Предметные результаты конкретизированы в обновленной федеральной рабочей программе на каждый год обучения. На этой странице указаны детализированные результаты и примеры заданий программы углубленного уровня для 9 класса по биологии, которые способствуют их достижению. Представленные примеры не являются исчерпывающими.
После регистрации в сервисе «Облако знаний» учителю можно будет не только посмотреть упомянутые на странице цифровые работы, но и назначить их ученикам класса.
Предметные результаты
Характеризовать науки о человеке (антропологию, анатомию, физиологию, медицину, гистологию, цитологию и другое) и их связи с другими науками |
Опорный конспект «Науки о человеке и профессии, связанные с ними» |
Объяснять положение человека в системе органического мира, его происхождение, приспособленность к различным экологическим факторам; отличия человека от других животных; родство человеческих рас; основные этапы и факторы эволюции человека |
Самостоятельная работа «Антропогенез. Расы человека» |
Приводить примеры вклада российских (в том числе И. П. Павлов, И. И. Мечников и других) и зарубежных (в том числе П. Эрлих и другие) ученых в развитие представлений об анатомии, о физиологии и других науках о человеке |
Самостоятельная работа «Рефлекторная деятельность» |
Применять биологические термины и понятия (в том числе: цитология, гистология, анатомия человека, физиология человека, гигиена, антропология, экология человека, клетка, ткань, орган, система органов, питание, дыхание, кровообращение, обмен веществ и превращение энергии, движение, выделение, рост, развитие, поведение, размножение, раздражимость, регуляция, гомеостаз, внутренняя среда, иммунитет) в соответствии с поставленной задачей и в контексте |
Самостоятельная работа «Иммунитет. Виды иммунитета» |
Проводить описание по внешнему виду (изображению), схемам общих признаков организма человека, уровней его организации: клетки, ткани, органы, системы органов, организм |
Самостоятельная работа «Работа мышц по перемещению костных рычагов. Крепление мышц |
Сравнивать клетки разных тканей, групп тканей, органы, системы органов человека; процессы жизнедеятельности организма человека, делать выводы на основе сравнения |
Самостоятельная работа «Состав и функции крови. Группы крови. Лимфа и тканевая жидкость» |
Характеризовать механизмы самовоспроизведения клеток; сравнивать митоз и мейоз, характеризовать роль клеточного ядра в делении клеток, строение и функции хромосом |
Лабораторная работа «Наблюдение фаз митоза на готовых микропрепаратах и их описание» |
Применять биологические термины и понятия (ген, генетическая инженерия, биотехнология, аллель, генотип, фенотип, скрещивание), понимать их сущность |
Самостоятельная работа «Гены и аллели. Первый закон Менделя» |
Характеризовать основные положения клеточной теории, законы Г. Менделя, хромосомную теорию наследственности Т. Моргана, закон Харди-Вайнберга |
Самостоятельная работа «Хромосомная теория наследственности. Кроссинговер» |
Различать биологически активные вещества (витамины, ферменты, гормоны и другие), выявлять их роль в процессе обмена веществ и превращения энергии |
Самостоятельная работа «Эндокринная система» |
Характеризовать биологические процессы: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, движение, рост, регуляцию функций, иммунитет, развитие, размножение человека |
Лабораторная работа «Изучение стадий развития зародыша человека» |
Выявлять причинно-следственные связи между строением клеток, органов, систем органов организма человека и их функциями; между строением, жизнедеятельностью и средой обитания человека |
Самостоятельная работа «Анализаторы слуха и равновесия» |
Применять биологические модели для выявления особенностей строения и функционирования органов и систем органов человека |
Самостоятельная работа «Зрительный анализатор. Строение и функции глаза» |
Применять биологические термины и понятия: микрофлора, микробиом, микросимбионт |
Лабораторная работа «Пищеварение в кишечнике. Всасывание веществ. Регуляция пищеварения» |
Объяснять нейрогуморальную регуляцию процессов жизнедеятельности организма человека |
Самостоятельная работа «Функциональные возможности дыхательной системы. Регуляция дыхания» |
Характеризовать и сравнивать безусловные и условные рефлексы; наследственные и ненаследственные программы поведения; особенности высшей нервной деятельности человека |
Самостоятельная работа «Значение и принципы работы нервной системы» |
Различать наследственные и ненаследственные (инфекционные, неинфекционные) заболевания человека; объяснять значение мер профилактики в предупреждении заболеваний человека |
Самостоятельная работа «Сердечно-сосудистые заболевания. Свертывание крови. Первая помощь при кровотечениях» |
Объяснять причины наследственных заболеваний человека, механизмы возникновения наиболее распространённых из них, используя при этом понятия: ген, мутация, хромосома, геном, свободно оперировать знаниями о причинах распространённых инфекционных заболеваний человека, принципах профилактики и лечения распространённых инфекционных заболеваний человека; свободно решать качественные и количественные задачи, объяснять принципы современных биомедицинских методов, этики биомедицинских исследований |
Самостоятельная работа «Закономерности изменчивости. Наследственные заболевания человека» |
Выполнять практические и лабораторные работы по анатомии и физиологии человека, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории |
Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения крови» |
Решать качественные и количественные задачи, используя основные показатели здоровья человека, проводить расчёты и оценивать полученные значения |
Лабораторная работа «Функциональные возможности дыхательной системы» |
Аргументировать основные принципы здорового образа жизни, методы защиты и укрепления здоровья человека: сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, занятия физкультурой и спортом, рациональная организация труда и полноценного отдыха, позитивное эмоционально-психическое состояние |
Самостоятельная работа «Сбалансированное питание» |
Использовать приобретенные знания и умения для соблюдения здорового образа жизни, сбалансированного питания, физической активности, стрессоустойчивости, для исключения вредных привычек, зависимостей |
Самостоятельная работа «Болезни опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма и первая помощь при травмах» |
Владеть приёмами оказания первой помощи человеку при потере сознания, солнечном и тепловом ударах, отравлении, утоплении, кровотечении, травмах мягких тканей, костей скелета, органов чувств, ожогах и обморожении |
Самостоятельная работа «Болезни опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма и первая помощь при травмах» |
Владеть приёмами работы с информацией: формулировать основания для извлечения и обобщения информации из нескольких (4-5) источников; преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую |
Самостоятельная работа «Роль кожи в терморегуляции. Первая помощь при ожогах, обморожениях» |
Использовать методы биологии: наблюдать, измерять, описывать организм человека и процессы его жизнедеятельности; проводить простейшие исследования организма человека и объяснять их результаты |
Лабораторная работа «Измерение кровяного давления тонометром» |
Соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности |
Лабораторная работа «Измерение массы и роста своего организма. Определение оптимальности веса» |
Владеть приёмами работы с биологической информацией: формулировать основания для извлечения и обобщения информации из нескольких источников |
Самостоятельная работа «Функциональные возможности дыхательной системы. Регуляция дыхания» |
Объяснять значение работ по расшифровке геномов вирусов, бактерий, грибов, растений и животных; характеризовать подходы к анализу больших данных в биологии, характеризовать цели и задачи биоинформатики |
Опорный конспект по теме «Секвенирование генома. Методы изменения генома человека» |
Создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изученного раздела биологии, сопровождать выступление презентацией с учётом особенностей аудитории сверстников |
Лабораторная работа «Измерение массы и роста своего организма. Определение оптимальности веса» |
Проявлять интерес к углублению биологических знаний и выбору биологии как профильного предмета на уровне среднего общего образования для будущей профессиональной деятельности в области биологии, медицины, психологии и других направлений |
Самостоятельная работа «Память. Сознание и мышление. Познавательные процессы и интеллект» |