Развитие алгоритмического мышления — одна из целей изучения курса информатики в основной и средней школе. Но умение составлять и читать алгоритмы необходимо не только для получения пятерки по информатике, оно пригодится не только будущим программистам.
Алгоритмы окружают нас всюду. Они могут быть записаны текстом (инструкции), выдаваться в словесной форме (просьбы, приказы), скрываться среди правил и законов в каждом предмете школьной программы.
Алгоритмы в информатике обычно записываются в графическом виде. С помощью блок-схем любое сложное правило можно сделать понятным и удобным для запоминания. Научиться работать с ними поможет самостоятельная работа для 7 класса «Способы записи алгоритмов» в «Облаке знаний».
А теперь приведем примеры использования алгоритмов вне информатики и покажем пользу их изучения.
Алгоритмы бытовые
Обучить детей принципам составления алгоритмов можно на примере обычных бытовых ситуаций. При этом дети изучают различные типы блоков, используемых в блок-схемах, начинают понимать, как они соединяются.
На рисунке ниже в виде алгоритма изображена простая ситуация из домашней жизни.
Мама просит сына:
– Вася, сходи в магазин за хлебом. Купи булку белого. Если его не будет, то булку чёрного.
Алгоритмы в математике
Правила в математике идеально подходят для того, чтобы расписывать их в виде алгоритмических блок-схем. Правила можно сразу давать детям в виде алгоритма: это нагляднее текстового описания. А если ученики сами составят алгоритм по правилу, написанному в учебнике, то они его лучше запомнят, поймут, а не просто зазубрят.
Для примера запишем алгоритм нахождения корней квадратного уравнения.
Чтобы решить квадратное уравнение вида
сначала нужно найти дискриминант:
1) Если D>0, то уравнение имеет два корня, которые находятся по формулам:
2) Если D=0, то уравнение имеет один корень, который находится по формуле
3) Если D<0, то уравнение не имеет корней.
Алгоритмы в русском языке
Правила в учебниках русского языка обычно многословны и сложны для запоминания. Попробуйте записать их в виде алгоритма. Различные разборы слов, словосочетаний и предложений в русском языке также удобно делать при помощи алгоритмов.
Покажем на самом простом примере на определение вида предложения по цели высказывания. Правило гласит:
По цели высказывания предложения разделяют на повествовательные, вопросительные и побудительные. Повествовательное предложение — предложение, в котором о чём-то рассказывают. Вопросительное предложение — предложение, в котором о чём-то спрашивают. Побудительное предложение содержит в себе приказ, требование, пожелание, совет, просьбу; оно побуждает к действию.
Нарисуем в виде алгоритма последовательность действий по определению типа предложения по цели высказывания.
Алгоритмы в химии или физике
Инструкция к лабораторной работе по физике или химии — это уже готовый пошаговый алгоритм. В каждой изучаемой теме можно выделить отдельные типы задач, которые решаются по определенному алгоритму.
Для примера запишем в виде алгоритма описание опыта по определению кислотности раствора.
Для определения кислотности раствора вам понадобится лакмусовая бумага, которая меняет свой цвет в зависимости от кислотности раствора. Лакмусовую бумажку нужно опустить в водный раствор и посмотреть, как она изменит свой цвет при этом. Если лакмус становится красным, это указывает на кислую среду. Синий цвет означает, что это щелочная жидкость.
В заключение
Мы рассмотрели только самые стандартные виды блоков в алгоритмах. Дальше смело включайте свою фантазию. Можно придумать и использовать дополнительные типы блоков, вместо надписей подобрать красочные картинки или запоминающиеся словосочетания.
Чтобы уместить всю информацию на кирпичик блок-схемы, нужно суметь вычленить самое главное, выстроить последовательность действий. Когда дети сами составляют алгоритмы, у них формируются базовые логические действия и навыки работы с информацией.