Рабочие программы • 23.08.2023
169

Рабочая программа по биологии, 11 класс (углублённый уровень)

Мы предлагаем шаблон готовой рабочей программы по биологии для 11 класса (углублённый уровень). Шаблон разработан методистами онлайн-сервиса «Облако знаний» с учётом использования его ресурсов, содержит ссылки на цифровые работы онлайн-сервиса, что сильно экономит время учителя на поиск и подбор ЭОР в интернете. Документ соответствует требованиям обновлённого ФГОС СОО и федеральной рабочей программы среднего общего образования по биологии.

Как использовать шаблон

После скачивания файла педагогу необходимо:

  1. Убедиться, что содержание и планируемые результаты в шаблоне соответствуют вашему курсу преподавания. В шаблоне разделы даны по утверждённой стандартной программе. Педагог может добавить дополнительные элементы содержания и планируемые результаты, а также скорректировать список лабораторных и практических работ.
  2. В разделе «Тематическое планирование» сверить часы на изучение разделов и тем, количество лабораторных и контрольных работ.
  3. В разделе «Поурочное планирование» сверить названия уроков, количество лабораторных и контрольных работ. При необходимости – указать даты в столбце «Дата изучения» или удалить столбец.
  4. В разделе «Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса» оставить только тот учебник, который непосредственно используется при реализации программы. Добавить дополнительные методические материалы и ссылки на ЭОР, если используются.
  5. В разделе «Материально-техническое обеспечение образовательного процесса» добавить дополнительное учебное оборудование и оборудование для проведения практических работ, если необходимо. Также следует сверить представленный список виртуальных практикумов – все ли будут использованы в учебном процессе?

Учтён фактор, что общее количество контрольных работ, согласно требованиям Рособрнадзора, не должно превышать 10 % от общего учебного времени.

Столбец «Дата изучения» не является обязательным и не регламентируется федеральными нормативными актами. В шаблоне от «Облака знаний» он оставлен, так как встречается в некоторых локальных нормативных актах образовательных организаций. 

Содержание электронного образовательного ресурса по биологии для 11 класса, углублённый уровень

Содержание ЭОР соответствует требованиям ФГОС и ФОП СОО с учетом федеральной программы воспитания и Концепции преподавания биологии.

Отбор и последовательность изучения материала содержания соответствуют федеральной рабочей программе среднего общего образования предмета «Биология» углубленного уровня.

Теория эволюции

Зарождение и развитие эволюционных представлений в биологии. История эволюционных учений. Теория Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции. Формирование синтетической теории эволюции.

Микроэволюция и ее результаты. Этапы эволюционного процесса: макроэволюция и микроэволюция. Популяция – элементарная единица эволюции. Частоты генов. Закон Харди – Вайнберга. Мутации и комбинативная изменчивость как движущие силы эволюции. Дрейф генов. Миграции. Изоляция популяций. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Направления и пути эволюции. Формы эволюции. Приспособленность организмов как результат микроэволюции. Гены и концепция вида. Полиморфизм. Критерии вида. Изучение вида по морфологическому критерию. Образование новых видов. Способы видообразования. Научные методы сохранения биоразнообразия. Формирование устойчивости к антибиотикам.

Макроэволюция и ее результаты. Палеонтологические методы изучения эволюции. Биогеографические методы изучения эволюции. Эмбриологические и сравнительно-морфологические методы изучения эволюции. Молекулярно-генетические методы изучения эволюции. Построение филогенетических деревьев. Общие закономерности эволюции. Неравномерность темпов эволюции.

Эволюция жизни на Земле

Происхождение и развитие жизни на Земле. Как понимали жизнь в разные исторические эпохи? Происхождение жизни: обзор гипотез. Основные этапы неорганической эволюции. Молекулярные основы биохимической теории возникновения жизни. История Земли и методы ее изучения. Геохронологическая шкала. Начальные этапы органической эволюции. Первые клетки. Симбиогенез. Первые экосистемы. Эволюция эукариот. Основные этапы эволюции растительного мира. Основные этапы эволюции животного мира. Жизнь в воде. Основные этапы эволюции животного мира. Жизнь на суше. На заре жизни: мир в архее и протерозое. Завоевание суши: палеозойская эра. Золотой век динозавров: мезозойская эра. Новые времена: кайнозойская эра. Многообразие органического мира. Современные подходы к систематике.

Происхождение человека. Антропология – наука о человеке. Развитие представлений о происхождении человека. Место человека в системе органического мира. Движущие силы антропогенеза. Австралопитеки. Архантропы. Неандертальцы и кроманьонцы. Эволюция современного человека. Многоликое человечество. Расы. Междисциплинарные методы антропологии.

Организмы и среда обитания. Экология видов и популяций

Экология – наука о взаимоотношениях организмов и надоорганизменных систем с окружающей средой. Зарождение и развитие экологии. Методы экологии. Значение экологических знаний для человека.

Организмы и среда обитания. Экологические факторы. Абиотические факторы. Свет. Абиотические факторы. Температура. Абиотические факторы. Влажность. Среды обитания организмов. Биологические ритмы. Жизненные формы организмов. Биотические факторы. Нетрофические взаимодействия. Принцип конкурентного исключения. Антропический фактор.

Экология видов и популяций. Экологические характеристики популяции. Пространственная структура популяции. Основные показатели популяции. Динамика популяций. Биотический потенциал. Кривые роста численности популяции. Кривые выживания. Регуляция численности популяций. Экологические стратегии видов. Экологическая ниша вида. Вид как система популяций. Закономерности поведения и миграций животных. Биологические инвазии видов.

Экологические системы

Экология сообществ. Экологические системы. Сообщество организмов – биоценоз. Экологическая система. Трофические цепи и сети. Круговорот веществ и энергии. Продуктивность экосистемы. Экологическая пирамида. Различные виды экологических пирамид. Изменения сообществ – сукцессии. Экосистемы суши. Водные экосистемы. Антропогенные экосистемы. Урбоэкосистемы. Основные компоненты урбоэкосистем. Формирование взаимодействий организмов в экосистемах. Устойчивость экосистем. Механизмы воздействия загрязнений на различных уровнях.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение о биосфере. Структура и состав биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты веществ в биосфере. Зональность биосферы. Основные биомы суши.

Человек и окружающая среда. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Изменение климата. Загрязнение воздуха, воды, почвы и их охрана. Антропогенное воздействие на растительный и животный мир. Охрана растений и животных. Сохранение биологического разнообразия. Проблемы устойчивого развития.

Нормативные документы, используемые при разработке шаблона рабочей программы

Тренажёр «Облако знаний» разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) к результатам освоения и содержанию основных образовательных программ, федеральной образовательной программы основного образования (далее – ФОП СОО), федеральной рабочей программы воспитания и Концепции преподавания учебного предмета «Биология». ЭОР «Тренажер «Облако знаний». Биология, 10 класс (углубленный уровень)» принадлежит к совокупности ЭОР, обеспечивающих систематическое изучение учебного предмета «Биология», предназначенных для реализации Федеральной рабочей программы по биологии на уровне среднего общего образования (далее – ФРП СОО по биологии).

Шаблон РП по биологии 11 класс углублённый уровень.docx
Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»