- Пептиды – продукты конденсации α-аминокислот. Связь –NH–CO–, которой соединены остатки аминокислот, называется пептидной связью. Различают простые пептиды (не более 10 аминокислотных остатков), олигопептиды (от 10 до 50 остатков), полипептиды (белки, протеины) (более 50 аминокислотных остатков).
- Макромолекулы белков характеризуются первичной (порядок аминокислотных остатков), вторичной (образование спирали за счёт водородных связей), третичной (сворачивание спирали в виде глобул или нитей (фибрилл) и четвертичной (объединение глобул и фибрилл в ансамбли) структурой.
- Глобулярные белки растворяются в воде с образованием коллоидных растворов, при ограниченном набухании образуются студни. Фибриллярные белки в воде не растворяются.
- Белки – амфотерные соединения, в изоэлектрической точке при определённом значении рН число положительных и отрицательных зарядов в молекуле белка одинаковое, гидратная оболочка белка разрушается, они образуют крупные агрегаты. Разрушение вторичной, третичной и четвертичной структуры белка под действием температуры и химических реагентов называется денатурацией.
- Пептиды и белки подвергаются гидролизу в кислой, щелочной среде, а также под действием ферментов. В результате образуются исходные аминокислоты.
- Цветные реакции на белки: биуретовая реакция: свежеосаждённоый Cu(OH)2 + пептидная связь = фиолетовое окрашивание; ксантопротеиновая реакция: HNO3(конц) + ароматические и гетероциклы = жёлтое окрашивание.
Химия • 10 класс
460
Пептиды. Белки
Было полезно?
Рекомендуем
Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках