Мы предлагаем шаблон готовой рабочей программы по биологии для 11 класса (углублённый уровень). Шаблон разработан методистами онлайн-сервиса «Облако знаний» с учётом использования его ресурсов, содержит ссылки на цифровые работы онлайн-сервиса, что сильно экономит время учителя на поиск и подбор ЭОР в интернете. Документ соответствует требованиям обновлённого ФГОС СОО и федеральной рабочей программы среднего общего образования по биологии.
Как использовать шаблон
После скачивания файла педагогу необходимо:
- Убедиться, что содержание и планируемые результаты в шаблоне соответствуют вашему курсу преподавания. В шаблоне разделы даны по утверждённой стандартной программе. Педагог может добавить дополнительные элементы содержания и планируемые результаты, а также скорректировать список лабораторных и практических работ.
- В разделе «Тематическое планирование» сверить часы на изучение разделов и тем, количество лабораторных и контрольных работ.
- В разделе «Поурочное планирование» сверить названия уроков, количество лабораторных и контрольных работ. При необходимости – указать даты в столбце «Дата изучения» или удалить столбец.
- В разделе «Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса» оставить только тот учебник, который непосредственно используется при реализации программы. Добавить дополнительные методические материалы и ссылки на ЭОР, если используются.
- В разделе «Материально-техническое обеспечение образовательного процесса» добавить дополнительное учебное оборудование и оборудование для проведения практических работ, если необходимо. Также следует сверить представленный список виртуальных практикумов – все ли будут использованы в учебном процессе?
Учтён фактор, что общее количество контрольных работ, согласно требованиям Рособрнадзора, не должно превышать 10 % от общего учебного времени.
Столбец «Дата изучения» не является обязательным и не регламентируется федеральными нормативными актами. В шаблоне от «Облака знаний» он оставлен, так как встречается в некоторых локальных нормативных актах образовательных организаций.
Содержание электронного образовательного ресурса по биологии для 11 класса
Теория эволюции:
- Зарождение и развитие эволюционных представлений в биологии. История эволюционных учений. Теория Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции. Формирование синтетической теории эволюции.
- Микроэволюция и её результаты. Этапы эволюционного процесса: макроэволюция и микроэволюция. Популяция – элементарная единица эволюции. Частоты генов. Закон Харди – Вайнберга. Мутации и комбинативная изменчивость как движущие силы эволюции. Дрейф генов. Миграции. Изоляция популяций. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Направления и пути эволюции. Формы эволюции. Приспособленность организмов как результат микроэволюции. Гены и концепция вида. Полиморфизм. Критерии вида. Образование новых видов. Способы видообразования. Научные методы сохранения биоразнообразия. Формирование устойчивости к антибиотикам.
- Макроэволюция и её результаты. Палеонтологические методы изучения эволюции. Биогеографические методы изучения эволюции. Эмбриологические и сравнительно-морфологические методы изучения эволюции. Молекулярно-генетические методы изучения эволюции. Построение филогенетических деревьев. Общие закономерности эволюции. Неравномерность темпов эволюции.
Эволюция жизни на Земле:
- Происхождение и развитие жизни на Земле. Как понимали жизнь в разные исторические эпохи? Происхождение жизни: обзор гипотез. Основные этапы неорганической эволюции. Молекулярные основы биохимической теории возникновения жизни. История Земли и методы её изучения. Геохронологическая шкала. Начальные этапы органической эволюции. Первые клетки. Симбиогенез. Первые экосистемы. Эволюция эукариот. Основные этапы эволюции растительного мира. Основные этапы эволюции животного мира. Жизнь в воде. Основные этапы эволюции животного мира. Жизнь на суше. На заре жизни: мир в архее и протерозое. Завоевание суши: палеозойская эра. Золотой век динозавров: мезозойская эра. Новые времена: кайнозойская эра. Многообразие органического мира. Современные подходы к систематике.
- Происхождение человека. Антропология – наука о человеке. Развитие представлений о происхождении человека. Место человека в системе органического мира. Движущие силы антропогенеза. Австралопитеки. Архантропы. Неандертальцы и кроманьонцы. Эволюция современного человека. Многоликое человечество. Расы. Междисциплинарные методы антропологии.
Организмы и среда обитания. Экология видов и популяций:
- Экология – наука о взаимоотношениях организмов и надоорганизменных систем с окружающей средой. Зарождение и развитие экологии. Методы экологии. Значение экологических знаний для человека.
- Организмы и среда обитания. Экологические факторы. Абиотические факторы. Свет. Абиотические факторы. Температура. Абиотические факторы. Влажность. Среды обитания организмов. Биологические ритмы. Жизненные формы организмов. Биотические факторы. Нетрофические взамодействия. Принцип конкурентного исключения. Антропический фактор.
- Экология видов и популяций. Экологические характеристики популяции. Пространственная структура популяции. Основные показатели популяции. Динамика популяций. Биотический потенциал. Кривые роста численности популяции. Кривые выживания. Регуляция численности популяций. Экологические стратегии видов. Экологическая ниша вида. Вид как система популяций. Закономерности поведения и миграций животных. Биологические инвазии видов.
Экологические системы:
- Экология сообществ. Экологические системы. Сообщество организмов – биоценоз. Экологическая система. Трофические цепи и сети. Круговорот веществ и энергии. Продуктивность экосистемы. Экологическая пирамида. Различные виды экологических пирамид. Изменения сообществ – сукцессии. Экосистемы суши. Водные экосистемы. Антропогенные экосистемы. Урбоэкосистемы. Основные компоненты урбоэкосистем. Формирование взаимодействий организмов в экосистемах. Устойчивость экосистем. Механизмы воздействия загрязнений на различных уровнях.
- Биосфера – глобальная экосистема. Учение о биосфере. Структура и состав биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты веществ в биосфере. Зональность биосферы. Основные биомы суши.
- Человек и окружающая среда. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Изменение климата. Загрязнение воздуха, воды, почвы и их охрана. Антропогенное воздействие на растительный и животный мир. Охрана растений и животных. Сохранение биологического разнообразия. Проблемы устойчивого развития.
Нормативные документы, используемые при разработке шаблона:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287, с изменениями от 18.07.2022 № 568).
- Федеральная основная общеобразовательная программа основного общего образования (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370).
- Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2016 г. № 637-р).
- Федеральная рабочая программа воспитания основного общего образования (утверждена приказом Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 № 370 в составе ФОП ООО).
- Федеральная рабочая программа основного общего образования предмета «Русский язык» (утверждена приказом Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 № 370 в составе ФОП ООО).