Предметные результаты конкретизированы в обновлённой федеральной рабочей программе на каждый год обучения. На этой странице указаны детализированные результаты и примеры заданий программы базового уровня для 9 класса по химии, которые способствуют их достижению. Представленные примеры не являются исчерпывающими.
После регистрации в сервисе «Облако знаний» учителю можно будет не только посмотреть упомянутые на странице цифровые работы, но и назначить их ученикам класса.
Предметные результаты
Раскрывать смысл основных химических понятий: химический элемент, атом, молекула, ион, катион, анион, простое вещество, сложное вещество, валентность, электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция, химическая связь, тепловой эффект реакции, моль, молярный объём, раствор; электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, реакции ионного обмена, катализатор, химическое равновесие, обратимые и необратимые реакции, окислительно-восстановительные реакции, окислитель, восстановитель, окисление и восстановление, аллотропия, амфотерность, химическая связь (ковалентная, ионная, металлическая), кристаллическая решётка, коррозия металлов, сплавы; скорость химической реакции, предельно допустимая концентрация (ПДК) вещества |
Самостоятельная работа «Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты» Самостоятельная работа «Скорость химических реакций и факторы, на нее влияющие» Самостоятельная работа «Химическое равновесие и его смещение» |
Иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий и применять эти понятия при описании веществ и их превращений |
Самостоятельная работа «Особенности строения кристаллических решёток» Самостоятельная работа «Основные классы неорганических соединений и генетическая связь между ними» Самостоятельная работа «Периодичность изменения свойств химических элементов и их соединений» |
Использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений химических реакций |
Самостоятельная работа «Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса» Самостоятельная работа «Реакции ионного обмена» Самостоятельная работа «Коррозия металлов и способы защиты от неё» |
Определять валентность и степень окисления в соединениях различного состава; принадлежность веществ к определённому классу соединений по формулам; вид химической связи (ковалентная, ионная, металлическая) в неорганических соединениях заряд иона по химической формуле; характер среды в водных растворах неорганических соединений, тип кристаллической решётки конкретного вещества |
Самостоятельная работа «Классификация химических реакций. Энергетика химических реакций» Самостоятельная работа «Особенности строения кристаллических решёток» Самостоятельная работа «Понятие о гидролизе солей» |
Раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева и демонстрировать его понимание: описывать и характеризовать табличную форму Периодической системы химических элементов: различать понятия «главная подгруппа (А-группа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», малые и большие периоды; соотносить обозначения, которые имеются в таблице «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» с числовыми характеристиками строения атомов химических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и распределение их по электронным слоям); объяснять общие закономерности в изменении свойств элементов и их соединений в пределах малых периодов и главных подгрупп с учётом строения их атомов |
Самостоятельная работа «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атома» Самостоятельная работа «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атома» Самостоятельная работа «Общая характеристика галогенов» |
Классифицировать химические элементы; неорганические вещества; химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по изменению степеней окисления химических элементов) |
Самостоятельная работа «Основные классы неорганических соединений и генетическая связь между ними» Самостоятельная работа «Классификация химических реакций. Энергетика химических реакций» Самостоятельная работа «Классификация химических реакций. Энергетика химических реакций» |
Характеризовать (описывать) общие и специфические химические свойства простых и сложных веществ, подтверждая описание примерами молекулярных и ионных уравнений соответствующих химических реакций |
Самостоятельная работа «Сероводород, сульфиды. Оксиды серы». Тренажер «Облако знаний. Школа» Самостоятельная работа «Оксиды фосфора, ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения» Самостоятельная работа «Оксиды углерода. Парниковый эффект» |
Составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей; полные и сокращённые уравнения реакций ионного обмена; уравнения реакций, подтверждающих существование генетической связи между веществами различных классов |
Самостоятельная работа «Реакции ионного обмена» Самостоятельная работа «Реакции ионного обмена» Самостоятельная работа «Основные классы неорганических соединений и генетическая связь между ними» |
Раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций посредством составления электронного баланса этих реакций |
Самостоятельная работа «Составление окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса» Самостоятельная работа «Характерные химические свойства металлов» |
Прогнозировать свойства веществ в зависимости от их строения; возможности протекания химических превращений в различных условиях |
Самостоятельная работа «Периодичность изменения свойств химических элементов и их соединений» Самостоятельная работа «Типы химической связи» Самостоятельная работа «Химическое равновесие и его смещение» |
Вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; проводить расчёты по уравнению химической реакции |
Самостоятельная работа «Вычисления по уравнениям реакций с избытком или примесями» Самостоятельная работа «Соляная кислота и её соли» Самостоятельная работа «Серная кислота и её производство, сульфаты» |
Соблюдать правила пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правила обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов по получению и собиранию газообразных веществ (аммиака и углекислого газа) |
Лабораторная работа «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств» Лабораторная работа «Получение, собирание и распознавание газов» |
Проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ: распознавать опытным путём хлорид-, бромид-, иодид-, карбонат-, фосфат-, силикат-, сульфат-, гидроксид-ионы, катионы аммония и ионы изученных металлов, присутствующие в водных растворах неорганических веществ |
Самостоятельная работа «Качественные реакции на катионы и анионы» Самостоятельная работа «Серная кислота и её производство, сульфаты» Самостоятельная работа «Оксид кремния. Кремниевая кислота. Силикаты и их применение» |
Применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, выявление причинно-следственных связей – для изучения свойств веществ и химических реакций; естественно-научные методы познания – наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный) |
В задании требуется выявить причинно-следственную связь между составом речного песка и его цветом. Самостоятельная работа «Оксид кремния. Кремниевая кислота. Силикаты и их применение» В задании необходимо найти в справочной литературе значения электропроводности указанных металлов, сравнить их и упорядочить. Самостоятельная работа «Физические свойства металлов» При выполнении лабораторной работы проверяются навыки применения естественно-научных методов познания. Лабораторная работа «Распознавание карбонатов» |