Предметные результаты конкретизированы в обновлённой федеральной рабочей программе на каждый год обучения. На этой странице указаны детализированные результаты и примеры заданий программы базового уровня для 8 класса по русскому языку, которые способствуют их достижению. Представленные примеры не являются исчерпывающими.
После регистрации в сервисе «Облако знаний» учителю можно будет не только посмотреть упомянутые на странице цифровые работы, но и назначить их ученикам класса.
Предметные результаты
Общие сведения о языке
Иметь представление о русском языке как одном из славянских языков |
Самостоятельная работа «Русский язык в кругу других славянских языков» |
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 8 предложений на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной, научно-популярной и публицистической литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование); выступать с научным сообщением |
Самостоятельная работа «Монолог-описание, монолог-повествование» |
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений (объём не менее 6 реплик) |
Интерактивная презентация «Синтаксис как раздел лингвистики. Словосочетание и предложение» |
Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным – научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи |
Самостоятельная работа «Интонация простого предложения, логическое ударение» |
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым |
Самостоятельная работа «Монолог-описание, монолог-повествование» |
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 140 слов |
Самостоятельная работа «Информационная переработка текста» |
Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи объёмом не менее 280 слов: подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объем исходного текста должен составлять не менее 230 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 260 слов) |
Самостоятельная работа «Информационная переработка текста» |
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом | ![]() |
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 120–140 слов; словарного диктанта объёмом 30–35 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 120–140 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение четвёртого года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); понимать особенности использования мимики и жестов в разговорной речи; объяснять национальную обусловленность норм речевого этикета; соблюдать в устной речи и на письме правила русского речевого этикета | ![]() |
Текст
Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам: наличия темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности; указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи; анализировать языковые средства выразительности в тексте (фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические) |
Самостоятельная работа «Текст и его основные признаки» |
Распознавать тексты разных функционально-смысловых типов речи; анализировать тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров; применять эти знания при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике |
Самостоятельная работа «Особенности функционально-смысловых типов речи» |
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 7 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 200 слов с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы) |
Самостоятельная работа «Монолог-рассуждение» |
Владеть умениями информационной переработки текста: создавать тезисы, конспект; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности |
Самостоятельная работа «Конспект» |
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации |
Самостоятельная работа «Информационная переработка текста» |
Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста |
Опорный конспект «Повторение. Правописание "н" и "нн" в суффиксах прилагательных, причастий и наречий» |
Редактировать тексты: собственные и (или) созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания и формы, сопоставлять исходный и отредактированный тексты | ![]() |
Функциональные разновидности языка
Характеризовать особенности официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика) и научного стиля, основных жанров научного стиля (реферат, доклад на научную тему), выявлять сочетание различных функциональных разновидностей языка в тексте, средства связи предложений в тексте |
Самостоятельная работа «Официально-деловой стиль речи. Сфера употребления, функции, особенности» |
Создавать тексты официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика), публицистических жанров; оформлять деловые бумаги |
Самостоятельная работа «Жанры официально-делового стиля» |
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом |
Самостоятельная работа «Научный стиль речи. Сфера употребления, функции, особенности» |
Система языка. Синтаксис. Культура речи. Пунктуация
Иметь представление о синтаксисе как разделе лингвистики |
Опорный конспек «Синтаксис как раздел лингвистики. Словосочетание и предложение» |
Распознавать словосочетание и предложение как единицы синтаксиса |
Самостоятельная работа «Грамматическая синонимия словосочетаний. Построение словосочетаний» |
Различать функции знаков препинания |
Опорный конспект «Пунктуация. Функции знаков препинания» |
Словосочетание
Распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные; определять типы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание; выявлять грамматическую синонимию словосочетаний |
Самостоятельная работа «Именные, глагольные и наречные словосочетания» |
Применять нормы построения словосочетаний |
Самостоятельная работа «Грамматическая синонимия словосочетаний. Построение словосочетаний» |
Предложение
Характеризовать основные признаки предложения, средства оформления предложения в устной и письменной речи |
Самостоятельная работа «Средства оформления <noindex>предложения</noindex> в устной и письменной речи» |
Распознавать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске, характеризовать их интонационные и смысловые особенности, языковые формы выражения побуждения в побудительных предложениях; использовать в текстах публицистического стиля риторическое восклицание, вопросно-ответную форму изложения |
Самостоятельная работа «Виды предложений по цели высказывания» |
Распознавать предложения по количеству грамматических основ; различать способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения; применять нормы построения простого предложения, использования инверсии; применять нормы согласования сказуемого с подлежащим, в том числе выраженным словосочетанием, сложносокращёнными словами, словами большинство – меньшинство, количественными сочетаниями |
Самостоятельная работа «Виды предложений по количеству грамматических основ» |
Применять нормы постановки тире между подлежащим и сказуемым |
Опорный конспект «Тире между подлежащим и сказуемым» |
Распознавать предложения по наличию главных и второстепенных членов, предложения полные и неполные (понимать особенности употребления неполных предложений в диалогической речи, соблюдения в устной речи интонации неполного предложения) |
Самостоятельная работа «Полные и неполные предложения» |
Различать виды второстепенных членов предложения (согласованные и несогласованные определения, приложение как особый вид определения; прямые и косвенные дополнения, виды обстоятельств) | ![]() |
Распознавать односоставные предложения, их грамматические признаки, морфологические средства выражения главных членов; различать виды односоставных предложений (назывное предложение, определенно-личное предложение, неопределенно-личное предложение, обобщенно-личное предложение, безличное предложение); характеризовать грамматические различия односоставных предложений и двусоставных неполных предложений; выявлять синтаксическую синонимию односоставных и двусоставных предложений; понимать особенности употребления односоставных предложений в речи; характеризовать грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений со словами «да», «нет» | ![]() |
Характеризовать признаки однородных членов предложения, средства их связи (союзная и бессоюзная связь); различать однородные и неоднородные определения; находить обобщающие слова при однородных членах; понимать особенности употребления в речи сочетаний однородных членов разных типов | ![]() |
Применять нормы построения предложений с однородными членами, связанными двойными союзами «не только… но и», «как… так и» | ![]() |
Применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанными попарно, с помощью повторяющихся союзов («и... и», «или... или», «либo... либo», «ни... ни», «тo... тo»); нормы постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах | ![]() |
Распознавать простые неосложнённые предложения, в том числе предложения с неоднородными определениями; простые предложения, осложнённые однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах, осложнённые обособленными членами, обращением, вводными словами и предложениями, вставными конструкциями, междометиями | ![]() |
Различать виды обособленных членов предложения, применять правила обособления согласованных и несогласованных определений (в том числе приложений), дополнений, обстоятельств, уточняющих членов, пояснительных и присоединительных конструкций; применять правила постановки знаков препинания в предложениях со сравнительным оборотом; правила обособления согласованных и несогласованных определений (в том числе приложений), дополнений, обстоятельств, уточняющих членов, пояснительных и присоединительных конструкций; правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными и вставными конструкциями, обращениями и междометиями | ![]() |
Различать группы вводных слов по значению, различать вводные предложения и вставные конструкции; понимать особенности употребления предложений с вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями, обращениями и междометиями в речи, понимать их функции; выявлять омонимию членов предложения и вводных слов, словосочетаний и предложений | ![]() |
Применять нормы построения предложений с вводными словами и предложениями, вставными конструкциями, обращениями (распространёнными и нераспространёнными), междометиями | ![]() |
Распознавать сложные предложения, конструкции с чужой речью (в рамках изученного) | ![]() |
Проводить синтаксический анализ словосочетаний, синтаксический и пунктуационный анализ предложений; применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике | ![]() |