Мы предлагаем шаблон готовой рабочей программы по окружающему миру для 4 класса. Шаблон разработан методистами онлайн-сервиса «Облако знаний» с учётом использования его ресурсов, содержит ссылки на цифровые работы онлайн-сервиса, что сильно экономит время учителя на поиск и подбор ЭОР в интернете. Документ соответствует требованиям обновлённого ФГОС НОО и федеральной рабочей программы начального общего образования по окружающему миру.
Как использовать шаблон
После скачивания файла педагогу необходимо:
- Убедиться, что содержание и планируемые результаты в шаблоне соответствуют вашему курсу преподавания. В шаблоне разделы даны по утверждённой стандартной программе. Педагог может добавить дополнительные элементы содержания и планируемые результаты, а также скорректировать список лабораторных и практических работ.
- В разделе «Тематическое планирование» сверить часы на изучение разделов и тем, количество лабораторных и контрольных работ.
- В разделе «Поурочное планирование» сверить названия уроков, количество лабораторных и контрольных работ. При необходимости – указать даты в столбце «Дата изучения» или удалить столбец.
- В разделе «Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса» оставить только тот учебник, который непосредственно используется при реализации программы. Добавить дополнительные методические материалы и ссылки на ЭОР, если используются.
- В разделе «Материально-техническое обеспечение образовательного процесса» добавить дополнительное учебное оборудование и оборудование для проведения практических работ, если необходимо. Также следует сверить представленный список виртуальных практикумов – все ли будут использованы в учебном процессе?
Учтён фактор, что общее количество контрольных работ, согласно требованиям Рособрнадзора, не должно превышать 10 % от общего учебного времени.
Столбец «Дата изучения» не является обязательным и не регламентируется федеральными нормативными актами. В шаблоне от «Облака знаний» он оставлен, так как встречается в некоторых локальных нормативных актах образовательных организаций.
Содержание электронного образовательного ресурса по окружающему миру для 4 класса
Человек и общество:
- Наша Родина – Российская Федерация. Государственное устройство РФ. Президент РФ – глава государства. Конституция РФ. Россия – многонациональная страна. Ты – гражданин России. Государственные праздники России. Современная Россия. Дальний Восток и Сибирь. Современная Россия. Урал. Города на Волге. Современная Россия. Города Севера и Северо-Запада. Современная Россия. Города Центральной России. Города Юга.
- История Отечества. Лента времени и историческая карта. Что изучает история? История Отечества. Лента времени. Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Нашествие Батыя на Русь. Князь Александр Невский. Куликовская битва. Иван III. Иван IV. Культура Руси. Как жили на Руси в XV–XVI вв. Смутное время. Первый русский император – Пётр I. Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина II. Отечественная война 1812 г. Восстание декабристов. Отмена крепостного права. Новые времена в жизни страны. Последний император России. Гражданская война в России. Образование Советского Союза. Великая Отечественная война. Тыл в годы войны. Победа над фашизмом. Восстановление народного хозяйства после войны. Научные достижения XX века. Российская Федерация.
- Человек – творец культурных ценностей. Всемирное культурное наследие. Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена.
Человек и природа:
- Методы познания окружающей природы. Солнечная система. Что изучает астрономия? Солнце – источник энергии на Земле. Планеты Солнечной системы. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Сезонные изменения на Земле как следствие космических процессов.
- Формы земной поверхности. Водоёмы и их разнообразие. Что изучает география? Форма Земли. Карта полушарий. Формы земной поверхности. Равнины и горы России. Горы России. Многообразие водоёмов. Моря, омывающие Россию. Озёра и реки России. Значение водоёмов и их охрана. Изменение поверхности суши под действием сил природы и человека.
- Природные зоны России. Природные зоны России. Арктические пустыни. Тундра. Тайга. Смешанные и широколиственные леса. Степь. Пустыня. Субтропики. Природа гор. Связи в природной зоне.
- Природные и культурные объекты Всемирного наследия. Экологические проблемы. Что изучает экология? Экологические проблемы и пути их решения. Международная Красная книга. Правила нравственного поведения в природе. Всемирное природное наследие. Всемирное культурное наследие.
Правила безопасной жизнедеятельности:
- Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Полезные и вредные привычки.
- Безопасность в городе. Безопасность в сети Интернет. Безопасность велосипедиста. Безопасность в городе. Безопасность в повседневной жизни. Работа с информацией в Интернете.
Нормативные документы, используемые при разработке шаблона:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287, с изменениями от 18.07.2022 № 568).
- Федеральная основная общеобразовательная программа основного общего образования (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370).
- Концепция преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации от 3 декабря 2019 г. № ПК-4вн).
- Федеральная рабочая программа воспитания основного общего образования (утверждена приказом Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 № 370 в составе ФОП ООО).
- Федеральная рабочая программа основного общего образования предмета «Физика», базовый уровень (утверждена приказом Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 № 370 в составе ФОП ООО).