Предметные результаты конкретизированы в обновлённой федеральной рабочей программе на каждый год обучения. На этой странице указаны детализированные результаты и примеры заданий программы базового уровня для 5 класса по русскому языку, которые способствуют их достижению. Представленные примеры не являются исчерпывающими.
После регистрации в сервисе «Облако знаний» учителю можно будет не только посмотреть упомянутые на странице цифровые работы, но и назначить их ученикам класса.
Предметные результаты
Общие сведения о языке
Осознавать богатство и выразительность русского языка, приводить примеры, свидетельствующие об этом | |
Знать основные разделы лингвистики, основные единицы языка и речи (звук, морфема, слово, словосочетание, предложение) |
Язык и речь
Характеризовать различия между устной и письменной речью, диалогом и монологом, учитывать особенности видов речевой деятельности при решении практико-ориентированных учебных задач и в повседневной жизни | |
Создавать устные монологические высказывания объемом не менее 5 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы | |
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и в диалоге/полилоге на основе жизненных наблюдений объёмом не менее 3 реплик | |
Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным – научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи | |
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым | |
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 100 слов | |
Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объёмом не менее 150 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в письменной форме содержание исходного текста (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 100 слов; для сжатого изложения – не менее 110 слов) | |
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом | |
Соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 90–100 слов; словарного диктанта объёмом 15–20 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 90–100 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение первого года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); уметь пользоваться разными видами лексических словарей; соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета |
Текст
Распознавать основные признаки текста; членить текст на композиционно-смысловые части (абзацы); распознавать средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова); применять эти знания при создании собственного текста (устного и письменного) | |
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев | |
Характеризовать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи | |
Использовать знание основных признаков текста, особенностей функционально-смысловых типов речи, функциональных разновидностей языка в практике создания текста (в рамках изученного) | |
Применять знание основных признаков текста (повествование) в практике его создания | |
Создавать тексты-повествования с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 3 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 70 слов) | |
Восстанавливать деформированный текст; осуществлять корректировку восстановленного текста с опорой на образец | |
Владеть умениями информационной переработки прослушанного и прочитанного научно-учебного, художественного и научно-популярного текстов: составлять план (простой, сложный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; передавать содержание текста, в том числе с изменением лица рассказчика; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности | |
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации | |
Редактировать собственные/созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ текста – целостность, связность, информативность) |
Функциональные разновидности языка
Иметь общее представление об особенностях разговорной речи, функциональных стилей, языка художественной литературы |
Система языка. Фонетика. Графика. Орфоэпия
Характеризовать звуки; понимать различие между звуком и буквой, характеризовать систему звуков | |
Проводить фонетический анализ слов | |
Использовать знания по фонетике, графике и орфоэпии в практике произношения и правописания слов |
Орфография
Оперировать понятием «орфограмма» и различать буквенные и небуквенные орфограммы при проведении орфографического анализа слова | |
Распознавать изученные орфограммы | |
Применять знания по орфографии в практике правописания (в том числе применять знание о правописании разделительных «ъ» и «ь») |
Лексикология
Объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту, с помощью толкового словаря) | |
Распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значения слова | |
Распознавать синонимы, антонимы, омонимы; различать многозначные слова и омонимы; уметь правильно употреблять слова-паронимы | |
Характеризовать тематические группы слов, родовые и видовые понятия | |
Проводить лексический анализ слов (в рамках изученного) | |
Уметь пользоваться лексическими словарями (толковым словарем, словарями синонимов, антонимов, омонимов, паронимов) |
Морфемика. Орфография
Характеризовать морфему как минимальную значимую единицу языка | |
Распознавать морфемы в слове (корень, приставку, суффикс, окончание), выделять основу слова | |
Находить чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулём звука) | |
Проводить морфемный анализ слов | |
Применять знания по морфемике при выполнении языкового анализа различных видов и в практике правописания неизменяемых приставок и приставок на -з (-с); «ы» – «и» после приставок; корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися гласными (в рамках изученного); корней с проверяемыми, непроверяемыми, непроизносимыми согласными (в рамках изученного); «е» – «о» после шипящих в корне слова; «ы» – «и» после «ц» | |
Проводить орфографический анализ слов (в рамках изученного) | |
Уместно использовать слова с суффиксами оценки в собственной речи |
Морфология. Культура речи. Орфография
Применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи в русском языке для решения практико-ориентированных учебных задач | |
Распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы | |
Проводить морфологический анализ имён существительных, частичный морфологический анализ имён прилагательных, глаголов | |
Проводить орфографический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов (в рамках изученного) | |
Применять знания по морфологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике |
Имя существительное
Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного; объяснять его роль в речи | |
Определять лексико-грамматические разряды имён существительных | |
Различать типы склонения имён существительных, выявлять разносклоняемые и несклоняемые имена существительные | |
Проводить морфологический анализ имён существительных | |
Соблюдать нормы словоизменения, произношения имён существительных, постановки в них ударения (в рамках изученного), употребления несклоняемых имён существительных | |
Соблюдать нормы правописания имён существительных: безударных окончаний; «о» – «е (е)» после шипящих и «ц» в суффиксах и окончаниях; суффиксов -чик- – -щик-, -ек- – -ик- (-чик-); корней с чередованием «а»?–?«о»: -лаг- – -лож-; -раст- – -ращ- – -рос-; -гар- – -гор-, -зар- – -зор-; -клан- – -клон-, -скак- – -скоч-; употребления/неупотребления «ь» на конце имён существительных после шипящих; слитное и раздельное написание «не» с именами существительными; правописание собственных имён существительных |
Имя прилагательное
Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного; объяснять его роль в речи; различать полную и краткую формы имён прилагательных | |
Проводить частичный морфологический анализ имён прилагательных (в рамках изученного) | |
Соблюдать нормы словоизменения, произношения имён прилагательных, постановки в них ударения (в рамках изученного) | |
Соблюдать нормы правописания имён прилагательных: безударных окончаний; «о» – «е» после шипящих «ц» в суффиксах и окончаниях; кратких форм имён прилагательных с основой на шипящие; нормы слитного и раздельного написания «не» с именами прилагательными |
Глагол
Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола; объяснять его роль в словосочетании и предложении, а также в речи | |
Различать глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные | |
Называть грамматические свойства инфинитива (неопределенной формы) глагола, выделять его основу; выделять основу настоящего (будущего простого) времени глагола | |
Определять спряжение глагола, уметь спрягать глаголы | |
Проводить частичный морфологический анализ глаголов (в рамках изученного) | |
Соблюдать нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного) | |
Соблюдать нормы правописания глаголов: корней с чередованием «е» – «и»; использования «ь» после шипящих как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа; -тся и -ться в глаголах; суффиксов -ова- – -ева-, -ыва- – -ива-; личных окончаний глагола, гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола; слитного и раздельного написания «не» с глаголами |
Синтаксис. Культура речи. Пунктуация
Распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение); проводить синтаксический анализ словосочетаний и простых предложений; проводить пунктуационный анализ простых осложнённых и сложных предложений (в рамках изученного); применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике | |
Распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные); простые неосложнённые предложения; простые предложения, осложнённые однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах, обращением; распознавать предложения по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные), эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), количеству грамматических основ (простые и сложные), наличию второстепенных членов (распространённые и нераспространённые); определять главные (грамматическую основу) и второстепенные члены предложения, морфологические средства выражения подлежащего (именем существительным или местоимением в именительном падеже, сочетанием имени существительного в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом; сочетанием имени числительного в форме именительного падежа с существительным в форме родительного падежа) и сказуемого (глаголом, именем существительным, именем прилагательным), морфологические средства выражения второстепенных членов предложения (в рамках изученного) | |
Соблюдать на письме пунктуационные нормы при постановке тире между подлежащим и сказуемым, выборе знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанными бессоюзной связью, одиночным союзом «и», союзами «а», «но», «однако», «зато», «да» (в значении «и»), «да (в значении «но»); с обобщающим словом при однородных членах; с обращением; в предложениях с прямой речью; в сложных предложениях, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами «и», «но», «а», «однако», «зато», «да»; оформлять на письме диалог | |
Проводить пунктуационный анализ предложений (в рамках изученного) |