет» Самостоятельная работа «Односоставные предложения, их грамматические признаки»
Характеризовать признаки однородных членов предложения, средства их связи (союзная и бессоюзная связь); различать однородные и неоднородные определения; находить обобщающие слова при однородных членах; понимать особенности употреб­ления в речи сочетаний однородных членов разных типов Самостоятельная работа «Обобщающие слова при однородных членах предложения»
Применять нормы построения предложений с однородными членами, связанными двойными союзами «не только… но и», «как… так и» Самостоятельная работа «Однородные члены, связанные двойными союзами»
Применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанными попарно, с помощью повторяющихся союзов («и... и», «или... или», «либo... либo», «ни... ни», «тo... тo»); нормы постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах Самостоятельная работа «Однородные члены, связанные повторяющимися союзами»
Распознавать простые неосложнённые предложения, в том числе предложения с неоднородными определениями; простые предложения, осложнённые однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах, осложнённые обособленными членами, обращением, вводными словами и предложениями, вставными конструкциями, междометиями Самостоятельная работа «Понятие об обособлении»
Различать виды обособленных членов предложения, применять правила обособления согласованных и несогласованных определений (в том числе приложений), дополнений, обстоятельств, уточняющих членов, пояснительных и присоединительных конструкций; применять правила постановки знаков препинания в предложениях со сравнительным оборотом; правила обособления согласованных и несогласованных определений (в том числе приложений), дополнений, обстоятельств, уточняющих членов, пояснительных и присоединительных конструкций; правила постановки знаков препинания в предложениях с ввод­ными и вставными конструкциями, обращениями и междометиями Самостоятельная работа «Обособление сравнительных оборотов»
Различать группы вводных слов по значению, различать ввод­ные предложения и вставные конструкции; понимать особенности употребления предложений с вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями, обращениями и междометиями в речи, понимать их функции; выявлять омонимию членов предложения и вводных слов, словосочетаний и предложений Самостоятельная работа «Группы вводных слов по значению»
Применять нормы построения предложений с вводными словами и предложениями, вставными конструкциями, обращениями (распространёнными и нераспространёнными), междометиями Самостоятельная работа «Вставные слова, словосочетания и предложения»
Распознавать сложные предложения, конструкции с чужой речью (в рамках изученного) Самостоятельная работа «Основные виды простого предложения»
Проводить синтаксический анализ словосочетаний, синтаксический и пунктуационный анализ предложений; применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике Контрольная работа «Обособленные члены предложения. Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями. Вариант 1»
Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»