Уроки по ФГОС • 09.11.2023
656

География, 8 класс. Климатические пояса и области России

Предлагаем готовую разработку школьного урока, отвечающего требованиям ФГОС, с включением цифровых работ «Облака знаний». Раздел ФРП «Природа России. Климат и климатические ресурсы».

Сценарий урока разработан на основе системно-деятельностного подхода, в приоритете – активное включение учащихся в учебную познавательную деятельность. Наши цифровые ресурсы помогут учителям провести урок в соответствии с содержанием федеральной рабочей программы, назначить цифровое домашнее задание, провести контрольную и практическую работы.

Готовый набор заданий различных форматов позволяет быстро подготовиться к занятию. Это существенно снижает нагрузку педагога, даёт больше времени на работу с классом и одновременно позволяет эффективно достигать образовательных результатов.

После регистрации в сервисе «Облако знаний» учителю можно будет не только посмотреть упомянутые на странице цифровые работы, но и назначить их ученикам класса.

Урок по географии на тему «Климатические пояса и области России», 8 класс

Для проведения урока учитель составляет технологическую карту. В разделе «Общая информация по уроку» необходимо указать класс, место урока по тематическому планированию, тему, уровень изучения (базовый или углублённый), тип урока и планируемые результаты.

Если технологическая карта составляется для аттестации, открытых уроков, публикаций или обобщения педагогического опыта, необходимо добавить ключевые слова и краткое описание урока.

Фрагмент технологической карты урока:

Класс 8 класс
Тема урока Климатические пояса и области России
Уровень изучения Базовый
Тип урока Урок освоения новых знаний и умений
Планируемые результаты
Личностные
  • Осознание разнообразия природы России на примере её климатических условий.
  • Гордость за россиян, освоивших для жизнедеятельности обширную территорию с разными, в том числе с экстремальными, природными условиями.
  • Интерес к другим местам; готовность жить и работать в разных частях России
Метапредметные
  • Регулятивные: определять цель и задачи учебной деятельности; участвовать в групповых формах работы; обсуждать процесс и результат совместной работы; осуществлять самодиагностику результатов учебной деятельности.
  • Коммуникативные: формулировать суждения, выражать свою точку зрения по вопросам, обсуждаемым в группе или фронтально; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций.
  • Познавательные: выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений; выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; определять, различать, сравнивать территории России по заданным признакам; систематизировать географическую информацию, полученную из разных источников (текст, карта, диаграмма)
Предметные
  • Проводить классификацию типов климата России; показывать на карте границы климатических поясов и областей.
  • Знать характерные черты каждого типа климата; объяснять их особенности на основе закономерностей распределения температуры воздуха и осадков по территории России.
  • Уметь определять тип климата по имеющейся информации, в том числе для решения практико-ориентированных задач
Ключевые слова Климатический пояс, климатическая область, типы климата: арктический, субарктический, умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный, морской, субтропический
Краткое описание

Урок с использованием ЭОР:

  • Тренажёр «Облако знаний. Школа». География, 8 класс: перейти к работе
    • опорный конспект по теме «Климатические пояса и области России»
    • самостоятельные работы по темам «Климатические пояса и области России», «Распределение температуры воздуха и атмосферных осадков по территории России».
  • Тренажёр «Облако знаний». Подготовка к ОГЭ. География: перейти к работе 
    • тренировка заданий ОГЭ–2023 по географии. Задания линии 3

Начало урока – важный элемент учебного процесса, направленный на обеспечение условий для осознанного восприятия нового учебного материала, стимулирование мыслительной деятельности учащихся.

Для вхождения в тему урока и создания мотивации на учебную деятельность учитель предлагает учащимся познакомиться с нижеприведённым заданием.

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Климатические пояса и области России»

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Климатические пояса и области России»

Перейти к работе

Учитель сообщает учащимся, что это задание является составной частью домашней работы, которая будет задана по итогам предстоящего урока, и предлагает подумать, какова будет тема урока. Учащиеся предлагают темы: «Различия в климате на территории России», «Типы климата в России» и тому подобные. Учитель напоминает, что различия в климате фиксируются на карте в виде климатических поясов и областей. Таким образом, тема урока может быть определена как «Климатические пояса и области России».

Этап актуализации знаний создаёт связь между предыдущими уроками и текущим учебным содержанием. Этот этап помогает ученикам вспомнить ранее изученный материал, создавая основу для изучения новой темы.

Чтобы лучше уяснить разницу в типах климата, встречающихся на территории России, необходимо повторить закономерности распределения температуры и осадков, которые были изучены на предыдущем уроке. Поэтому данный этап проводится с опорой на задания самостоятельной работы по теме предыдущего урока, которую учащиеся выполняли дома (выборочная проверка, обобщение).

Фрагменты самостоятельной работы по теме «Распределение температуры воздуха и атмосферных осадков по территории России»

Фрагменты самостоятельной работы по теме «Распределение температуры воздуха и атмосферных осадков по территории России»

Перейти к работе

Этап целеполагания обеспечивает понимание учащимися того, что они должны вынести из урока, создаёт основу для последующих этапов урока.

Учитель предлагает учащимся сформулировать цель и конкретные задачи урока:

  • узнать, какие типы климата встречаются на территории России;
  • установить их отличительные черты и особенности;
  • научиться узнавать типы климата по имеющейся информации (в том числе для решения практико-ориентированных задач).

Освоение нового материала – ключевой этап урока, на котором учитель представляет ученикам новую информацию и помогает им усвоить её. Для осуществления учебных действий по освоению нового материала на этом этапе, как и на предыдущем, целесообразно использовать учебные материалы сервиса «Облако знаний».

Возможные виды деятельности на этом этапе:

  • работа с картой климатических поясов и областей России (демонстрация опорного конспекта);  
  • фронтальная беседа: Сколько климатических поясов выделяется в России? Какие из них занимают наибольшую и наименьшую площадь? С чем связано разделение умеренного климатического пояса на такое большое количество областей? Чем они отличаются друг от друга (с опорой на известные учащимся закономерности распределения температур и осадков)? Для достижения запланированных личностных результатов рекомендуется акцентировать внимание на экстремальности климата во многих районах России, сложности хозяйственного освоения территории в этих условиях, наличии большого числа крупных городов и посёлков в районах с самыми суровыми условиями

Опорный конспект по теме «Климатические пояса и области России»

Опорный конспект по теме «Климатические пояса и области России»

Перейти к работе

  • cамостоятельная работа учащихся в парах (микрогруппах): в 3–5 предложениях сформулировать характерные черты каждого типа климата (качественно, с акцентом на важнейшие отличия от других типов климата). Цель – научиться различать разные типы климата, не путать их друг с другом;
  • pавершает этап освоения нового материала проверка первичного усвоения, которая является своеобразным контрольной точкой урока, позволяющей увидеть, насколько усвоен новый материал учащимися, и вовремя скорректировать ошибки. С этой целью можно предложить учащимся 2-3 задания из самостоятельной работы по теме «Климатические пояса и области России» (в полном объёме она будет задана на дом).  Для ответа вызывается несколько человек. Правильность ответов обсуждается.

Фрагменты самостоятельной работы по теме «Климатические пояса и области России»

Фрагменты самостоятельной работы по теме «Климатические пояса и области России»

Перейти к работе

Следующий этап урока – применение знаний, в том числе в новых ситуациях. Возможные виды деятельности на данном этапе: выполнение практико-ориентированных и творческих заданий, практических и проектных работ, заданий на развитие функциональной грамотности. Важно заметить, что на этом этапе урока акцент смещается на самостоятельную деятельность учащихся. Учитель же выполняет преимущественно роль наставника, направляя учеников в процессе применения усвоенных знаний.

В контексте данного урока на этом этапе целесообразно организовать работу учащихся с климатическими диаграммами. Учащиеся уже приобрели навык работы с ними в курсе 7 класса, сейчас этот навык можно использовать для отработки умения узнавать типы климата отдельных территорий России.

Работа в группах с последующим обсуждением результатов. Выполняется задание 4 из самостоятельной работы по теме «Климатические пояса и области России». Возможно выполнение задания по вариантам (параметризованное задание).

С целью развития коммуникативных навыков на этапе обсуждения рекомендуется стимулировать диалог учащихся, «споры» между группами по поводу определения того или иного типа климата с обязательным условием обоснования своей точки зрения и уважительного отношения к суждениям других участников диалога.

Самостоятельная работа по теме «Климатические пояса и области России»

Самостоятельная работа по теме «Климатические пояса и области России»

Перейти к работе

Этап проверки приобретённых знаний, умений и навыков позволяет учителю оценить уровень усвоения материала учащимися, а учащимся – оценить свои собственные знания и умения в процессе само- или взаимооценки. В 8-9 классах на этом этапе целесообразно использовать задания в формате ОГЭ.

Учащимся демонстрируются два задания ОГЭ из материалов сервиса «Облако знаний», связанных по содержанию с изучаемой темой (задания линии 3). Индивидуальная работа.

Тренировка заданий ОГЭ-2023 по географии. Задания линии 3

Тренировка заданий ОГЭ-2023 по географии. Задания линии 3

Перейти к работе

Учащиеся проводят самодиагностику, сравнивая свои ответы с эталоном.

№ задания Ответ учащегося Правильность ответа
(+/-)
Самооценка
1    

Материал урока усвоен:
отлично (2 б.),
удовлетворительно (1 б.),
неудовлетворительно (0 б.)

2    

На этапе подведения итогов учитель доступными и целесообразными методами организует в классе рефлексию по достигнутым, либо недостигнутым образовательным результатам. Подводятся итоги самодиагностики, делается общий вывод о результативности урока. Учитель даёт возможность ученикам выразить свои мысли и впечатления о прошедшем занятии, выражает уверенность, что теперь все смогут ответить на вопрос задания, с которого начинался урок.

В качестве домашнего задания учащимся назначается самостоятельная работа по теме «Климатические пояса и области России» (задавая её, учитель может по своему выбору исключить или оставить задания, которые разбирались на уроке; в заданиях с несколькими вариантами можно предложить учащимся тот вариант, который не был использован на уроке).

Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»