Предлагаем готовую разработку школьного урока, отвечающего требованиям ФГОС, с включением цифровых работ «Облака знаний». Раздел ФРП «Природа России. Климат и климатические ресурсы».
Сценарий урока разработан на основе системно-деятельностного подхода, в приоритете – активное включение учащихся в учебную познавательную деятельность. Наши цифровые ресурсы помогут учителям провести урок в соответствии с содержанием федеральной рабочей программы, назначить цифровое домашнее задание, провести контрольную и практическую работы.
Готовый набор заданий различных форматов позволяет быстро подготовиться к занятию. Это существенно снижает нагрузку педагога, даёт больше времени на работу с классом и одновременно позволяет эффективно достигать образовательных результатов.
После регистрации в сервисе «Облако знаний» учителю можно будет не только посмотреть упомянутые на странице цифровые работы, но и назначить их ученикам класса.
Урок по географии на тему «Климатические пояса и области России», 8 класс
Для проведения урока учитель составляет технологическую карту. В разделе «Общая информация по уроку» необходимо указать класс, место урока по тематическому планированию, тему, уровень изучения (базовый или углублённый), тип урока и планируемые результаты.
Если технологическая карта составляется для аттестации, открытых уроков, публикаций или обобщения педагогического опыта, необходимо добавить ключевые слова и краткое описание урока.
Фрагмент технологической карты урока:
Класс | 8 класс |
Тема урока | Климатические пояса и области России |
Уровень изучения | Базовый |
Тип урока | Урок освоения новых знаний и умений |
Планируемые результаты | |
Личностные |
|
Метапредметные |
|
Предметные |
|
Ключевые слова | Климатический пояс, климатическая область, типы климата: арктический, субарктический, умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный, морской, субтропический |
Краткое описание |
Урок с использованием ЭОР:
|
Начало урока – важный элемент учебного процесса, направленный на обеспечение условий для осознанного восприятия нового учебного материала, стимулирование мыслительной деятельности учащихся.
Для вхождения в тему урока и создания мотивации на учебную деятельность учитель предлагает учащимся познакомиться с нижеприведённым заданием.
Учитель сообщает учащимся, что это задание является составной частью домашней работы, которая будет задана по итогам предстоящего урока, и предлагает подумать, какова будет тема урока. Учащиеся предлагают темы: «Различия в климате на территории России», «Типы климата в России» и тому подобные. Учитель напоминает, что различия в климате фиксируются на карте в виде климатических поясов и областей. Таким образом, тема урока может быть определена как «Климатические пояса и области России».
Этап актуализации знаний создаёт связь между предыдущими уроками и текущим учебным содержанием. Этот этап помогает ученикам вспомнить ранее изученный материал, создавая основу для изучения новой темы.
Чтобы лучше уяснить разницу в типах климата, встречающихся на территории России, необходимо повторить закономерности распределения температуры и осадков, которые были изучены на предыдущем уроке. Поэтому данный этап проводится с опорой на задания самостоятельной работы по теме предыдущего урока, которую учащиеся выполняли дома (выборочная проверка, обобщение).
Этап целеполагания обеспечивает понимание учащимися того, что они должны вынести из урока, создаёт основу для последующих этапов урока.
Учитель предлагает учащимся сформулировать цель и конкретные задачи урока:
- узнать, какие типы климата встречаются на территории России;
- установить их отличительные черты и особенности;
- научиться узнавать типы климата по имеющейся информации (в том числе для решения практико-ориентированных задач).
Освоение нового материала – ключевой этап урока, на котором учитель представляет ученикам новую информацию и помогает им усвоить её. Для осуществления учебных действий по освоению нового материала на этом этапе, как и на предыдущем, целесообразно использовать учебные материалы сервиса «Облако знаний».
Возможные виды деятельности на этом этапе:
- работа с картой климатических поясов и областей России (демонстрация опорного конспекта);
- фронтальная беседа: Сколько климатических поясов выделяется в России? Какие из них занимают наибольшую и наименьшую площадь? С чем связано разделение умеренного климатического пояса на такое большое количество областей? Чем они отличаются друг от друга (с опорой на известные учащимся закономерности распределения температур и осадков)? Для достижения запланированных личностных результатов рекомендуется акцентировать внимание на экстремальности климата во многих районах России, сложности хозяйственного освоения территории в этих условиях, наличии большого числа крупных городов и посёлков в районах с самыми суровыми условиями
- cамостоятельная работа учащихся в парах (микрогруппах): в 3–5 предложениях сформулировать характерные черты каждого типа климата (качественно, с акцентом на важнейшие отличия от других типов климата). Цель – научиться различать разные типы климата, не путать их друг с другом;
- pавершает этап освоения нового материала проверка первичного усвоения, которая является своеобразным контрольной точкой урока, позволяющей увидеть, насколько усвоен новый материал учащимися, и вовремя скорректировать ошибки. С этой целью можно предложить учащимся 2-3 задания из самостоятельной работы по теме «Климатические пояса и области России» (в полном объёме она будет задана на дом). Для ответа вызывается несколько человек. Правильность ответов обсуждается.
Следующий этап урока – применение знаний, в том числе в новых ситуациях. Возможные виды деятельности на данном этапе: выполнение практико-ориентированных и творческих заданий, практических и проектных работ, заданий на развитие функциональной грамотности. Важно заметить, что на этом этапе урока акцент смещается на самостоятельную деятельность учащихся. Учитель же выполняет преимущественно роль наставника, направляя учеников в процессе применения усвоенных знаний.
В контексте данного урока на этом этапе целесообразно организовать работу учащихся с климатическими диаграммами. Учащиеся уже приобрели навык работы с ними в курсе 7 класса, сейчас этот навык можно использовать для отработки умения узнавать типы климата отдельных территорий России.
Работа в группах с последующим обсуждением результатов. Выполняется задание 4 из самостоятельной работы по теме «Климатические пояса и области России». Возможно выполнение задания по вариантам (параметризованное задание).
С целью развития коммуникативных навыков на этапе обсуждения рекомендуется стимулировать диалог учащихся, «споры» между группами по поводу определения того или иного типа климата с обязательным условием обоснования своей точки зрения и уважительного отношения к суждениям других участников диалога.
Этап проверки приобретённых знаний, умений и навыков позволяет учителю оценить уровень усвоения материала учащимися, а учащимся – оценить свои собственные знания и умения в процессе само- или взаимооценки. В 8-9 классах на этом этапе целесообразно использовать задания в формате ОГЭ.
Учащимся демонстрируются два задания ОГЭ из материалов сервиса «Облако знаний», связанных по содержанию с изучаемой темой (задания линии 3). Индивидуальная работа.
Учащиеся проводят самодиагностику, сравнивая свои ответы с эталоном.
№ задания | Ответ учащегося | Правильность ответа (+/-) |
Самооценка |
1 |
Материал урока усвоен: |
||
2 |
На этапе подведения итогов учитель доступными и целесообразными методами организует в классе рефлексию по достигнутым, либо недостигнутым образовательным результатам. Подводятся итоги самодиагностики, делается общий вывод о результативности урока. Учитель даёт возможность ученикам выразить свои мысли и впечатления о прошедшем занятии, выражает уверенность, что теперь все смогут ответить на вопрос задания, с которого начинался урок.
В качестве домашнего задания учащимся назначается самостоятельная работа по теме «Климатические пояса и области России» (задавая её, учитель может по своему выбору исключить или оставить задания, которые разбирались на уроке; в заданиях с несколькими вариантами можно предложить учащимся тот вариант, который не был использован на уроке).