Статьи • 19.03.2024
558

ЕГЭ-2024 по географии: стратегия подготовки

В школах страны всё активнее идёт подготовка к сдаче единого государственного экзамена. В условиях ограниченного времени и широкого спектра предметов многие выпускники ищут наиболее эффективные стратегии подготовки.  Кто-то вооружается учебниками и последовательно повторяет все разделы курса с 5 по 11 класс. Другие сразу переходят к заданиям, стремясь проработать как можно больше вариантов. Одни уделяют особое внимание сложным заданиям, а кто-то, не рассчитывая справиться с ними, пропускает, чтобы не терять времени. 

Какую стратегию выбрать?  Достаточно ли для успешной сдачи экзамена повторить весь материал школьной программы по предмету? Какие особенности структуры и содержания экзаменационной работы стоит учесть при подготовке учащихся к ЕГЭ? В данной статье попробуем ответить на эти вопросы на примере экзамена по географии.

Две группы заданий на ЕГЭ по географии

Как известно, задания, включённые в состав экзаменационной работы по географии, можно сгруппировать разными способами: 

  • по форме (задания с кратким и развёрнутым ответом), 
  • по содержательным разделам курса школьной географии, 
  • по уровню сложности, по видам проверяемых умений и способов действий. 

Стратегия подготовки к экзамену чаще всего строится исходя из распределения заданий по содержательным разделам курса. Для этого определяются наиболее важные разделы и темы, требующие повторения, подбираются задания к ним. 

При этом мало внимания уделяется видам проверяемых умений и способам действий. Между тем именно их сформированность во многом определяет успешность сдачи ЕГЭ. 

В спецификации ЕГЭ-2024 выделено 15 основных умений и способов действий, контролируемых заданиями ЕГЭ. В утилитарных целях объединим их в две большие группы: 

  1. задания, требующие от выпускника владения некоторой внешней информацией, то есть определёнными фактическими знаниями, терминологией, географическим кругозором; 
  2. задания, в которых необходимая для ответа информация содержится преимущественно в самом задании, и от учащегося требуется лишь её вычленение и переработка. 

Например, в заданиях линии 4 от учащихся требуется установить расположение объектов на карте. Решение предполагает знание учащимся базовой географической номенклатуры, которое формируется в процессе всего обучения географии в школе и лишь воспроизводится на экзамене. В заданиях линии 6 от учащихся требуется знание фактических особенностей расселения населения и городов-миллионеров России, в заданиях линии 9 – центров размещения отдельных предприятий и отраслей, стран-лидеров по производству и экспорту отдельных видов продукции и т.д. Все эти знания учащийся также не может почерпнуть на экзамене иначе как из собственной головы. 

Пример задания линии 4

Пример задания линии 6

Совсем другой характер носят, к примеру, задания линии 10, где необходимо по таблице определить характер изменения того или иного показателя на протяжении ряда лет в нескольких регионах России. Сама таблица приводится вместе с заданием. Таким образом, от учащихся не требуется актуализации никакой дополнительной информации. Хотя это задание и привязано к определённой теме курса, содержательный аспект задания уходит в данном случае на второй план, на первом же – метапредметное в своей сущности умение анализировать статистическую информацию. 

Пример задания линии 10

Разумеется, большинство заданий такого типа также основываются на определённых географических знаниях, но в отличие от заданий первой группы их теоретическая база носит узко концентрированный характер (знание определённого понятия, формулы и т. п.) и не требует от учащегося широкого географического кругозора. Условно ко второй группе можно отнести и задания, связанные с решением географических задач по определённому алгоритму на основе имеющихся количественных данных (линии заданий 15, 28).

Как готовиться к разным типам заданий

В методическом плане подготовка учащихся к выполнению заданий первой и второй групп носит принципиально разный характер. Если в первом случае требуется концентрация усилий на повторении фактического материала по предмету, то во втором – целенаправленная отработка и закрепление навыков работы с определённым источником информации, выполнения определённого алгоритма действий, при этом учащемуся совсем необязательно быть эрудитом в области географии.

Стоит обратить внимание, что заданий второго типа в ЕГЭ-2024 по географии немногим меньше половины. К ним можно отнести задания линий 1, 2, 10, 11, 14, 15, 16, 19, 20, 24, 25, 28, то есть в общей сложности 12 заданий из 29. В пересчёте на баллы это даёт 15 первичных и свыше 40 вторичных баллов. Таким образом, только за счёт выполнения таких «информационных» заданий можно успешно сдать ЕГЭ, что свидетельствует о важности данного направления при выборе стратегии подготовки к экзамену.

В качестве ориентира предлагаем таблицу заданий информационно-деятельностного типа, составленную на основе демоверсии ЕГЭ-2024, с указанием источников информации и навыков, требуемых для их выполнения. Используйте её при планировании подготовки учащихся к ЕГЭ. 

Напомним, что источники информации – карта, таблица, диаграмма – могут размещаться как в самом задании, так и в приложениях (справочных материалах) к экзаменационной работе; использование других источников информации, например, школьных атласов, на ЕГЭ запрещено. Необходимые теоретические знания, требующие предварительной актуализации для выполнения задания, указаны в последней графе таблицы.

Цифровые ресурсы для подготовки к ЕГЭ-2024 по географии (слоты по отдельным линиям заданий, тренировочные и контрольные варианты КИМ) вы найдёте в «Облаке знаний».

 

 

Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»