Мы предлагаем шаблон готовой рабочей программы по биологии для 9 класса (углублённый уровень). Шаблон разработан методистами онлайн-сервиса «Облако знаний» с учётом использования его ресурсов, содержит ссылки на цифровые работы онлайн-сервиса, что сильно экономит время учителя на поиск и подбор ЭОР в интернете. Документ соответствует требованиям обновлённого ФГОС ООО и федеральной рабочей программы основного общего образования по биологии.
Как использовать шаблон
После скачивания файла педагогу необходимо:
- Убедиться, что содержание и планируемые результаты в шаблоне соответствуют вашему курсу преподавания. В шаблоне разделы даны по утверждённой стандартной программе. Педагог может добавить дополнительные элементы содержания и планируемые результаты, а также скорректировать список лабораторных и практических работ.
- В разделе «Тематическое планирование» сверить часы на изучение разделов и тем, количество лабораторных и контрольных работ.
- В разделе «Поурочное планирование» сверить названия уроков, количество лабораторных и контрольных работ. При необходимости – указать даты в столбце «Дата изучения» или удалить столбец.
- В разделе «Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса» оставить только тот учебник, который непосредственно используется при реализации программы. Добавить дополнительные методические материалы и ссылки на ЭОР, если используются.
- В разделе «Материально-техническое обеспечение образовательного процесса» добавить дополнительное учебное оборудование и оборудование для проведения практических работ, если необходимо. Также следует сверить представленный список виртуальных практикумов – все ли будут использованы в учебном процессе?
Учтён фактор, что общее количество контрольных работ, согласно требованиям Рособрнадзора, не должно превышать 10 % от общего учебного времени.
Столбец «Дата изучения» не является обязательным и не регламентируется федеральными нормативными актами. В шаблоне от «Облака знаний» он оставлен, так как встречается в некоторых локальных нормативных актах образовательных организаций.
Содержание электронного образовательного ресурса по биологии для 9 класса, углублённый уровень
Содержание ЭОР соответствует требованиям ФГОС и ФОП ООО с учетом федеральной программы воспитания и Концепции преподавания биологии.
Отбор и последовательность изучения материала содержания соответствуют федеральной рабочей программе основного общего образования предмета «Биология» углубленного уровня.
Общий обзор клеток и тканей организма человека
Введение. Науки о человеке и профессии, связанные с ними.
Обмен веществ как основа жизни человека. Свойства и функции белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот. Пластический и энергетический обмен. Регуляция пластического и энергетического обмена. Роль ферментов и гормонов в процессах обмена веществ. Витамины и микроэлементы, их роль для организма. Сбалансированное питание. Нарушение обмена веществ.
Цитология. Строение и химический состав клетки человека. Многообразие клеток в организме человека. Клетки и наследственность. Митоз и мейоз. Клеточные контакты. Раковая трансформация клеток.
Типы тканей организма человека. Многообразие тканей в организме человека. Эпителиальная ткань. Изучение микроскопического строения тканей. Нервная ткань. Строение и физиология нейрона. Мышечная ткань. Строение сократительного аппарата поперечно-полосатых мышц. Гладкая мышечная ткань. Соединительная ткань. Принципы организации органов. План строения человека. Контрольная работа по теме "Общие принципы строения и функционирования тела человека".
Нейрогуморальная регуляция организма
Нервная система. Значение и принципы работы нервной системы. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Рецепторы. Строение и функции спинного мозга человека. Строение и функции головного мозга. Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Нарушения деятельности нервной системы. Методы исследования мозговой активности.
Сенсорные системы. Общие принципы строения сенсорных систем. Зрительный анализатор. Строение и функции глаза. Заболевания органов зрения. Механизмы цветовосприятия и объемного зрения. Анализаторы слуха и равновесия. Обоняние. Вкус. Кожно-мышечная чувствительность. Заболевания, связанные с нарушением рецепции.
Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций, роста и развития организма. Эндокринная система. Железы внутренней секреции. Железы смешанной секреции. Прочие органы и ткани, выделяющие гормоны. Нарушения деятельности эндокринной системы.
Поведение. Рефлекторная деятельность. Эмоции и темперамент. Бодрствование и сон. Гигиена сна. Память. Сознание и мышление. Познавательные процессы и интеллект. Социальная обусловленность поведения. Речь.
Система органов человека
Опорно-двигательный аппарат. Строение костей. Типы костей. Соединения костей. Осевой скелет: кости черепа, позвоночник. Скелеты поясов конечностей и свободных конечностей. Работа мышц по перемещению костных рычагов. Крепление мышц. Строение мышц. Регуляция работы мышц. Основные группы мышц организма человека. Болезни опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма и первая помощь при травмах.
Кровеносная и лимфатическая система. Анатомия сердца. Механическая и электрическая работа сердца. Заболевания сердца и их лечение. Кровообращение у человека. Первая помощь при кровотечениях. Регуляция давления и работы сосудов. Лимфатическая система.
Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Группы крови. Лимфа и тканевая жидкость. Форменные клетки крови. Транспорт газов по крови. Свертывание крови. Нарушения, связанные с кроветворением и функционированием форменных элементов. Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечениях.
Иммунная система. Иммунитет. Виды иммунитета. Механизмы врожденного иммунитета. Приобретенный иммунитет. Вакцины и сыворотки. Органы иммунной системы. Патологии иммунной системы. Аллергии. Инфекционные заболевания человека. Эпидемии.
Дыхательная система. Строение органов дыхания. Газообмен в легких и тканях. Функциональные возможности дыхательной системы. Регуляция дыхания. Болезни органов дыхания. Охрана воздушной среды. Первая помощь при поражении органов дыхания.
Пищеварительная система. Строение желудочно-кишечного тракта и пищеварительных желез. Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения в желудке. Пищеварение в кишечнике. Всасывание веществ. Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения и их профилактика. Вред алкоголизма.
Выделительная система. Выделение в организме человека. Органы выделительной системы. Нефрон. Механизмы выделения. Регуляция выделения. Заболевания органов мочевыделительной системы. Половая система.
Половая система. Болезни, передающиеся половым путем. Оплодотворение и развитие зародыша. Рост и развитие ребенка. Беременность. Роды. Лактация.
Кожа и ее производные. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Первая помощь при ожогах, обморожениях. Производные кожи. Закаливание. Гигиена кожных покровов.
Человек и окружающая среда
Адаптации организма человека. Терморегуляция. Роль гипоталамуса в регуляции теплообмена. Адаптация человека к низким концентрациям кислорода и гипоксии. Адаптации к недостатку питательных веществ. Влияние продолжительности светового дня на регуляцию процессов жизнедеятельности человека. Тренировки. Роль физической активности в сохранении здоровья человека. Адаптация к невесомости.
Генетика человека. Гены и аллели. Первый закон Менделя. Второй и третий законы Менделя. Хромосомная теория наследственности. Кроссинговер. Наследование, сцепленное с полом. Закономерности изменчивости. Наследственные заболевания человека. Популяционная генетика. Закон Харди ? Вайнберга. Медицинская генетика. Анализ родословных. Секвенирование генома. Методы изменения генома человека.
Антропогенез. Место человека в системе органического мира. Сходства и различия человека и обезьян. Антропогенез. Расы человека.
Человек и благоприятная окружающая среда. Человек и благоприятная окружающая среда. Генетика человека. Антропогенез. Человек и окружающая среда.
Нормативные документы, используемые при разработке шаблона рабочей программы
Тренажёр «Облако знаний» разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО) к результатам освоения и содержанию основных образовательных программ, федеральной образовательной программы основного образования (далее – ФОП ООО), федеральной рабочей программы воспитания и Концепции преподавания учебного предмета «Биология». ЭОР «Тренажер «Облако знаний». Биология, 9 класс (углубленный уровень)» принадлежит к совокупности ЭОР, обеспечивающих систематическое изучение учебного предмета «Биология», предназначенных для реализации федеральной рабочей программы по биологии на уровне основного общего образования (далее – ФРП ООО по биологии).