Уроки по ФГОС • 29.02.2024
639

Русский язык, 10 класс. Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы

Предлагаем готовую разработку школьного урока, отвечающего требованиям ФГОС, с включением цифровых работ «Облака знаний». Раздел ФРП «Язык и речь. Культура речи. Система языка. Культура речи».

Сценарий урока разработан на основе системно-деятельностного подхода, в приоритете – активное включение учащихся в учебную познавательную деятельность. Наши цифровые ресурсы помогут учителям провести урок в соответствии с содержанием федеральной рабочей программы, назначить цифровое домашнее задание, провести контрольную и лабораторную работы.

Готовый набор заданий различных форматов позволяет быстро подготовиться к занятию. Это существенно снижает нагрузку педагога, даёт больше времени на работу с классом и одновременно позволяет эффективно достигать образовательных результатов. 

После регистрации в сервисе «Облако знаний» учителю можно будет не только посмотреть упомянутые на странице цифровые работы, но и назначить их ученикам класса.

Урок по русскому языку на тему «Орфоэпические нормы», 10 класс

Для проведения урока учитель составляет технологическую карту. В разделе «Общая информация по уроку» необходимо указать класс, место урока по тематическому планированию, тему, уровень изучения (базовый или углублённый), тип урока и планируемые результаты.

Если технологическая карта составляется для аттестации, открытых уроков, публикаций или обобщения педагогического опыта, необходимо добавить ключевые слова и краткое описание урока.

Фрагмент технологической карты для урока по теме «Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы», 10 класс:

Класс 10 класс
Тема урока Орфоэпические нормы
Уровень изучения Базовый
Тип урока Урок освоения новых знаний и умений
Планируемые результаты
Личностные
  • Совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира.
  • Осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по русскому языку, индивидуально и в группе
Метапредметные
  • Регулятивные: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности.
  • Коммуникативные: владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог; развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение, строить высказывание.
  • Познавательные: устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении; владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе по русскому языку; его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами
Предметные
  • Анализировать и характеризовать особенности произношения безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных, некоторых грамматических форм, иноязычных слов.
  • Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка.
  • Соблюдать основные произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка.
  • Использовать орфоэпический словарь
Ключевые слова

Орфоэпия, норма, произношение, интонация, акцентология, разноместное ударение, вариативное ударение, подвижное ударение

Краткое описание

Тренажёр «Облако знаний. Школа». Химия, 9 класс

Тренажёр «Облако знаний. Школа». Химия, 9 класс

Перейти к работе

Мотивация

На начальном этапе урока учитель создаёт мотивационный момент. Для этого можно использовать фрагмент самостоятельной работы «Языковая норма и её функции. Виды языковых норм» от «Облака знаний».  Учитель предлагает учащимся найти слово, в котором неверно поставлено ударение, и определить, какой теме сегодня будет посвящён урок.

Возможные вопросы ученикам:

  • Перед нами ряд слов, в которых проставлено ударение. Во всех ли словах оно поставлено верно?
  • Все ли слова соответствуют произносительной норме?
  • Что нужно знать, чтобы не допускать ошибок в произношении слов?

Учитель слушает варианты и обобщает: для того, чтобы не допускать ошибок в ударении и произношении слов, нужно знать орфоэпические нормы. А значит, темой урока будет «Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы».

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Языковая норма и её функции. Виды языковых норм»

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Языковая норма и её функции. Виды языковых норм»

Актуализация знаний

Этап актуализации знаний помогает ученикам вспомнить ранее изученный материал, создавая основу для изучения новой темы. Актуализацию опорных знаний можно проводить с использованием самостоятельных работ «Облака знаний» по ранее изученным темам.

Чтобы подготовить учащихся к восприятию нового учебного материала, можно обратиться к самостоятельной работе 5 класса «Орфоэпия. Интонация» из раздела «Система языка. Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография» и поработать с заданиями во фронтальном режиме.

Фрагменты самостоятельной работы по теме «Орфоэпия. Интонация»

Фрагменты самостоятельной работы по теме «Орфоэпия. Интонация»

Целеполагание

Учитель вместе с учениками формулируют цели урока:

  • изучить понятия «орфоэпические нормы», «интонация», «ударение»;
  • познакомиться с правилами постановки ударения и произношения отдельных слов;
  • освоить основные акцентологические и произносительные нормы;
  • приобрести навыки выполнения заданий, направленных на проверку орфоэпических норм.

Освоение нового материала

Освоение нового материала – это ключевой этап урока, на котором учитель представляет ученикам новую информацию и помогает им усвоить её. Для представления нового учебного материала можно использовать фронтальную работу с интерактивной презентацией для повышения эффективности взаимодействия учителя и учеников и вовлечённости учеников на уроке.

Ниже представлены фрагменты интерактивной презентации по теме «Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы», работая с которой во фронтальном режиме, учитель помогает ученикам освоить основные понятия орфоэпии.

Фронтальная работа с интерактивной презентацией по теме «Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы»

Фронтальная работа с интерактивной презентацией по теме «Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы»

Проверка первичного усвоения

Завершает этап освоения нового материала проверка первичного усвоения: учитель проводит оценку того, насколько ученики поняли и усвоили новый материал. Учитель задаёт вопросы, связанные с представленным материалом, и просит учеников давать ответы. Это помогает оценить уровень их понимания и внимания на предыдущих этапах урока. Также можно предложить ученикам небольшие проверочные задания, чтобы оценить их знания.

Кроме того, на данном этапе урока необходимо оказывать индивидуальную поддержку и консультации тем ученикам, которые испытывают затруднения или нуждаются в дополнительной помощи.

Ниже представлены задания интерактивной презентации, направленные на первичное закрепление материала. Выполняя несложные задания по изучаемой теме ученики применяют на практике полученные знания и усваивают их через активную деятельность.

Фронтальная работа с интерактивной презентацией по теме «Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы»

Фронтальная работа с интерактивной презентацией по теме «Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы»

Применение знаний

Следующий этап урока – применение знаний, в том числе в новых ситуациях. На данном этапе ученики выполняют задания. Учитель при этом играет роль наставника, направляя учеников в процессе применения усвоенных знаний.

Здесь можно использовать творческие задания интерактивной презентации по теме «Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы».

Индивидуальная работа – выполнение творческих заданий интерактивной презентации по теме «Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы»

Индивидуальная работа – выполнение творческих заданий интерактивной презентации по теме «Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы»

Проверка

Этап проверки приобретённых знаний, умений и навыков можно провести с помощью нескольких заданий из самостоятельной работы по теме «Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы».

Фрагменты самостоятельной работы по теме «Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы»

Фрагменты самостоятельной работы по теме «Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы»

Данный этап позволяет учителю и ученикам оценить уровень усвоения материала, выявить сильные и слабые стороны, а также спланировать последующие шаги в обучении для достижения лучших результатов.

Подведение итогов

На этапе подведения итогов учитель доступными и целесообразными методами организует в классе рефлексию по достигнутым, либо недостигнутым образовательным результатам. Учитель даёт возможность ученикам выразить свои мысли и впечатления о прошедшем занятии.

На данном задании может быть использовано одно из заданий самостоятельной работы по теме «Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы», в котором ученикам предлагается записать фразу по её транскрипции.

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы»

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы»

Выдача домашнего задания

 Завершает урок выдача домашнего задания. В качестве домашнего задания может быть назначен опорный конспект для закрепления изученного теоретического материала по теме «Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы».

Опорный конспект по теме «Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы»

Опорный конспект по теме «Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы»

Материал подготовлен методистом «Облака знаний» Анной Фирсовой

Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»