Уроки по ФГОС • 27.05.2024
258

Физика, 10 класс (базовый уровень). Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца

Предлагаем готовую разработку урока, отвечающего требованиям ФГОС, с включением цифровых работ «Облака знаний». Раздел ФРП «Электродинамика».

Сценарий урока разработан на основе системно-деятельностного подхода, в приоритете – активное включение учащихся в учебную познавательную деятельность. Наши цифровые ресурсы помогут учителям провести урок в соответствии с содержанием федеральной рабочей программы, назначить цифровое домашнее задание, провести контрольную и лабораторную работы.

Готовый набор заданий различных форматов позволяет быстро подготовиться к занятию. Это существенно снижает нагрузку педагога, даёт больше времени на работу с классом и одновременно позволяет эффективно достигать образовательных результатов. 

После регистрации в сервисе «Облако знаний» учителю можно будет не только посмотреть упомянутые на странице цифровые работы, но и назначить их ученикам класса.

Урок по физике на тему «Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца», 10 класс (базовый уровень)

Для проведения урока учитель составляет технологическую карту. В разделе «Общая информация по уроку» необходимо указать класс, место урока по тематическому планированию, тему, уровень изучения (базовый или углублённый), тип урока и планируемые результаты.

Если технологическая карта составляется для аттестации, открытых уроков, публикаций или обобщения педагогического опыта, необходимо добавить ключевые слова и краткое описание урока.

Фрагмент технологической карты для урока по теме «Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца», 10 класс:

Класс 10 класс
Тема урока Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца
Уровень изучения Базовый
Тип урока Урок освоения новых знаний и умений
Планируемые результаты
Личностные
  • Осознание ценности научной деятельности, готовность в процессе изучения физики осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе
Метапредметные
  • Регулятивные: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность; самостоятельно составлять план решения расчётных и качественных задач; давать оценку новым ситуациям.
  • Коммуникативные: осуществлять общение на уроках физики; развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
  • Познавательныевыявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых физических явлениях; владеть видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты
Предметные
  • Анализировать и объяснять электрические явления, используя основные положения и законы электродинамики.
  • Описывать физические процессы и явления, используя величины: сила тока, напряжение, мощность тока, сопротивление.
  • Выполнять эксперименты по исследованию физических явлений и процессов с использованием прямых, и косвенных измерений, при этом формулировать проблему/задачу и гипотезу учебного эксперимента, проводить опыт и формулировать выводы.
  • Исследовать зависимости между физическими величинами с использованием прямых измерений, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования.
  • Решать расчётные задачи с явно заданной физической моделью, используя физические законы и принципы, на основе анализа условия задачи выбирать физическую модель, выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, проводить расчёты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
  • Решать качественные задачи: выстраивать логически непротиворечивую цепочку рассуждений с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления
Ключевые слова

работа тока, мощность тока, закон Джоуля – Ленца, тепловое действие тока

Краткое описание

Урок с использованием ЭОР:

Место урока в учебном плане Урок № 60 в учебном плане (апрель)

Актуализация знаний и целеполагание

Для актуализации опорных знаний можно использовать опорный конспект по ранее изученной теме «Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Короткое замыкание» или задания соответствующей самостоятельной работы. После актуализации знаний предложите ученикам вспомнить о действиях тока и задайте вопрос о том, почему ток оказывает тепловое действие. Таким образом подведите к теме урока – ток совершает работу, за счёт этого проводник нагревается. Чтобы подвести к понятию мощности тока, спросите о том, что именно считают счётчики электроэнергии в квартирах и домах. Затем необходимо связать проблемные вопросы и цель урока: ток обладает тепловым действием, он совершает работу, и она поддаётся количественной оценке, поэтому цель урока – изучить закономерности, позволяющие дать количественную оценку работы и мощности тока и количества теплоты, выделяющегося на проводнике при протекании тока.

Опорный конспект по теме «Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Короткое замыкание»

Опорный конспект по теме «Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Короткое замыкание»

Освоение нового материала и закрепление

Освоение нового материала важно сопровождать вопросами и задачами. Для этого хорошо подойдут качественные и расчётные задачи самостоятельной работы по изучаемой теме. Задачи можно решать во фронтальном режиме или в парах, что будет способствовать развитию коммуникативных навыков.

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца»

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца»

Компетентостные задания

Самостоятельная работа содержит практикоориентированные задания, способствующие применению полученных знаний для объяснения явлений, наблюдаемых в быту. Например, задание «Спираль электроплитки» основано на реальной бытовой ситуации. 

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца»

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца»

Обобщение материала

Для обобщения материала и повторения основных моментов можно использовать опорный конспект по теме. Также конспекты можно применять при подготовке к контрольным работам и экзаменам, чтобы быстро освежить знания.

Конспект по теме «Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца»

Конспект по теме «Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца»

Применение новых знаний и навыков

Материалы самостоятельной работы можно задать и в качестве домашнего задания. Ученики научатся применять освоенные знания и навыки. Расчётные задачи с практическим контекстом способствуют закреплению знаний по разделу «Электродинамика».

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца»

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца»

 

Виртуальный практикум

Изучение темы можно расширить с помощью виртуальной лабораторной работы «Законы Ома и Джоуля – Ленца для полной цепи». Ученики научатся выдвигать гипотезу и проверять её в ходе выполнения работы. Опыт проводится с помощью интерактивной модели.

Фрагменты лабораторной работы по теме «Законы Ома и Джоуля – Ленца для полной цепи»

Фрагменты лабораторной работы по теме «Законы Ома и Джоуля – Ленца для полной цепи»

Результаты измерений ученики смогут обработать с помощью таблицы или интерактивной диаграммы. Интерактивная диаграмма позволяет установить зависимости между исследованными величинами, а в случае линейной зависимости определять коэффициент, показывающий наклон графика. 

Фрагменты лабораторной работы по теме «Законы Ома и Джоуля – Ленца для полной цепи»

Фрагменты лабораторной работы по теме «Законы Ома и Джоуля – Ленца для полной цепи»

Выполнение виртуальной лабораторной работы способствует развитию навыков выполнения экспериментов, умения формулировать проблему, задачу и гипотезу учебного эксперимента, умения формулирования выводов. В результате ученик глубже поймёт  изученную тему.

Материал подготовлен методистом «Облака знаний» Гулирой Тулегановой

Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»