Предлагаем готовую разработку школьного урока, отвечающего требованиям ФГОС, с включением цифровых работ «Облака знаний». Раздел ФРП «Язык и речь. Культура речи. Система языка. Культура речи».
Сценарий урока разработан на основе системно-деятельностного подхода, в приоритете – активное включение учащихся в учебную познавательную деятельность. Наши цифровые ресурсы помогут учителям провести урок в соответствии с содержанием федеральной рабочей программы, назначить цифровое домашнее задание, провести контрольную и лабораторную работы.
Готовый набор заданий различных форматов позволяет быстро подготовиться к занятию. Это существенно снижает нагрузку педагога, даёт больше времени на работу с классом и одновременно позволяет эффективно достигать образовательных результатов.
После регистрации в сервисе «Облако знаний» учителю можно будет не только посмотреть упомянутые на странице цифровые работы, но и назначить их ученикам класса.
Урок по русскому языку на тему «Орфоэпические нормы», 10 класс
Для проведения урока учитель составляет технологическую карту. В разделе «Общая информация по уроку» необходимо указать класс, место урока по тематическому планированию, тему, уровень изучения (базовый или углублённый), тип урока и планируемые результаты.
Если технологическая карта составляется для аттестации, открытых уроков, публикаций или обобщения педагогического опыта, необходимо добавить ключевые слова и краткое описание урока.
Фрагмент технологической карты для урока по теме «Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы», 10 класс:
Класс | 10 класс |
Тема урока | Орфоэпические нормы |
Уровень изучения | Базовый |
Тип урока | Урок освоения новых знаний и умений |
Планируемые результаты | |
Личностные |
|
Метапредметные |
|
Предметные |
|
Ключевые слова |
Орфоэпия, норма, произношение, интонация, акцентология, разноместное ударение, вариативное ударение, подвижное ударение |
Краткое описание |
Мотивация
На начальном этапе урока учитель создаёт мотивационный момент. Для этого можно использовать фрагмент самостоятельной работы «Языковая норма и её функции. Виды языковых норм» от «Облака знаний». Учитель предлагает учащимся найти слово, в котором неверно поставлено ударение, и определить, какой теме сегодня будет посвящён урок.
Возможные вопросы ученикам:
- Перед нами ряд слов, в которых проставлено ударение. Во всех ли словах оно поставлено верно?
- Все ли слова соответствуют произносительной норме?
- Что нужно знать, чтобы не допускать ошибок в произношении слов?
Учитель слушает варианты и обобщает: для того, чтобы не допускать ошибок в ударении и произношении слов, нужно знать орфоэпические нормы. А значит, темой урока будет «Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы».
Актуализация знаний
Этап актуализации знаний помогает ученикам вспомнить ранее изученный материал, создавая основу для изучения новой темы. Актуализацию опорных знаний можно проводить с использованием самостоятельных работ «Облака знаний» по ранее изученным темам.
Чтобы подготовить учащихся к восприятию нового учебного материала, можно обратиться к самостоятельной работе 5 класса «Орфоэпия. Интонация» из раздела «Система языка. Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография» и поработать с заданиями во фронтальном режиме.
Целеполагание
Учитель вместе с учениками формулируют цели урока:
- изучить понятия «орфоэпические нормы», «интонация», «ударение»;
- познакомиться с правилами постановки ударения и произношения отдельных слов;
- освоить основные акцентологические и произносительные нормы;
- приобрести навыки выполнения заданий, направленных на проверку орфоэпических норм.
Освоение нового материала
Освоение нового материала – это ключевой этап урока, на котором учитель представляет ученикам новую информацию и помогает им усвоить её. Для представления нового учебного материала можно использовать фронтальную работу с интерактивной презентацией для повышения эффективности взаимодействия учителя и учеников и вовлечённости учеников на уроке.
Ниже представлены фрагменты интерактивной презентации по теме «Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы», работая с которой во фронтальном режиме, учитель помогает ученикам освоить основные понятия орфоэпии.
Проверка первичного усвоения
Завершает этап освоения нового материала проверка первичного усвоения: учитель проводит оценку того, насколько ученики поняли и усвоили новый материал. Учитель задаёт вопросы, связанные с представленным материалом, и просит учеников давать ответы. Это помогает оценить уровень их понимания и внимания на предыдущих этапах урока. Также можно предложить ученикам небольшие проверочные задания, чтобы оценить их знания.
Кроме того, на данном этапе урока необходимо оказывать индивидуальную поддержку и консультации тем ученикам, которые испытывают затруднения или нуждаются в дополнительной помощи.
Ниже представлены задания интерактивной презентации, направленные на первичное закрепление материала. Выполняя несложные задания по изучаемой теме ученики применяют на практике полученные знания и усваивают их через активную деятельность.
Применение знаний
Следующий этап урока – применение знаний, в том числе в новых ситуациях. На данном этапе ученики выполняют задания. Учитель при этом играет роль наставника, направляя учеников в процессе применения усвоенных знаний.
Здесь можно использовать творческие задания интерактивной презентации по теме «Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы».
Проверка
Этап проверки приобретённых знаний, умений и навыков можно провести с помощью нескольких заданий из самостоятельной работы по теме «Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы».
Данный этап позволяет учителю и ученикам оценить уровень усвоения материала, выявить сильные и слабые стороны, а также спланировать последующие шаги в обучении для достижения лучших результатов.
Подведение итогов
На этапе подведения итогов учитель доступными и целесообразными методами организует в классе рефлексию по достигнутым, либо недостигнутым образовательным результатам. Учитель даёт возможность ученикам выразить свои мысли и впечатления о прошедшем занятии.
На данном задании может быть использовано одно из заданий самостоятельной работы по теме «Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы», в котором ученикам предлагается записать фразу по её транскрипции.
Выдача домашнего задания
Завершает урок выдача домашнего задания. В качестве домашнего задания может быть назначен опорный конспект для закрепления изученного теоретического материала по теме «Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы».
Материал подготовлен методистом «Облака знаний» Анной Фирсовой