Статьи • 16.04.2024
113

Читательская грамотность на уроках химии

В обновлённом Федеральном образовательном стандарте особое внимание уделяется развитию читательской, математической и естественно-научной грамотности школьников. Есть ошибочное мнение, что естественно-научную грамотность надо развивать на уроках физики, химии, биологии, математическую – на уроках математики, а читательскую – на литературе и истории. На самом деле успешное овладение школьной программой невозможно без комплексного развития всех видов грамотности в рамках изучения каждого предмета. Сегодня мы рассмотрим, как и зачем развивать читательскую грамотность на уроках химии. И помогут нам в этом задания «Облака знаний».

Что такое «читательская грамотность»?

Читательская грамотность — это способность не просто читать текст, но понимать его, анализировать, формулировать и выражать свои мысли, применять извлечённую при чтении информацию в жизни. Человек с развитой читательской грамотностью может оценить достоверность и надёжность источника информации, умеет сравнивать различные источники информации, выделять из них нужные факты, анализировать и делать выводы.

Цель чтения

Для развития читательской грамотности важно понимание цели чтения. Возьмём для примера фрагмент из литературного произведения, который используется в задании «Природный и синтетический каучуки» для 10 класса.

Ученику нужно объяснить, что цель чтения в данном случае отличается от той, что ставится при чтении художественного произведения на уроке литературы. На уроке химии важны не переживания героев Жюля Верна, не сюжетная линия, а информация о свойствах материала, из которого изготовлен воздушный шар в отрывке из романа.

Работа с текстом

В процессе чтения необходимо научить школьника выделять главную мысль, находить ответы на поставленные вопросы, решать задачи, связанные с прочитанным текстом. Рассмотрим в качестве примера задание «Особенности атома углерода» для 10 класса.

Предложите ученику сначала прочитать текст, затем – первое утверждение. Если ученик сразу не может ответить, верное оно или нет, предложите вернуться к чтению текста, обращая особое внимание на формы, в которых углерод встречается в природе. Скорее всего, ученик быстро найдёт в тексте нужный фрагмент и сможет правильно ответить на первый вопрос. По такой же схеме он будет действовать и при поиске ответов на следующие вопросы.

При выполнении такого задания школьник учится выделять нужную для решения информацию, у него развивается внимание и память. Такая работа с текстом способствует более эффективному освоению новых знаний по сравнению с обычным прослушиванием рассказа учителя.

Виды текстов

Важной составляющей читательской грамотности является умение воспринимать тексты, разные по форме, стилю и содержанию. Это может быть единичный цельный текст, как в рассмотренном выше примере.

Также текст может быть разорванным, состоять из отдельных фрагментов, как в интерактивных схемах и рисунках, например, в задании «Распространение воды на Земле» для 8 класса.

Текст может быть в форме таблицы, как в задании «Углеводы в продуктах питания» для 11 класса.

Чем с большим разнообразием текстов будет работать ученик, тем выше будет эффективность его чтения.

Для развития критического мышления полезно предлагать ученикам тексты, содержащие информацию из различных источников, рассматривающие взгляды разных учёных на проблему. Пример такого текста представлен в задании «Строение молекулы бензола» для 10 класса.

Ученикам предлагается сравнить гипотезы о строении молекулы бензола, высказанные разными учёными, а потом на основе изложенной информации сделать вывод о том, чья гипотеза ближе к истине.

Синтез собственного текста

Для развития читательской грамотности важно не только умение понять прочитанный текст, найти в нём необходимую информацию, проанализировать и оценить её. Ученик должен уметь выразить собственные мысли по поводу прочитанного текста. Для проверки этого умения в «Облаке знаний» представлены задания с открытым ответом. Например, в тренировочных вариантах КИМ ЕГЭ по химии.

Это задание проверяет не только предметные знания, но и умение ученика извлечь из текста нужную информацию о свойствах неизвестного вещества, а также самостоятельно записать ответы на поставленные в задании вопросы.

Не все ученики станут химиками, но уроки химии помогут научить школьников применять знания, в том числе и информацию, извлечённую из текстов, в повседневной жизни.

Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»