Образовательные результаты • 22.12.2023
217

Предметные результаты по русскому языку, 5 класс (базовый уровень)

Предметные результаты конкретизированы в обновлённой федеральной рабочей программе на каждый год обучения. На этой странице указаны детализированные результаты и примеры заданий программы базового уровня для 5 класса по русскому языку, которые способствуют их достижению. Представленные примеры не являются исчерпывающими.

После регистрации в сервисе «Облако знаний» учителю можно будет не только посмотреть упомянутые на странице цифровые работы, но и назначить их ученикам класса.

Предметные результаты

Общие сведения о языке

Осознавать богатство и выразительность русского языка, приводить примеры, свидетельствующие об этом

Самостоятельная работа «Функциональные разновидности языка»

Самостоятельная работа «Функциональные разновидности языка»

Знать основные разделы лингвистики, основные единицы языка и речи (звук, морфема, слово, словосочетание, предложение)

Самостоятельная работа «Лингвистика как наука о языке. Разделы лингвистики»

Самостоятельная работа «Лингвистика как наука о языке. Разделы лингвистики»

Язык и речь

Характеризовать различия между устной и письменной речью, диалогом и монологом, учитывать особенности видов речевой деятельности при решении практико-ориентированных учебных задач и в повседневной жизни

Самостоятельная работа «Монолог и диалог. Полилог»

Самостоятельная работа «Монолог и диалог. Полилог»

Создавать устные монологические высказывания объемом не менее 5 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы

Интерактивная презентация «Язык и человек»

Интерактивная презентация «Язык и человек»

Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и в диалоге/полилоге на основе жизненных наблюдений объёмом не менее 3 реплик

Интерактивная презентация «Общение устное и письменное»

Интерактивная презентация «Общение устное и письменное»

Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным – научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи

Самостоятельная работа «Лексикология как раздел лингвистики»

Самостоятельная работа «Лексикология как раздел лингвистики»

Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым

Самостоятельная работа «Смысловой анализ текста»

Самостоятельная работа «Смысловой анализ текста»

Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 100 слов

Самостоятельная работа «Информационная переработка текста»

Самостоятельная работа «Информационная переработка текста»

Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объёмом не менее 150 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в письменной форме содержание исходного текста (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 100 слов; для сжатого изложения – не менее 110 слов)

Самостоятельная работа «Информационная переработка текста»

Самостоятельная работа «Информационная переработка текста»

Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом

Самостоятельная работа «Информационная переработка текста»

Самостоятельная работа «Информационная переработка текста»

Соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 90–100 слов; словарного диктанта объёмом 15–20 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 90–100 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение первого года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); уметь пользоваться разными видами лексических словарей; соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета

Самостоятельная работа «Речь как деятельность». Тренажер «Облако знаний. Школа»

Самостоятельная работа «Речь как деятельность». Тренажер «Облако знаний. Школа»

Текст

Распознавать основные признаки текста; членить текст на композиционно-смысловые части (абзацы); распознавать средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова); применять эти знания при создании собственного текста (устного и письменного)

Самостоятельная работа «Абзац как средство членения текста»

Самостоятельная работа «Абзац как средство членения текста»

Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев

Самостоятельная работа «Информационная переработка текста»

Самостоятельная работа «Информационная переработка текста»

Характеризовать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); с точки зрения его принадлежности к функ­ционально-смысловому типу речи

Самостоятельная работа «Смысловой анализ текста»

Самостоятельная работа «Смысловой анализ текста»

Использовать знание основных признаков текста, особенностей функционально-смысловых типов речи, функциональных разновидностей языка в практике создания текста (в рамках изученного)

Опорный конспект «Текст и его особенности»

Опорный конспект «Текст и его особенности»

Применять знание основных признаков текста (повествование) в практике его создания

Опорный конспект «Повествование как тип речи. Рассказ»

Опорный конспект «Повествование как тип речи. Рассказ»

Создавать тексты-повествования с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 3 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 70 слов)

Самостоятельная работа «Представление текста в форме презентации»

Самостоятельная работа «Представление текста в форме презентации»

Восстанавливать деформированный текст; осуществлять корректировку восстановленного текста с опорой на образец

Самостоятельная работа «Смысловой анализ текста»

Самостоятельная работа «Смысловой анализ текста»

Владеть умениями информационной переработки прослушанного и прочитанного научно-учебного, художественного и научно-популярного текстов: составлять план (простой, сложный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; передавать содержание текста, в том числе с изменением лица рассказчика; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности

Самостоятельная работа «Информационная переработка текста»

Самостоятельная работа «Информационная переработка текста»

Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации

Самостоятельная работа «Представление текста в форме презентации»

Самостоятельная работа «Представление текста в форме презентации»

Редактировать собственные/созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ текста – целостность, связность, информативность)

Опорный конспект «Приемы редактирования текста»

Опорный конспект «Приемы редактирования текста»

Функциональные разновидности языка

Иметь общее представление об особенностях разговорной речи, функциональных стилей, языка художественной литературы

Самостоятельная работа «Функциональные разновидности языка»

Самостоятельная работа «Функциональные разновидности языка»

Система языка. Фонетика. Графика. Орфоэпия

Характеризовать звуки; понимать различие между звуком и буквой, характеризовать систему звуков

Самостоятельная работа «Гласные звуки»

Самостоятельная работа «Гласные звуки»

Проводить фонетический анализ слов

Самостоятельная работа «Фонетический разбор слова»

Самостоятельная работа «Фонетический разбор слова»

Использовать знания по фонетике, графике и орфоэпии в практике произношения и правописания слов

Самостоятельная работа «Орфоэпия. Интонация»

Самостоятельная работа «Орфоэпия. Интонация»

Орфография

Оперировать понятием «орфограмма» и различать буквенные и небуквенные орфограммы при проведении орфографического анализа слова

Самостоятельная работа «Орфография как система правил правописания слов и форм слов»

Самостоятельная работа «Орфография как система правил правописания слов и форм слов»

Распознавать изученные орфограммы

Самостоятельная работа «Орфография как система правил правописания слов и форм слов»

Самостоятельная работа «Орфография как система правил правописания слов и форм слов»

Применять знания по орфографии в практике правописания (в том числе применять знание о правописании разделительных «ъ» и «ь»)

Самостоятельная работа «Орфография как система правил правописания слов и форм слов»

Самостоятельная работа «Орфография как система правил правописания слов и форм слов»

Лексикология

Объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту, с помощью толкового словаря)

Самостоятельная работа «Основные способы толкования лексического значения слова»

Самостоятельная работа «Основные способы толкования лексического значения слова»

Распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значения слова

Самостоятельная работа «Основные способы толкования лексического значения слова»

Самостоятельная работа «Основные способы толкования лексического значения слова»

Распознавать синонимы, антонимы, омонимы; различать многозначные слова и омонимы; уметь правильно употреблять слова-паронимы

Самостоятельная работа «Омонимы»

Самостоятельная работа «Омонимы»

Характеризовать тематические группы слов, родовые и видовые понятия

Самостоятельная работа «Тематические группы слов»

Самостоятельная работа «Тематические группы слов»

Проводить лексический анализ слов (в рамках изученного)

Самостоятельная работа «Лексический анализ слова»

Самостоятельная работа «Лексический анализ слова»

Уметь пользоваться лексическими словарями (толковым словарем, словарями синонимов, антонимов, омонимов, паронимов)

Самостоятельная работа «Строение словарной статьи»

Самостоятельная работа «Строение словарной статьи»

Морфемика. Орфография

Характеризовать морфему как минимальную значимую единицу языка

Опорный конспект «Морфема. Изменение и образование слов»

Опорный конспект «Морфема. Изменение и образование слов»

Распознавать морфемы в слове (корень, приставку, суффикс, окончание), выделять основу слова

Самостоятельная работа «Окончание и основа слова»

Самостоятельная работа «Окончание и основа слова»

Находить чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулём звука)

Самостоятельная работа «Чередование звуков. Беглые гласные»

Самостоятельная работа «Чередование звуков. Беглые гласные»

Проводить морфемный анализ слов

Самостоятельная работа «Морфемный анализ слова»

Самостоятельная работа «Морфемный анализ слова»

Применять знания по морфемике при выполнении языкового анализа различных видов и в практике правописания неизменяемых приставок и приставок на -з (-с); «ы» – «и» после приставок; корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися гласными (в рамках изученного); корней с проверяемыми, непроверяемыми, непроизносимыми согласными (в рамках изученного); «е» – «о» после шипящих в корне слова; «ы» – «и» после «ц»

Самостоятельная работа «Буквы "ы" и "и" после приставок»

Самостоятельная работа «Буквы "ы" и "и" после приставок»

Проводить орфографический анализ слов (в рамках изученного)

Самостоятельная работа «Безударные гласные в корне слова»

Самостоятельная работа «Безударные гласные в корне слова»

Уместно использовать слова с суффиксами оценки в собственной речи

Опорный конспект «Уместное использование слов с суффиксами оценки в собственной речи»

Опорный конспект «Уместное использование слов с суффиксами оценки в собственной речи»

Морфология. Культура речи. Орфография

Применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи в русском языке для решения практико-ориентированных учебных задач

Самостоятельная работа «Морфология как раздел лингвистика. Система частей речи в русском языке»

Самостоятельная работа «Морфология как раздел лингвистика. Система частей речи в русском языке»

Распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы

Самостоятельная работа «Имя существительное как часть речи»

Самостоятельная работа «Имя существительное как часть речи»

Проводить морфологический анализ имён существительных, частичный морфологический анализ имён прилагательных, глаголов

Опорный конспект «Морфологический разбор имени прилагательного»

Опорный конспект «Морфологический разбор имени прилагательного»

Проводить орфографический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов (в рамках изученного)

Опорный конспект «Орфография как система правил правописания слов и форм слов»

Опорный конспект «Орфография как система правил правописания слов и форм слов»

Применять знания по морфологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике

Самостоятельная работа «Имена существительные общего рода»

Самостоятельная работа «Имена существительные общего рода»

Имя существительное

Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного; объяснять его роль в речи

Самостоятельная работа «Падеж имён существительных»

Самостоятельная работа «Падеж имён существительных»

Определять лексико-грамматические разряды имён существительных

Самостоятельная работа «Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные»

Самостоятельная работа «Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные»

Различать типы склонения имён существительных, выявлять разносклоняемые и несклоняемые имена существительные

Самостоятельная работа «Три склонения имен существительных»

Самостоятельная работа «Три склонения имен существительных»

Проводить морфологический анализ имён существительных

Контрольная работа «Морфология. Имя существительное. Вариант 1»

Контрольная работа «Морфология. Имя существительное. Вариант 1»

Соблюдать нормы словоизменения, произношения имён существительных, постановки в них ударения (в рамках изученного), употребления несклоняемых имён существительных

Самостоятельная работа «Нормы словоизменения, произношения имен существительных, нормы постановки ударения»

Самостоятельная работа «Нормы словоизменения, произношения имен существительных, нормы постановки ударения»

Соблюдать нормы правописания имён существительных: безударных окончаний; «о» – «е (е)» после шипящих и «ц» в суффиксах и окончаниях; суффиксов -чик- – -щик-, -ек- – -ик- (-чик-); корней с чередованием «а»?–?«о»: -лаг- – -лож-; -раст- – -ращ- – -рос-; -гар- – -гор-, -зар- – -зор-; -клан- – -клон-, -скак- – -скоч-; употребления/неупотребления «ь» на конце имён существительных после шипящих; слитное и раздельное написание «не» с именами существительными; правописание собственных имён существительных

Самостоятельная работа «Гласные "о" и "е" после шипящих и "ц" в суффиксах существительных»

Самостоятельная работа «Гласные "о" и "е" после шипящих и "ц" в суффиксах существительных»

Имя прилагательное

Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного; объяснять его роль в речи; различать полную и краткую формы имён прилагательных

Контрольная работа «Морфология. Имя прилагательное. Вариант 1»

Контрольная работа «Морфология. Имя прилагательное. Вариант 1»

Проводить частичный морфологический анализ имён прилагательных (в рамках изученного)

Контрольная работа «Морфология. Имя прилагательное. Вариант 1»

Контрольная работа «Морфология. Имя прилагательное. Вариант 1»

Соблюдать нормы словоизменения, произношения имён прилагательных, постановки в них ударения (в рамках изучен­ного)

Самостоятельная работа «Нормы словоизменения, словообразования имен прилагательных»

Самостоятельная работа «Нормы словоизменения, словообразования имен прилагательных»

Соблюдать нормы правописания имён прилагательных: безударных окончаний; «о» – «е» после шипящих «ц» в суффиксах и окончаниях; кратких форм имён прилагательных с основой на шипящие; нормы слитного и раздельного написания «не» с именами прилагательными

Контрольная работа «Морфология. Имя прилагательное. Вариант 2»

Контрольная работа «Морфология. Имя прилагательное. Вариант 2»

Глагол

Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола; объяснять его роль в словосочетании и предложении, а также в речи

Контрольная работа «Морфология. Глагол. Вариант 1»

Контрольная работа «Морфология. Глагол. Вариант 1»

Различать глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные

Самостоятельная работа «Возвратные и невозвратные глаголы»

Самостоятельная работа «Возвратные и невозвратные глаголы»

Называть грамматические свойства инфинитива (неопределенной формы) глагола, выделять его основу; выделять основу настоящего (будущего простого) времени глагола

Опорный конспект «Неопределенная форма глагола»

Опорный конспект «Неопределенная форма глагола»

Определять спряжение глагола, уметь спрягать глаголы

Контрольная работа «Морфология. Глагол. Вариант 2»

Контрольная работа «Морфология. Глагол. Вариант 2»

Проводить частичный морфологический анализ глаголов (в рамках изученного)

Контрольная работа «Морфология. Глагол. Вариант 2»

Контрольная работа «Морфология. Глагол. Вариант 2»

Соблюдать нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного)

Опорный конспект «Нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах»

Опорный конспект «Нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах»

Соблюдать нормы правописания глаголов: корней с чередованием «е» – «и»; использования «ь» после шипящих как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа; -тся и -ться в глаголах; суффиксов -ова- – -ева-, -ыва- – -ива-; личных окончаний глагола, гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола; слитного и раздельного написания «не» с глаголами

Самостоятельная работа «Возвратные и невозвратные глаголы»

Самостоятельная работа «Возвратные и невозвратные глаголы»

Синтаксис. Культура речи. Пунктуация

Распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение); проводить синтаксический анализ словосочетаний и простых предложений; проводить пунктуационный анализ простых осложнённых и сложных предложений (в рамках изученного); применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике

Самостоятельная работа «Синтаксический анализ словосочетаний»

Самостоятельная работа «Синтаксический анализ словосочетаний»

Распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные); простые неосложнённые предложения; простые предложения, осложнённые однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах, обращением; распознавать предложения по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные), эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), количеству грамматических основ (простые и сложные), наличию второстепенных членов (распространённые и нераспространённые); определять главные (грамматическую основу) и второстепенные члены предложения, морфологические средства выражения подлежащего (именем существительным или местоимением в именительном падеже, сочетанием имени существительного в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом; сочетанием имени числительного в форме именительного падежа с существительным в форме родительного падежа) и сказуемого (глаголом, именем существительным, именем прилагательным), морфологические средства выражения второстепенных членов предложения (в рамках изученного)

Самостоятельная работа «Синтаксический анализ словосочетаний»

Самостоятельная работа «Синтаксический анализ словосочетаний»

Соблюдать на письме пунктуационные нормы при постановке тире между подлежащим и сказуемым, выборе знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанными бессоюзной связью, одиночным союзом «и», союзами «а», «но», «однако», «зато», «да» (в значении «и»), «да (в значении «но»); с обобщающим словом при однородных членах; с обращением; в предложениях с прямой речью; в сложных предложениях, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами «и», «но», «а», «однако», «зато», «да»; оформлять на письме диалог

Самостоятельная работа «Предложения с обобщающим словом при однородных членах»

Самостоятельная работа «Предложения с обобщающим словом при однородных членах»

Проводить пунктуационный анализ предложений (в рамках изученного)

Контрольная работа «Синтаксис и пунктуация. Простое предложение. Вариант 1»

Контрольная работа «Синтаксис и пунктуация. Простое предложение. Вариант 1»

Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»