Рабочие программы • 21.08.2023
412

Рабочая программа по русскому языку, 5 класс

Мы предлагаем шаблон готовой рабочей программы по русскому языку для 5 класса. Шаблон разработан методистами онлайн-сервиса «Облако знаний» с учётом использования его ресурсов, содержит ссылки на цифровые работы онлайн-сервиса, что сильно экономит время учителя на поиск и подбор ЭОР в интернете. Документ соответствует требованиям обновлённого ФГОС ООО и федеральной рабочей программы основного общего образования по русскому языку.

Как использовать шаблон

После скачивания файла педагогу необходимо:

  1. Убедиться, что содержание и планируемые результаты в шаблоне соответствуют вашему курсу преподавания. В шаблоне разделы даны по утверждённой стандартной программе. Педагог может добавить дополнительные элементы содержания и планируемые результаты, а также скорректировать список лабораторных и практических работ.
  2. В разделе «Тематическое планирование» сверить часы на изучение разделов и тем, количество лабораторных и контрольных работ.
  3. В разделе «Поурочное планирование» сверить названия уроков, количество лабораторных и контрольных работ. При необходимости – указать даты в столбце «Дата изучения» или удалить столбец.
  4. В разделе «Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса» оставить только тот учебник, который непосредственно используется при реализации программы. Добавить дополнительные методические материалы и ссылки на ЭОР, если используются.
  5. В разделе «Материально-техническое обеспечение образовательного процесса» добавить дополнительное учебное оборудование и оборудование для проведения практических работ, если необходимо. Также следует сверить представленный список виртуальных практикумов – все ли будут использованы в учебном процессе?

Учтён фактор, что общее количество контрольных работ, согласно требованиям Рособрнадзора, не должно превышать 10 % от общего учебного времени.

Столбец «Дата изучения» не является обязательным и не регламентируется федеральными нормативными актами. В шаблоне от «Облака знаний» он оставлен, так как встречается в некоторых локальных нормативных актах образовательных организаций. 

Содержание электронного образовательного ресурса по русскому языку для 5 класса

Общие сведения о языке:

  • Богатство и выразительность русского языка. Лингвистика как наука о языке. Богатство и выразительность русского языка. Лингвистика как наука о языке.
  • Повторение. Повторение. Правописание гласных и согласных в корне. Повторение. Правописание разделительного мягкого и твёрдого знаков. Повторение. Состав слова. Повторение. Самостоятельные и служебные части речи. Повторение. Синтаксис.

Язык и речь:

  • Язык и речь. Монолог, диалог, полилог. Виды речевой деятельности. Язык и человек. Язык и речь. Общение устное и письменное. Монолог и диалог. Полилог. Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности. Речь как деятельность. Виды аудирования. Виды чтения.

Текст:

  • Текст и его признаки. Функционально-смысловые типы речи. Переработка текста. Текст и его особенности. Тема и основная мысль текста. Композиционная структура текста. Абзац как средство членения текста. Средства связи предложений и частей текста. Повествование и описание. Повествование как тип речи. Рассказ. Смысловой анализ текста. Информационная переработка текста. Изложение и его виды. Приёмы редактирования текста.
  • Функциональные разновидности языка. Стили речи. Функциональные разновидности языка.

Система языка:

  • Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография. Фонетика. Звуки гласные и согласные. Гласные звуки. Согласные звуки: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Слог. Ударение и его свойства. Изменение звуков в потоке речи. Алфавит. Способы обозначения мягкости согласных на письме. Фонетический анализ слова. Орфоэпия. Орфография как система правил правописания слов и форм слов. Правописание твёрдого и мягкого разделительных знаков.
  • Лексикология. Лексикология как раздел лингвистики. Основные способы толкования лексического значения слова. Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Тематические группы слов. Обозначение родовых и видовых понятий. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Лексические словари. Строение словарной статьи. Лексический анализ слова.
  • Морфемика. Орфография. Морфема. Изменение и образование слов. Окончание и основа слова. Корень слова. Суффикс и приставка. Чередование звуков. Беглые гласные. Морфемный анализ слова. Уместное использование слов с суффиксами оценки в собственной речи. Безударные гласные в корне слова. Согласные в корне слова. Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы «ё» и «о» после шипящих в корне слова под ударением. Буквы «ы» и «и» после приставок. Гласные «ы» и «и» после «ц».

Морфология. Культура речи. Орфография:

  • Система частей речи в русском языке. Морфология как раздел лингвистики. Система частей речи в русском языке.
  • Имя существительное. Имя существительное как часть речи. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные. Правописание собственных имён существительных. Род имён существительных. Имена существительные общего рода. Число имён существительных. Имена существительные, имеющие форму только одного числа. Три склонения имён существительных. Правописание «ь» на конце имён существительных после шипящих. Падеж имён существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных. Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имён существительных. Морфологический разбор имени существительного. Нормы словоизменения, произношения имён существительных, нормы постановки ударения. Гласные «о» и «е» после шипящих и «ц» в окончаниях существительных. Гласные «о» и «е» после шипящих и «ц» в суффиксах существительных. Правописание суффиксов существительных «чик» и «щик». Гласные в суффиксах существительных «ек» и «ик». «Не» с существительными. Буквы «а» и «о» в корнях «лаг» и «лож». Буквы «а» и «о» в корнях «раст», «ращ» и «рос», «равн», «ровн». Буквы «а» и «о» в корнях «гар» и «гор». Буквы «а» и «о» в корнях «зар» и «зор». Буквы «а» и «о» в корнях «клан» и «клон», «скак» и «скоч».
  • Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Склонение имён прилагательных. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Полные и краткие прилагательные. Правописание кратких имён прилагательных. Правописание кратких форм имён прилагательных с основой на шипящий. Морфологический разбор имени прилагательного. Нормы постановки ударения в именах прилагательных. Нормы словоизменения, словообразования имён прилагательных. Гласные «о» и «е» после шипящих и «ц» в окончаниях имён прилагательных. Гласные «о» и «е» после шипящих и «ц» в суффиксах имён прилагательных. «Не» с прилагательными.
  • Глагол. Глагол как часть речи. Роль глагола в словосочетании и предложении. Неопределённая форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного видов. Возвратные и невозвратные глаголы. Правописание «-тся» и «-ться» в глаголах. Правописание «ова»/«ева», «ива»/«ыва» в суффиксах глаголов. Изменение глаголов по временам. Настоящее время. Прошедшее время. Будущее время. Спряжение глагола. Морфологический разбор глагола. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Использование мягкого знака после шипящих как показателя грамматической формы глагола 2-го лица единственного числа. Правописание гласной перед суффиксом «л» в глаголах прошедшего времени. Слитное и раздельное правописание «не» с глаголами. Нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах. Буквы «е» и «и» в корнях с чередованием.

Синтаксис. Культура речи. Пунктуация:

  • Синтаксис и пунктуация. Словосочетания. Определение понятий «синтаксис» и «пунктуация». Словосочетание и предложение. Словосочетание и его признаки. Средства связи слов в словосочетаниях.
  • Простое двусоставное предложение. Предложение. Виды предложений. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Нераспространённые и распространённые предложения. Второстепенные члены предложения. Дополнение. Второстепенные члены предложения. Определение. Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. Синтаксический и пунктуационный анализ простых двусоставных предложений.
  • Простое осложнённое предложение. Предложения с однородными членами. Предложения с обобщающим словом при однородных членах. Обращения. Предложения с обращениями. Синтаксический анализ простых осложнённых предложений. Пунктуационный анализ простых осложнённых предложений.
  • Сложное предложение. Простые и сложные предложения. Сложные предложения с союзной и бессоюзной связью. Предложения сложносочинённые и сложноподчинённые. Пунктуационное оформление сложных предложений.
  • Прямая речь. Прямая речь как способ передачи чужой речи на письме. Пунктуационное оформление предложений с прямой речью.
  • Диалог. Оформление диалога.

Нормативные документы, используемые при разработке шаблона:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287, с изменениями от 18.07.2022 № 568).
  2. Федеральная основная общеобразовательная программа основного общего образования (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370).
  3. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2016 г. № 637-р).
  4. Федеральная рабочая программа воспитания основного общего образования (утверждена приказом Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 № 370 в составе ФОП ООО).
  5. Федеральная рабочая программа основного общего образования предмета «Русский язык» (утверждена приказом Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 № 370 в составе ФОП ООО).
Скачать шаблон рабочей программы по русскому языку для 5 класса.docx
Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»