Уроки по ФГОС • 29.05.2024
164

Русский язык, 7 класс. Причастие как особая форма глагола

Предлагаем готовую разработку школьного урока, отвечающего требованиям ФГОС, с включением цифровых работ «Облака знаний». Раздел ФРП «Система языка. Морфология».

Сценарий урока разработан на основе системно-деятельностного подхода, в приоритете – активное включение учащихся в учебную познавательную деятельность. Наши цифровые ресурсы помогут учителям провести урок в соответствии с содержанием федеральной рабочей программы, назначить цифровое домашнее задание, провести контрольную и лабораторную работы.

Готовый набор заданий различных форматов позволяет быстро подготовиться к занятию. Это существенно снижает нагрузку педагога, даёт больше времени на работу с классом и одновременно позволяет эффективно достигать образовательных результатов.

После регистрации в сервисе «Облако знаний» учителю можно будет не только посмотреть упомянутые на странице цифровые работы, но и назначить их ученикам класса.

Урок по русскому языку на тему «Причастие как особая форма глагола», 7 класс

Учитель создаёт технологическую карту во время подготовки к уроку. В разделе «Общая информация по уроку» он указывает класс, место урока в учебном плане, тему, уровень сложности (базовый или продвинутый), тип занятия и предполагаемые результаты.

Если карта готовится для аттестации, открытых уроков, публикаций или обобщения педагогического опыта, необходимо также добавить ключевые слова и краткое описание урока.

Фрагмент технологической карты для урока по теме «Причастие как особая форма глагола», 7 класс:

Класс 7 класс
Тема Причастие как особая форма глагола
Уровень изучения Базовый
Тип Урок освоения новых знаний и умений
Планируемые результаты
Личностные
  • Формировать потребность в повышении уровня компетентности через практическую деятельность.
  • Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом
Метапредметные
  • Регулятивные: самостоятельно составлять алгоритм решения задания; выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам.
  • Коммуникативные: сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; выражать свои мысли и идеи.
  • Познавательные: выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи
Предметные
  • Знать морфологические и синтаксические признаки причастий.
  • Распознавать причастия среди других частей речи.
  • Отличать причастия от глаголов и имён прилагательных
Ключевые слова

Самостоятельная работа, причастие, глагол, интерактивная презентация, домашнее задание, учебная задача, этап урока, первичное усвоение, технологическая карта, фронтальная работа

Краткое описание

Тренажёр «Облако знаний. Школа». Русский язык, 7 класс

Тренажёр «Облако знаний. Школа». Русский язык, 7 класс

Перейти к работе

Мотивация

На начальном этапе урока учитель создаёт мотивационный момент. Для этого можно использовать интерактивную презентацию «Облака знаний». Учитель предлагает учащимся рассмотреть схему и предположить, какой теме сегодня будет посвящён урок. Учитель слушает варианты и обобщает: в предложенных словосочетаниях есть особые слова, которые сочетают в себе признаки глагола и имени прилагательного. А значит, темой урока будет какая-то часть речи (название данной форма глагола ученики ещё не знают). Далее учитель озвучивает новую тему урока: «Причастие как особая форма глагола».

Фрагмент интерактивной презентации по теме «Причастие как особая форма глагола»

Фрагмент интерактивной презентации по теме «Причастие как особая форма глагола»

Актуализация знаний

Этап актуализации знаний играет важную роль в учебном процессе, поскольку помогает ученикам вспомнить уже изученный материал, что становится фундаментом для усвоения новых знаний. Один из способов актуализации – использование самостоятельных работ из «Облака знаний», которые позволяют систематизировать предыдущие знания и готовят учеников к более глубокому погружению в новую тему. Такой подход не только обновляет информацию в памяти, но и помогает учащимся увидеть связи между различными темами и концепциями, что способствует более эффективному обучению.

Чтобы подготовить учащихся к восприятию нового учебного материала, можно обратиться к уже пройденным в шестом классе темам по морфологии, повторить основные грамматические признаки глагола и имени прилагательного.

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Морфологический разбор глагола»

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Морфологический разбор глагола»

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Морфологический разбор имён прилагательных»

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Морфологический разбор имён прилагательных»

Целеполагание

Учитель вместе с учениками формулируют цели урока:

  • изучить, какими морфологическими признаки обладает причастие;
  • установить, какие разряды причастий существуют;
  • выяснить, как выполняется морфологический разбор причастия.

Освоение нового материала

Важным этапом урока является введение нового материала, когда учитель представляет ученикам свежую информацию и помогает им освоить её. Одним из методов достижения этой цели является использование интерактивных презентаций, что способствует более активному взаимодействию между учителем и учениками. Это не только повышает эффективность обучения, но и стимулирует учеников к более активному участию в уроке, делая процесс обучения более увлекательным и запоминающимся.

Ниже представлены фрагменты интерактивной презентации по теме «Причастие как особая форма глагола», работая с которой во фронтальном режиме, учитель помогает ученикам освоить грамматические особенности причастий.

Фронтальная работа с интерактивной презентацией по теме «Причастие как особая форма глагола»

Фронтальная работа с интерактивной презентацией по теме «Причастие как особая форма глагола»

Проверка первичного усвоения

По завершении изучения нового материала, учитель проводит оценку первичного усвоения, оценивая, насколько ученики поняли представленную информацию. Это включает ответы на вопросы, связанные с материалом, что позволяет определить уровень концентрации внимания обучающихся и их понимания предыдущих этапов урока. Также важно предложить небольшие проверочные задания для оценки знаний.

Важно оказывать индивидуальную поддержку и консультации тем ученикам, которые испытывают затруднения или нуждаются в дополнительной помощи. Интерактивные задания, представленные в презентации, способствуют первичному закреплению материала, позволяя ученикам применять свои знания на практике и активно участвовать в учебном процессе.

Фронтальная работа с интерактивной презентацией по теме «Причастие как особая форма глагола»

Фронтальная работа с интерактивной презентацией по теме «Причастие как особая форма глагола»

Применение знаний

Следующий этап урока – применение знаний в различных контекстах, где ученики активно выполняют разнообразные задания. Учитель выступает в роли наставника, направляя учеников и помогая им применить усвоенные знания на практике. Этот этап способствует не только закреплению материала, но и развитию учебных навыков, таких как анализ, синтез и применение информации в различных контекстах. Активное участие учеников в этом процессе способствует более глубокому пониманию и усвоению учебного материала.

Здесь можно использовать самостоятельную работу по теме «Причастие как особая форма глагола».

Индивидуальная работа – выполнение заданий самостоятельной работы по теме «Причастие как особая форма глагола»

Индивидуальная работа – выполнение заданий самостоятельной работы по теме «Причастие как особая форма глагола»

Проверка

Этап проверки приобретённых знаний, умений и навыков учитель начинает с краткого резюмирования основной информации, изученной на уроке. Для этого можно использовать опорный конспект и подвести итоги изученной на уроке темы.

Опорный конспект по теме «Причастие как особая форма глагола»

Опорный конспект по теме «Причастие как особая форма глагола»

Затем может быть проведено тестирование учащихся.

Этот этап урока позволяет как учителю, так и ученикам оценить уровень усвоения материала, выделить сильные и слабые стороны и спланировать дальнейшие шаги в обучении для достижения лучших результатов.

Подведение итогов

Подведение итогов включает организацию рефлексии в классе по достигнутым или недостигнутым образовательным целям. Учитель использует доступные и эффективные методы для этой цели, предоставляя ученикам возможность выразить свои мысли и впечатления о занятии. Это помогает участникам урока понять, что они усвоили, и определить, над чем им нужно ещё поработать, способствуя более осознанному и продуктивному обучению.

Выдача домашнего задания

Завершает урок выдача домашнего задания. В качестве домашнего задания может быть назначен опорный конспект для закрепления изученного теоретического материала и самостоятельная работа по теме «Причастие как особая форма глагола» (учитель может исключить из работы те задания, которые выполнялись на уроке).

Фрагменты самостоятельной работы по теме «Причастие как особая форма глагола»

Фрагменты самостоятельной работы по теме «Причастие как особая форма глагола»

Материал подготовлен методистом «Облака знаний» Еленой Огрызко

Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»