Предлагаем готовую разработку школьного урока, отвечающего требованиям ФГОС, с включением цифровых работ «Облака знаний». Раздел ФРП «Речь. Речевое общение».
Сценарий урока разработан на основе системно-деятельностного подхода, в приоритете – активное включение учащихся в учебную познавательную деятельность. Наши цифровые ресурсы помогут учителям провести урок в соответствии с содержанием федеральной рабочей программы, назначить цифровое домашнее задание, провести контрольную и лабораторную работы.
Готовый набор заданий различных форматов позволяет быстро подготовиться к занятию. Это существенно снижает нагрузку педагога, даёт больше времени на работу с классом и одновременно позволяет эффективно достигать образовательных результатов.
После регистрации в сервисе «Облако знаний» учителю можно будет не только посмотреть упомянутые на странице цифровые работы, но и назначить их ученикам класса.
Для проведения урока учитель составляет технологическую карту. В разделе «Общая информация по уроку» необходимо указать класс, место урока по тематическому планированию, тему, уровень изучения (базовый или углублённый), тип урока и планируемые результаты.
Если технологическая карта составляется для аттестации, открытых уроков, публикаций или обобщения педагогического опыта, необходимо добавить ключевые слова и краткое описание урока.
Фрагмент технологической карты для урока по теме «Речь как деятельность. Виды речевой деятельности», 10 класс:
Класс | 10 класс |
Тема урока | Речь как деятельность |
Уровень изучения | Базовый |
Тип урока | Урок освоения новых знаний и умений |
Планируемые результаты | |
Личностные |
|
Метапредметные |
|
Предметные |
|
Ключевые слова | Речь, речевая деятельность, виды речевой деятельности, говорение, слушание, чтение, письмо, коммуникативный акт |
Краткое описание |
Мотивация
На начальном этапе урока учитель создаёт мотивационный момент. Для этого можно использовать фрагмент самостоятельной работы «Облака знаний». Учитель предлагает учащимся послушать стихотворение А. Ахматовой «Мужество», определить лексическое значение слова «речь» в стихотворении и обсудить, какой теме сегодня будет посвящён урок.
Учитель слушает варианты и обобщает: речь человека – это язык в действии. Поэтому речь мы рассматриваем как деятельность человека. И эта деятельность имеет различные виды. Мы с вами читали текст задания, слушали стихотворение А. Ахматовой, говорили о содержании стихотворения, а сейчас запишем тему урока. Всё это различные виды речевой деятельности.
Актуализация знаний
Этап актуализации знаний помогает ученикам вспомнить ранее изученный материал, создавая основу для изучения новой темы. Актуализацию опорных знаний можно проводить с использованием работ «Облака знаний» по ранее изученным темам.
Чтобы подготовить учащихся к восприятию нового учебного материала, можно обратиться к теме, изученной в начале 10 класса «Язык как знаковая система. Функции языка. Лингвистика как наука» из раздела «Общие сведения о языке» и поработать с понятиями язык и речь во фронтальном режиме.
Целеполагание
Учитель вместе с учениками формулируют цели урока:
- изучить понятие речевой деятельности;
- познакомиться с разыми видами речевой деятельности;
- научиться различать виды речевой деятельности;
- приобрести навыки работы с различными учебными текстами.
Освоение нового материала
Освоение нового материала – это ключевой этап урока, на котором учитель представляет ученикам новую информацию и помогает им усвоить её. Для представления нового учебного материала можно использовать фронтальную работу с интерактивной презентацией для повышения эффективности взаимодействия учителя и учеников и вовлечённости учеников на уроке.
Ниже представлены фрагменты интерактивной презентации по теме «Речь как деятельность. Виды речевой деятельности», работая с которой во фронтальном режиме, учитель помогает ученикам освоить понятие речевой деятельности и её видов.
Проверка первичного усвоения
Завершает этап освоения нового материала проверка первичного усвоения: учитель проводит оценку того, насколько ученики поняли и усвоили новый материал. Учитель задаёт вопросы, связанные с представленным материалом, и просит учеников давать ответы. Это помогает оценить уровень их понимания и внимания на предыдущих этапах урока. Также можно предложить ученикам небольшие проверочные задания, чтобы оценить их знания.
Кроме того, на данном этапе урока необходимо оказывать индивидуальную поддержку и консультации тем ученикам, которые испытывают затруднения или нуждаются в дополнительной помощи.
Ниже представлены задания интерактивной презентации, направленные на первичное закрепление материала. Выполняя несложные задания по изучаемой теме ученики применяют на практике полученные знания и усваивают их через активную деятельность.
Применение знаний
Следующий этап урока – применение знаний, в том числе в новых ситуациях. На данном этапе ученики выполняют задания. Учитель при этом играет роль наставника, направляя учеников в процессе применения усвоенных знаний.
Здесь можно использовать отдельные задания самостоятельной работы по теме «Речь как деятельность. Виды речевой деятельности».
Проверка
Этап проверки приобретённых знаний, умений и навыков можно провести с помощью ещё не использованных заданий из самостоятельной работы по теме «Речь как деятельность. Виды речевой деятельности».
Данный этап позволяет учителю и ученикам оценить уровень усвоения материала, выявить сильные и слабые стороны, а также спланировать последующие шаги в обучении для достижения лучших результатов.
Подведение итогов
На этапе подведения итогов учитель доступными и целесообразными методами организует в классе рефлексию по достигнутым, либо недостигнутым образовательным результатам. Учитель даёт возможность ученикам выразить свои мысли и впечатления о прошедшем занятии.
На данном задании может быть использовано одно из заданий интерактивной презентации по теме «Речь как деятельность. Виды речевой деятельности», в котором ученикам предлагается заполнить схему.
Выдача домашнего задания
Завершает урок выдача домашнего задания. В качестве домашнего задания может быть назначен опорный конспект для закрепления изученного теоретического материала по теме «Речь как деятельность. Виды речевой деятельности».
Материал подготовлен методистом «Облака знаний» Анной Фирсовой