Некоторые учителя негативно воспринимают задания «Облака знаний» по химии, в которых ученикам нужно самим искать информацию для решения задачи. Действительно, почему бы не дать всю необходимую информацию в условии задания? Для ответа на этот вопрос стоит посмотреть федеральный образовательный стандарт и федеральную рабочую программу по химии. В разделе «Планируемые результаты освоения программы по химии» упоминается работа с информацией. На уроках химии учитель не только выдаёт ученикам сумму знаний для запоминания, но и должен научить их находить нужную информацию, интерпретировать её, критически оценивать противоречивые и недостоверные данные. Рассмотрим несколько примеров заданий «Облака знаний», которые позволяют достичь этого результата.
Поиск информации в интернет-источниках
На начальном этапе изучения химии в задании из «Облака знания» для 8 класса «Атомы и молекулы. Простые и сложные вещества» ученики должны научиться по названию вещества найти в интернете его характеристику, а потом на её основе сделать вывод, какое вещество является простым, а какое — сложным. Выполняя это задание, ученик тренирует умение грамотно составлять запрос, выбирать ту информацию, которая нужна для выполнения задания.
Перейти к заданию
Кроме этого, в перечень метапредметных результатов по работе с информацией включен свойственный химии результат по поиску и оценке информации о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. В задании «Облака знаний» для 9 класса «Антропогенное загрязнение атмосферы оксидом серы» ученикам предлагается по внешнему виду растений оценить место их произрастания. Для выполнения этого задания ученик должен найти информацию о промышленности указанных городов и оценить влияние предприятий на окружающую среду.
Перейти к заданию
Получение информации из интерактивных рисунков и схем
В «Облаке знаний» ученикам для выполнения заданий предстоит научиться не только искать информацию в интернете, но и получать её из интерактивных рисунков и схем. В задании «Распространение кислорода в природе» ученик должен рассмотреть изображение во всплывающем окне. На рисунке представлены области, при нажатии на которые появляются диаграммы с информацией. Данные диаграмм нужно запомнить и использовать для выполнения задания.
Перейти к заданию
Работа со справочными материалами
Количество неорганических и органических веществ велико, ученики не в состоянии держать в памяти все их свойства. Для успешного освоения курса химии (и не только) надо научить школьников работать со справочниками. Предложите ученикам выполнить задание из «Облака знаний» для 9 класса «Размеры атомов». В процессе ученики узнают, какие виды справочников существуют и как быстро найти в них нужную информацию.
Перейти к заданию
Как правильно выбрать источник информации
Задание из «Облака знаний» для 11 класса «Профессиональные источники химической информации» знакомит учеников с тем, какие бывают источники информации по предмету. Задание помогает сориентироваться в том, где искать нужные данные. Оно учит оценивать степень достоверности различных источников, что очень важно для успешной работы с информацией.