Статьи • 02.04.2024
111

Знаниевые vs Компетентностные задания в цифровых работах

В основе контента «Облака знаний» лежит компетентностный подход. Он предполагает формирование у учащихся знаний и навыков, необходимых для эффективного решения учебных и жизненных задач. 

Соответственно, задания в цифровых работах «Облака знаний» не просто проверяют определённые знания, но и формируют навыки. В этом их отличие от «знаниевых», или репродуктивных задач.

Приведём пример репродуктивного задания:

Можно спросить: а чем плохи такие задания?

Самый простой ответ: такие задания не плохи. Тем более что есть фундаментальные знания, которые необходимы всякому образованному человеку. Например, школьники должны знать дату начала Второй мировой войны или имя автора Периодического закона химических элементов. Конечно, такие задачи есть и в «Облаке знаний».

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Церковный раскол в российском православии». Тренажёр «Облако знаний. История. 7 класс».

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Церковный раскол в российском православии». Тренажёр «Облако знаний. История. 7 класс».

Перейти к заданию

Но если вся цифровая работа (а это в среднем 5–6 заданий на одну тему) состоит из подобных задач, в чём же её методическая ценность?  

Поэтому большая часть заданий в самостоятельных работах «Облака знаний» носит компетентностную направленность. Приведём пример:

Фрагменты самостоятельной работы по теме «Атмосферное давление». Тренажёр «Облако знаний. Физика, 7 класс».

Фрагменты самостоятельной работы по теме «Атмосферное давление». Тренажёр «Облако знаний. Физика, 7 класс».

Перейти к заданиям

Выделим три причины того, почему в основу разработки контента «Облака знаний» поставлен компетентностный подход

  • Первая причина – нормативная. Согласно ФГОС, научно-методологической основой для разработки ЭОР является системно-деятельностный подход, направленный на системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни. 
  • Вторая причина – методическая. Методическую ценность всякого задания определяет усилие, которое ученик совершает для получения ответа.  В основе этого усилия должно лежать полезное действие. Нет действия — нет усилия — нет результата. Решив задачу, ученик тут же её забывает. Знакомо? А если школьнику пришлось потрудиться, добывая ответ, тогда шанс запомнить информацию выше. Особенно при систематичном использовании подобного подхода.
  • Третья причина – психологическая. Мотивация – один из важнейших элементов обучения. Если ученику скучно, он не запомнит информацию. А если задание интересное, основано на значимых для школьника данных, если задание красивое визуально, то вероятность запоминания повышается. 

Вернёмся к «знаниевому» заданию из начала статьи. Взмахнём волшебной палочкой методиста и трансформируем его в компетентностное задание:

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Культура, её многообразие и формы». Тренажёр «Облако знаний. Обществознание. 8 класс».

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Культура, её многообразие и формы». Тренажёр «Облако знаний. Обществознание. 8 класс».

Перейти к заданию

Что изменилось? Мы проверяем не знание ученика о формах культуры на примере искусства Сальвадора Дали, а предлагаем ребёнку ознакомиться с примерами живописи художника (гиперссылка на слове «искусство» открывает интерактивный коллаж).

Затем ученик знакомится с противоположными мнениями об искусстве Дали. На этом этапе школьник должен вспомнить определения массовой и элитарной культуры, их различие. Наконец, для выполнения задания ему необходимо применить своё знание на практике, распределив предложенные на карточках аргументы на две группы. 

Коэффициент полезного действия у такого задания выше. Ученик расширяет кругозор, знакомясь с примерами сюрреалистического искусства, закрепляет знание форм культуры. Теперь у него в запасе будут аргументы, чтобы поспорить при случае о творчестве Дали. 

Таким образом, компетентностные задания не просто тренируют память ученика, но и формируют у него навыки, необходимые для успешной деятельности в обучении и жизни.

Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»