Уроки по ФГОС • 21.06.2024
354

Физика, 8 класс (базовый уровень). Опыты Фарадея. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца

Предлагаем готовую разработку урока, отвечающего требованиям ФГОС, с включением цифровых работ «Облака знаний». Раздел ФРП «Электрические и магнитные явления».

Сценарий урока разработан на основе системно-деятельностного подхода, в приоритете – активное включение учащихся в учебную познавательную деятельность. Наши цифровые ресурсы помогут учителям провести урок в соответствии с содержанием федеральной рабочей программы, назначить цифровое домашнее задание, провести контрольную и лабораторную работы.

Готовый набор заданий различных форматов позволяет быстро подготовиться к занятию. Это существенно снижает нагрузку педагога, даёт больше времени на работу с классом и одновременно позволяет эффективно достигать образовательных результатов.

После регистрации в сервисе «Облако знаний» учителю можно будет не только посмотреть упомянутые на странице цифровые работы, но и назначить их ученикам класса.

Урок по физике на тему «Опыты Фарадея. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца», 8 класс (базовый уровень)

Для проведения урока учитель составляет технологическую карту. В разделе «Общая информация по уроку» необходимо указать класс, место урока по тематическому планированию, тему, уровень изучения (базовый или углублённый), тип урока и планируемые результаты.

Если технологическая карта составляется для аттестации, открытых уроков, публикаций или обобщения педагогического опыта, необходимо добавить ключевые слова и краткое описание урока.

Фрагмент технологической карты для урока по теме «Опыты Фарадея. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца», 8 класс:

Класс 8 класс
Тема Опыты Фарадея. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца
Уровень изучения Базовый
Тип Урок освоения новых знаний и умений
Планируемые результаты
Личностные
  • Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
  • Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.
  • Оценивать собственный вклад в работу группы
Метапредметные
  • Регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать своё.
  • Коммуникативные: обсуждать в рабочей группе информацию; слушать товарища и обосновывать своё мнение; выражать свои мысли и идеи.
  • Познавательные: работать с инструментами цифровой лаборатории; сравнивать и находить отличия; работать с информационными текстами; объяснять значения новых слов; выделять признаки; уметь использовать символы, схемы для структурирования информации
Предметные
  • Использовать понятие «магнитное поле».
  • Различать явление электромагнитной индукции по описанию характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление.
  • Объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций практикоориентированного характера: выявлять причинно-следственные связи, строить объяснение из 1–2 логических шагов с опорой на 1–2 изученных свойства физических явлений, физических законов или закономерностей.
  • Распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов, используя описание исследования, выделять проверяемое предположение, оценивать правильность порядка проведения исследования, делать выводы.
  • Проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел (визуализация магнитных полей постоянных магнитов, действия магнитного поля на свойства электромагнита): формулировать проверяемые предположения, собирать установку из предложенного оборудования, описывать ход опыта и формулировать выводы.
  • Использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу физического содержания, справочные материалы
Ключевые слова Поток вектора магнитной индукции. Причины возникновения индукционного тока. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Опыты Фарадея
Краткое описание

Урок с использованием ЭОР:

Место урока в учебном плане Урок № 63 в учебном плане (май)

Актуализация знаний

Для актуализации знаний используйте опорный конспект по ранее изученной теме «Электромагнитная индукция». Конспект содержит основные понятия и положения предыдущей темы в сжатом виде. Конспект поможет ученикам освежить знания и настроиться на урок.

Опорный конспект по теме «Электромагнитная индукция»

Опорный конспект по теме «Электромагнитная индукция»

Этап мотивации: проблемный вопрос и целеполагание

Подведите к теме урока, задав вопросы про то, как производится электроэнергия.  Ученикам необходимо прийти к идее о том, что электрическая энергия в генераторах вырабатывается благодаря явлению электромагнитной индукции, законы которого предстоит изучить на этом уроке. Для формулировки проблемного вопроса используйте фрагмент самостоятельной работы по ранее изученной теме «Электромагнитная индукция». К заданию самостоятельной работы задайте дополнительный вопрос: как вы думаете, одинаковы ли направления индукционного тока в тех кольцах, которых ток есть? Далее необходимо связать проблемный вопрос и цель урока: направления возникающего в кольцах тока отличаются, поэтому цель урока – научится определять направление индукционного тока.

Фрагмент самостоятельной {C}{C}<!--noindex-->работы{C}{C}<!--/noindex--> по теме «Электромагнитная индукция»

Фрагмент самостоятельной {C}{C}<!--noindex-->работы{C}{C}<!--/noindex--> по теме «Электромагнитная индукция»

Освоение нового материала и закрепление

Для освоения новых знаний покажите ученикам опыты, демонстрирующие правило Ленца. Сформулируйте понятия магнитного потока и правило Ленца вместе с учениками. Для закрепления материала воспользуйтесь заданиями самостоятельной работы «Правило Ленца». Пошаговые задания способствуют лучшему освоению навыка решения задач. Еще одно замечательное задание – «Поезд на магнитной подушке». Это задание основано на описании принципа работы современных поездов – маглевов. На основе предложенного во всплывающем окне текста ученикам необходимо выбрать физические явления, которые лежат в основе работы маглева. Задание направлено на развитие читательской грамотности и навыка анализа физических явлений.

Фрагменты самостоятельной работы по теме «Правило Ленца»

Фрагменты самостоятельной работы по теме «Правило Ленца»

Обобщение материала

Для обобщения материала и повторения основных моментов используйте опорный конспект по изучаемой теме. Также конспект можно использовать для актуализации знаний на следующем уроке или при подготовке к контрольной работе.

Опорный конспект по теме «Правило Ленца»

Опорный конспект по теме «Правило Ленца»

Применение новых знаний и навыков

Материалы виртуального практикума можно применять для работы в классе, организации групповой работы или задать в качестве домашнего задания. В организационной части виртуального практикума даются тема, цель работы, ход работы, краткая теория и инструкция к интерактивной модели, с помощью которой ученику необходимо выполнить лабораторную работу.

Фрагмент лабораторной работы по теме «Опыты Фарадея»

Фрагмент лабораторной работы по теме «Опыты Фарадея»

В основной части ученику необходимо выдвинуть гипотезы и затем проверить их в процессе эксперимента. Эксперимент проводится на основе заданных значений, которые содержат несколько вариантов. Это уменьшает риск копирования чужих работ.

Тренажер «Облако знаний». Функциональная грамотность: Работа по модулю «Водительские права»

Тренажер «Облако знаний». Функциональная грамотность: Работа по модулю «Водительские права»

Фрагменты лабораторной работы по теме «Опыты Фарадея»

Фрагменты лабораторной работы по теме «Опыты Фарадея»

Результаты эксперимента анализируются с помощью интерактивной диаграммы. На основе полученного графика ученику необходимо оценить правильность выдвинутой в начале работы гипотезы.

Фрагменты лабораторной работы по теме «Опыты Фарадея»

Фрагменты лабораторной работы по теме «Опыты Фарадея»

В конце работы ученику необходимо обобщить результаты и написать вывод по проделанной работе. Все задания лабораторной работы, кроме выводов, проверяются автоматически. Выполняя лабораторную работу, ученики научатся применять освоенные знания и навыки, выделять проверяемое предположение (гипотезу), проводить опыты по наблюдению физических явлений и формулировать выводы.

Материал подготовлен методистом «Облака знаний» Гулирой Тулегановой

Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»