Мы предлагаем шаблон готовой рабочей программы по биологии для 9 класса (базовый уровень). Шаблон разработан методистами онлайн-сервиса «Облако знаний» с учётом использования его ресурсов, содержит ссылки на цифровые работы онлайн-сервиса, что сильно экономит время учителя на поиск и подбор ЭОР в интернете. Документ соответствует требованиям обновлённого ФГОС ООО и федеральной рабочей программы основного общего образования по биологии.
Указанные в программе цифровые работы занесены в Федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.
Как использовать шаблон
После скачивания файла педагогу необходимо:
- Убедиться, что содержание и планируемые результаты в шаблоне соответствуют вашему курсу преподавания. В шаблоне разделы даны по утверждённой стандартной программе. Педагог может добавить дополнительные элементы содержания и планируемые результаты, а также скорректировать список лабораторных и практических работ.
- В разделе «Тематическое планирование» сверить часы на изучение разделов и тем, количество лабораторных и контрольных работ.
- В разделе «Поурочное планирование» сверить названия уроков, количество лабораторных и контрольных работ. При необходимости – указать даты в столбце «Дата изучения» или удалить столбец.
- В разделе «Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса» оставить только тот учебник, который непосредственно используется при реализации программы. Добавить дополнительные методические материалы и ссылки на ЭОР, если используются.
- В разделе «Материально-техническое обеспечение образовательного процесса» добавить дополнительное учебное оборудование и оборудование для проведения практических работ, если необходимо. Также следует сверить представленный список виртуальных практикумов – все ли будут использованы в учебном процессе?
Учтён фактор, что общее количество контрольных работ, согласно требованиям Рособрнадзора, не должно превышать 10 % от общего учебного времени.
Столбец «Дата изучения» не является обязательным и не регламентируется федеральными нормативными актами. В шаблоне от «Облака знаний» он оставлен, так как встречается в некоторых локальных нормативных актах образовательных организаций.
Содержание электронного образовательного ресурса по биологии для 9 класса, базовый уровень
Содержание ЭОР соответствует требованиям ФГОС и ФОП ООО с учетом федеральной программы воспитания и Концепции преподавания биологии.
Отбор и последовательность изучения материала содержания соответствуют рабочей программе основного общего образования предмета «Биология» базового уровня.
Общие принципы строения и функционирования тела человека
Человек – биосоциальный вид. Науки о человеке. Особенности человека как биосоциального существа. Место человека в системе органического мира. Сходства и различия человека и обезьян. Антропогенез. Расы человека.
Структура организма человека. Клетки в организме человека. Многообразие тканей в организме человека. Принципы организации органов. План строения человека.
Нейрогуморальная регуляция. Значение и принципы работы нервной системы. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Рецепторы. Строение и функции спинного мозга человека. Строение и функции головного мозга. Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Нарушения деятельности нервной системы. Эндокринная система. Железы. Гормоны. Нарушения деятельности эндокринной системы.
Системы органов
Опора и движение. Строение костей. Типы костей. Соединения костей. Осевой скелет: кости черепа, позвоночник. Скелеты поясов конечностей и свободных конечностей. Мышечная система человека. Болезни опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма и первая помощь при травмах.
Внутренняя среда организма. Форменные клетки крови. Транспорт газов по крови. Состав и функции крови. Группы крови. Лимфа и тканевая жидкость. Иммунитет и факторы, на него влияющие. Иммунная система. Приобретенный иммунитет. Вакцины и сыворотки.
Кровообращение и лимфообращение. Анатомия сердца. Механическая и электрическая работа сердца. Заболевания сердца и их лечение. Кровообращение у человека. Регуляция давления и работы сосудов. Лимфатическая система. Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечениях.
Дыхание. Строение органов дыхания. Газообмен в легких и тканях. Функциональные возможности дыхательной системы. Регуляция дыхания. Болезни органов дыхания. Охрана воздушной среды. Первая помощь при поражении органов дыхания.
Питание и пищеварение. Строение желудочно-кишечного тракта и пищеварительных желез. Пищеварение в ротовой полости. Зубы. Регуляция слюноотделения. Изучение действия слюны на крахмал. Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения в желудке. Пищеварение в кишечнике. Всасывание веществ. Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения и их профилактика. Вред алкоголизма.
Обмен веществ и превращение энергии. Пластический и энергетический обмен. Регуляция пластического и энергетического обмена. Витамины и микроэлементы, их роль для организма. Сбалансированное питание. Нарушение обмена веществ.
Кожа и ее производные. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Первая помощь при ожогах, обморожениях. Производные кожи. Закаливание. Гигиена кожных покровов. Определение жирности различных участков кожи лица.
Выделение. Выделение в организме человека. Органы выделительной системы. Нефрон. Механизмы выделения. Регуляция выделения. Заболевания органов мочевыделительной системы.
Половая система. Половая система. Болезни, передающиеся половым путем. Оплодотворение и развитие зародыша. Рост и развитие ребенка. Беременность. Роды. Лактация. Введение в генетику. Закономерности изменчивости. Наследственные заболевания человека.
Восприятие и поведение
Органы чувств и анализаторы. Зрительный анализатор. Строение и функции глаза. Заболевания органов зрения. Механизмы цветовосприятия и объемного зрения. Анализаторы слуха и равновесия. Обоняние. Вкус. Кожно-мышечная чувствительность. Заболевания, связанные с нарушением рецепции.
Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Рефлекторная деятельность. Эмоции и темперамент. Бодрствование и сон. Гигиена сна. Память. Сознание и мышление. Познавательные процессы и интеллект. Социальная обусловленность поведения. Речь.
Человек и окружающая среда
Человек и окружающая среда. Экологические факторы и их воздействие на человека. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Здоровый образ жизни. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные и полезные привычки. Человек как часть биосферы. Современные экологические проблемы.
Нормативные документы, используемые при разработке шаблона рабочей программы
Тренажер «Облако знаний» разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО) к результатам освоения и содержанию основных образовательных программ, федеральной образовательной программы основного образования (далее – ФОП ООО), федеральной рабочей программы воспитания и Концепции преподавания учебного предмета «Биология». ЭОР «Тренажер «Облако знаний». Биология, 9 класс» принадлежит к совокупности ЭОР, обеспечивающих систематическое изучение учебного предмета «Биология», предназначенных для реализации федеральной рабочей программы по биологии на уровне основного общего образования (далее – ФРП ООО по биологии).