Уроки по ФГОС • 17.01.2024
270

Русский язык, 5 класс. Текст и его особенности

Предлагаем готовую разработку школьного урока, отвечающего требованиям ФГОС, с включением цифровых работ «Облака знаний». Раздел ФРП « Текст».

Сценарий урока разработан на основе системно-деятельностного подхода, в приоритете – активное включение учащихся в учебную познавательную деятельность. Наши цифровые ресурсы помогут учителям провести урок в соответствии с содержанием федеральной рабочей программы, назначить цифровое домашнее задание, провести контрольную и лабораторную работы.

Готовый набор заданий различных форматов позволяет быстро подготовиться к занятию. Это существенно снижает нагрузку педагога, даёт больше времени на работу с классом и одновременно позволяет эффективно достигать образовательных результатов. 

После регистрации в сервисе «Облако знаний» учителю можно будет не только посмотреть упомянутые на странице цифровые работы, но и назначить их ученикам класса.

Урок по русскому языку на тему « Текст и его особенности», 5 класс

Для проведения урока учитель составляет технологическую карту. В разделе «Общая информация по уроку» необходимо указать класс, место урока по тематическому планированию, тему, уровень изучения (базовый или углублённый), тип урока и планируемые результаты.

Если технологическая карта составляется для аттестации, открытых уроков, публикаций или обобщения педагогического опыта, необходимо добавить ключевые слова и краткое описание урока.

Фрагмент технологической карты урока:

Класс 5 класс
Тема урока Текст и его особенности
Уровень изучения Базовый
Тип урока Урок освоения новых знаний и умений
Планируемые результаты
Личностные
  • Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
  • Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом
Метапредметные
  • Регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать своё.
  • Коммуникативные: слушать товарища и обосновывать своё мнение; выражать свои мысли и идеи.
  • Познавательные: сравнивать и находить отличия; работать с информационными текстами; объяснять значения новых слов; выделять признаки; уметь использовать схемы для структурирования информации
Предметные
  • Распознавать основные признаки текста.
  • Характеризовать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, цельности и относительной законченности).
  • Восстанавливать деформированный текст
Ключевые слова Текст, тема, идея, информативность, цельность, завершённость, единство, связность, логика, порядок предложений
Краткое описание

Тренажёр «Облако знаний. Школа». Русский язык, 5 класс

Тренажёр «Облако знаний. Школа». Русский язык, 5 класс

Перейти к работе

Мотивация

На начальном этапе урока учитель создаёт мотивационный момент. Для этого можно использовать интерактивную презентацию «Облака знаний». Учитель предлагает учащимся рассмотреть набор предложений и определить, какой теме сегодня будет посвящён урок.

Возможные вопросы ученикам:

  • Перед нами набор предложений. Чего им не хватает, чтобы стать текстом?
  • Любая ли последовательность предложений является текстом?
  • Что нам необходимо знать, чтобы научиться «превращать» предложения в текст?

Учитель слушает варианты и обобщает: для того, чтобы предложения объединить в текст, необходимо учитывать, что для текста характерны структурное и смысловое единство, цельность, логика построения, связность, завершённость. А значит, темой урока будет « Текст и его особенности».

Фрагмент интерактивной презентации по теме «Текст и его особенности»

Фрагмент интерактивной презентации по теме «Текст и его особенности»

Актуализация знаний

Этап актуализации знаний помогает ученикам вспомнить ранее изученный материал, создавая основу для изучения новой темы. Актуализацию опорных знаний можно проводить с использованием самостоятельных работ «Облака знаний» по ранее изученным темам.

Чтобы подготовить учащихся к восприятию нового учебного материала, можно обратиться к теме по повторению материала начальной школы «Повторение. Синтаксис» из раздела «Общие сведения о языке. Повторение» и поработать с текстами во фронтальном режиме.

Самостоятельная работа по теме «Повторение. Синтаксис»

Самостоятельная работа по теме «Повторение. Синтаксис»

Целеполагание

Учитель вместе с учениками формулируют цели урока:

  • изучить основные признаки текста;
  • научиться характеризовать текст с точки зрения его соответствия основным признакам;
  • познакомиться с разыми видами текстов;
  • приобрести навыки работы с текстом.

Освоение нового материала

Освоение нового материала – это ключевой этап урока, на котором учитель представляет ученикам новую информацию и помогает им усвоить её. Для представления нового учебного материала можно использовать фронтальную работу с интерактивной презентацией для повышения эффективности взаимодействия учителя и учеников и вовлечённости учеников на уроке.

Ниже представлены фрагменты интерактивной презентации по теме «Текст и его особенности», работая с которой во фронтальном режиме, учитель помогает ученикам освоить понятие текста и его особенностей.

Фронтальная работа с интерактивной презентацией по теме «Текст и его особенности»

Фронтальная работа с интерактивной презентацией по теме «Текст и его особенности»

Проверка первичного усвоения

Завершает этап освоения нового материала проверка первичного усвоения: учитель проводит оценку того, насколько ученики поняли и усвоили новый материал. Учитель задаёт вопросы, связанные с представленным материалом, и просит учеников давать ответы. Это помогает оценить уровень их понимания и внимания на предыдущих этапах урока. Также можно предложить ученикам небольшие проверочные задания, чтобы оценить их знания.

Кроме того, на данном этапе урока необходимо оказывать индивидуальную поддержку и консультации тем ученикам, которые испытывают затруднения или нуждаются в дополнительной помощи.

Ниже представлены задания интерактивной презентации, направленные на первичное закрепление материала. Выполняя несложные задания по изучаемой теме ученики применяют на практике полученные знания и усваивают их через активную деятельность.

Фронтальная работа с интерактивной презентацией по теме «Текст и его особенности»

Фронтальная работа с интерактивной презентацией по теме «Текст и его особенности»

Применение знаний

Следующий этап урока – применение знаний, в том числе в новых ситуациях. На данном этапе ученики выполняют задания. Учитель при этом играет роль наставника, направляя учеников в процессе применения усвоенных знаний.

Здесь можно использовать творческие задания интерактивной презентации по теме «Текст и его особенности».

Индивидуальная работа – выполнение творческих заданий интерактивной презентации по теме «Текст и его особенности»

Индивидуальная работа – выполнение творческих заданий интерактивной презентации по теме «Текст и его особенности»

Проверка

Этап проверки приобретённых знаний, умений и навыков можно провести с помощью нескольких заданий из самостоятельной работы по теме «Текст и его особенности».

Фрагменты самостоятельной работы по теме «Текст и его особенности»

Фрагменты самостоятельной работы по теме «Текст и его особенности»

Данный этап позволяет учителю и ученикам оценить уровень усвоения материала, выявить сильные и слабые стороны, а также спланировать последующие шаги в обучении для достижения лучших результатов.

Подведение итогов

На этапе подведения итогов учитель доступными и целесообразными методами организует в классе рефлексию по достигнутым, либо недостигнутым образовательным результатам. Учитель даёт возможность ученикам выразить свои мысли и впечатления о прошедшем занятии.

На данном задании может быть использовано последнее задание интерактивной презентации по теме «Текст и его особенности», в котором ученикам предлагается составить синквейн.

Фрагмент интерактивной презентации по теме «Текст и его особенности»

Фрагмент интерактивной презентации по теме «Текст и его особенности»

Выдача домашнего задания

Завершает урок выдача домашнего задания. В качестве домашнего задания может быть назначен опорный конспект для закрепления изученного теоретического материала и самостоятельная работа по теме "Текст и его особенности" (учитель может исключить из работы те задания, которые выполнялись на уроке).

Опорный конспект по теме «Текст и его особенности»

Опорный конспект по теме «Текст и его особенности»

Фрагменты самостоятельной работы по теме «Текст и его особенности»

Фрагменты самостоятельной работы по теме «Текст и его особенности»

Материал подготовлен методистом «Облака знаний» Анной Фирсовой

Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»