Рабочие программы • 23.08.2023
443

Рабочая программа по биологии, 10 класс (углублённый уровень)

Мы предлагаем шаблон готовой рабочей программы по биологии для 10 класса (углублённый уровень). Шаблон разработан методистами онлайн-сервиса «Облако знаний» с учётом использования его ресурсов, содержит ссылки на цифровые работы онлайн-сервиса, что сильно экономит время учителя на поиск и подбор ЭОР в интернете. Документ соответствует требованиям обновлённого ФГОС СОО и федеральной рабочей программы среднего общего образования по биологии.

Как использовать шаблон

После скачивания файла педагогу необходимо:

  1. Убедиться, что содержание и планируемые результаты в шаблоне соответствуют вашему курсу преподавания. В шаблоне разделы даны по утверждённой стандартной программе. Педагог может добавить дополнительные элементы содержания и планируемые результаты, а также скорректировать список лабораторных и практических работ.
  2. В разделе «Тематическое планирование» сверить часы на изучение разделов и тем, количество лабораторных и контрольных работ.
  3. В разделе «Поурочное планирование» сверить названия уроков, количество лабораторных и контрольных работ. При необходимости – указать даты в столбце «Дата изучения» или удалить столбец.
  4. В разделе «Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса» оставить только тот учебник, который непосредственно используется при реализации программы. Добавить дополнительные методические материалы и ссылки на ЭОР, если используются.
  5. В разделе «Материально-техническое обеспечение образовательного процесса» добавить дополнительное учебное оборудование и оборудование для проведения практических работ, если необходимо. Также следует сверить представленный список виртуальных практикумов – все ли будут использованы в учебном процессе?

Учтён фактор, что общее количество контрольных работ, согласно требованиям Рособрнадзора, не должно превышать 10 % от общего учебного времени.

Столбец «Дата изучения» не является обязательным и не регламентируется федеральными нормативными актами. В шаблоне от «Облака знаний» он оставлен, так как встречается в некоторых локальных нормативных актах образовательных организаций. 

Содержание электронного образовательного ресурса по биологии для 10 класса, углублённый уровень

Содержание ЭОР соответствует требованиям ФГОС и ФОП СОО с учетом федеральной программы воспитания и Концепции преподавания биологии.

Отбор и последовательность изучения материала содержания соответствуют федеральной рабочей программе среднего общего образования предмета «Биология» углубленного уровня.

Биология как наука

Биология как наука. Биология – комплексная наука. Научные исследования.

Живые системы и их изучение. Живые системы и их свойства. Уровневая организация живых систем.

Клетка – основа организации живого

Биология клетки. История открытия и изучения клетки. Клеточная теория. Методы молекулярной и клеточной биологии.

Химическая организация клетки. Неорганические вещества в живых системах: вода. Неорганические вещества в живых системах: ионы и соли. Аминокислоты. Производные аминокислот. Белки. Полимеры и мономеры. Углеводы. Липиды. Нуклеиновые кислоты. ДНК и РНК. АТФ и другие трифосфаты. Методы структурной биологии.

Строение и функции клетки. Типы клеток. Прокариотическая клетка. Оболочка клетки: клеточная мембрана и надмембранные структуры. Оболочка клетки: способы поступления веществ в клетку. Цитоплазма. Органоиды и включения. Органоиды мембранного строения. Немембранные органоиды клетки. Строение и функции ядра. Сравнительная характеристика клеток эукариот.

Процессы в клетке

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Типы обмена веществ. Энергетическое обеспечение клетки. Ферменты. Коферменты. Белки-активаторы и белки-ингибиторы. Фотосинтез. Фотосинтетические пигменты. Фотосистемы I и II. Фотосинтез: световая фаза. Фотосинтез: темновая фаза. Цикл Кальвина. Виды фотосинтеза, фотодыхание. Энергия для прокариот: хемосинтез, бактериальный фотосинтез. Диссимиляция у анаэробных организмов. Продукты брожения. Диссимиляция у аэробных организмов. Гликолиз. Цикл Кребса. Диссимиляция у аэробных организмов. Окислительное фосфорилирование.

Наследственная информация и ее реализация в клетке. Генетический код. Репликация ДНК. Принцип комплементарности. Транскрипция ДНК. Виды РНК. Синтез белка. Организация генома. Регуляция генной активности у прокариот. Регуляция генной активности у эукариот. Регуляция обменных процессов в клетке. Вирусы как генетические эксплуататоры. Вирусные заболевания человека. Биоинформатика. Нанотехнологии в биологии и медицине.

Жизненный цикл клетки. Клеточный цикл. Репликация ДНК. Хромосомы. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Митоз. Деление у прокариот. Амитоз. Регуляция митоза. Апоптоз.

Жизнедеятельность организмов

Строение и функции организмов. Организм как единое целое. Ткани растений. Ткани животных и человека. Органы и системы органов. Опора тела организмов. Движение организмов. Питание растений. Питание животных. Дыхание организмов. Дыхательный объем легких. Регуляция дыхания. Транспорт веществ у организмов. Кровеносная система позвоночных и человека. Выделение у организмов. Защита у организмов. Покровы тела. Защита организма от болезней. Иммунная система. Раздражимость у одноклеточных. Раздражимость и регуляция у растений. Раздражимость и регуляция у животных.

Деление клеток. Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Половое размножение животных. Соматические и половые клетки. Мейоз. Гаметогенез. Оплодотворение. Эмбриональный период онтогенеза. Рост и развитие животных. Размножение и развитие растений.

Наследственность и изменчивость

Генетика – наука о наследственности и изменчивости организмов. История становления и развития генетики. Основные понятия и символы генетики.

Закономерности наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя. Моногибридное скрещивание. Второй закон Менделя. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Составление простейших схем скрещивания. Сцепленное наследование. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Взаимодействие аллельных генов. Взаимодействие неаллельных генов.

Закономерности изменчивости. Изменчивость признаков. Виды изменчивости. Модификационная изменчивость. Построение вариационного ряда и вариационной кривой. Комбинативная изменчивость. Мутации: природа и классификация мутаций. Закономерности мутационного процесса.

Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Наследственные заболевания человека. Медико-генетическое консультирование. Составление родословных.

Селекция организмов. Зарождение селекции. Центры происхождения культурных растений. Методы селекционной работы. Внутривидовая гибридизация. Инбридинг и аутбридинг. Гетерозис. Изучение методов селекции растений.

Биотехнология и синтетическая биология. Биотехнология как наука и отрасль производства. Основные направления синтетической биологии. Хромосомная и генная инженерия. Медицинские биотехнологии.

Нормативные документы, используемые при разработке шаблона рабочей программы

Тренажёр «Облако знаний» разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) к результатам освоения и содержанию основных образовательных программ, федеральной образовательной программы основного образования (далее – ФОП СОО), федеральной рабочей программы воспитания и Концепции преподавания учебного предмета «Биология». ЭОР «Тренажер "Облако знаний". Биология, 10 класс (углубленный уровень)» принадлежит к совокупности ЭОР, обеспечивающих систематическое изучение учебного предмета «Биология», предназначенных для реализации Федеральной рабочей программы по биологии на уровне среднего общего образования (далее – ФРП СОО по биологии).

Шаблон РП по биологии 10 класс углублённый уровень.docx
Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»