Уроки по ФГОС • 14.11.2023
266

Информатика, 7 класс: Информационный объём данных. Единицы измерения информации

Предлагаем готовую разработку школьного урока, отвечающего требованиям ФГОС, с включением цифровых работ «Облака знаний». Раздел ФРП «Представление информации».

Сценарий урока разработан на основе системно-деятельностного подхода, в приоритете – активное включение учащихся в учебную познавательную деятельность. Наши цифровые ресурсы помогут учителям провести урок в соответствии с содержанием федеральной рабочей программы, назначить цифровое домашнее задание, провести контрольную и практическую работы.

Готовый набор заданий различных форматов позволяет быстро подготовиться к занятию. Это существенно снижает нагрузку педагога, даёт больше времени на работу с классом и одновременно позволяет эффективно достигать образовательных результатов.

После регистрации в сервисе «Облако знаний» учителю можно будет не только посмотреть упомянутые на странице цифровые работы, но и назначить их ученикам класса.

Урок по информатике на тему «Информационный объём данных. Единицы измерения информации», 7 класс

Для проведения урока учитель составляет технологическую карту. В разделе «Общая информация по уроку» необходимо указать класс, место урока по тематическому планированию, тему, уровень изучения (базовый или углублённый), тип урока и планируемые результаты.

Если технологическая карта составляется для аттестации, открытых уроков, публикаций или обобщения педагогического опыта, необходимо добавить ключевые слова и краткое описание урока.

Фрагмент технологической карты для урока по теме «Информационный объём данных. Единицы измерения информации», 7 класс:

Класс 7 класс
Тема урока Информационный объём данных. Единицы измерения информации
Уровень изучения Базовый
Тип урока Урок освоения новых знаний и умений
Планируемые результаты
Личностные
  • Сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания сущности научной картины мира.
  • Интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем
Метапредметные
  • Регулятивные: ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие решений, принятие решений в группе); владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии.
  • Коммуникативные: сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды.
  • Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; эффективно запоминать и систематизировать информацию
Предметные
  • Сравнивать длины сообщений, записанных в различных алфавитах, оперировать единицами измерения информационного объёма и скорости передачи данных
Ключевые слова Измерение информации, количество информации, информационный объём сообщения, бит, байт, килобайт
Краткое описание

Тренажёр «Облако знаний. Школа». Информатика, 7 класс

Тренажёр «Облако знаний. Школа». Информатика, 7 класс

Перейти к работе

На начальном этапе урока учитель создаёт мотивационный момент, формулирует конкретную учебную установку, ставит вопрос, предлагает выполнить задание, сообщает интересный факт. Это мотивирует мыслительную деятельность школьника.

Первая сцена интерактивной презентации по теме «Информационный объём данных. Единицы измерения информации»

Первая сцена интерактивной презентации по теме «Информационный объём данных. Единицы измерения информации»

На этапе актуализации знаний учитель готовит учеников к усвоению нового материала и создаёт связь между предыдущими уроками и текущим учебным контентом. На этом этапе можно использовать самостоятельные работы «Облака знаний» по ранее изученным темам.

Перед изучением темы, посвящённой измерению информации, необходимо вспомнить, как связаны мощность алфавита и информационный вес одного символа в нём, а перед изучением единиц измерения информации полезно вспомнить степени числа 2. Для этого можно выборочно использовать задания из самостоятельных работ прошлых уроков. А также подобные задания есть в интерактивной презентации к этому уроку.

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Переход от произвольного алфавита к двоичному»

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Переход от произвольного алфавита к двоичному»

Фрагмент интерактивной презентации по теме «Информационный объём данных. Единицы измерения информации»

Фрагмент интерактивной презентации по теме «Информационный объём данных. Единицы измерения информации»

На этапе целеполагания урока учитель формулирует конкретные цели и ожидания от урока, устанавливает задачи, которые помогут достичь поставленных целей, обеспечивает ясное понимание того, что ученики должны вынести из урока, создаёт основу для последующих этапов урока, ориентируясь на цели и задачи.

Освоение нового материала – это ключевой этап урока, на котором учитель представляет ученикам новую информацию и помогает усвоить её. Для представления нового учебного материала можно использовать учебные материалы сервиса «Облако знаний». Например, фронтальная работа с интерактивной презентацией способствует повышению эффективности взаимодействия учителя и учеников, стимулирует вовлечённость учеников на уроке.

В интерактивной презентации в виде блок-схемы представляется алгоритм решения задач по определению информационного объёма сообщения. А отдельной сценой представлены самые популярные единицы измерения объёма информации и связь между ними.

Фронтальная работа с интерактивной презентацией по теме «Информационный объём данных. Единицы измерения информации»

Фронтальная работа с интерактивной презентацией по теме «Информационный объём данных. Единицы измерения информации»

Завершает этап освоения нового материала проверка первичного усвоения: учитель проводит оценку того, насколько ученики поняли и усвоили новый материал. Учитель задаёт вопросы, связанные с представленным материалом, просит учеников дать на них ответы. Это помогает оценить уровень их понимания и внимания на предыдущих этапах урока. Также можно предложить ученикам небольшие проверочные задания, чтобы оценить их знания. Для этого в интерактивную презентацию по теме урока включены пошаговые задания для отработки алгоритма по определению информационного объёма различного вида сообщений.

Кроме того, на данном этапе урока необходимо оказывать индивидуальную поддержку и консультацию тем ученикам, которые испытывают затруднения или нуждаются в дополнительной помощи.

Фронтальная работа с интерактивной презентацией по теме «Информационный объём данных. Единицы измерения информации»

Фронтальная работа с интерактивной презентацией по теме «Информационный объём данных. Единицы измерения информации»

Следующий этап урока – применение знаний, в том числе в новых ситуациях. Возможные виды деятельности на данном этапе: решение задач, выполнение заданий, выполнение практических работ. Учитель при этом играет роль наставника, направляя учеников в процессе применения усвоенных знаний.

На этом этапе можно использовать несколько заданий из самостоятельной работы по теме «Информационный объём данных. Единицы измерения информации». Параметризованные задания позволят выполнять их несколько раз для различных исходных данных.

Фрагменты самостоятельной работы «Информационный объём данных. Единицы измерения информации»

Фрагменты самостоятельной работы «Информационный объём данных. Единицы измерения информации»

Для обобщения материала и повторения основных моментов можно использовать опорный конспект по теме. Также конспект можно использовать для актуализации знаний на следующем уроке или при подготовке к контрольной работе.

Опорный конспект по теме «Информационный объём данных. Единицы измерения информации»

Опорный конспект по теме «Информационный объём данных. Единицы измерения информации»

На этапе подведения итогов учитель доступными и целесообразными методами организует в классе рефлексию по достигнутым, либо недостигнутым образовательным результатам. Учитель даёт возможность ученикам выразить свои мысли и впечатления о прошедшем занятии.

Завершает урок выдача домашнего задания. В качестве домашнего задания учитель  может назначить самостоятельную работу по пройденной теме, отключив при желании задания, которые были выполнены на уроке.

Фрагменты самостоятельной работы по теме «Информационный объём данных. Единицы измерения информации»

Фрагменты самостоятельной работы по теме «Информационный объём данных. Единицы измерения информации»

Материал подготовлен методистом «Облака знаний» Мариной Пономаревой

Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»