Статьи • 22.01.2024
697

Использование алгоритмов на разных предметах школьной программы

Развитие алгоритмического мышления — одна из целей изучения курса информатики в основной и средней школе. Но умение составлять и читать алгоритмы необходимо не только для получения пятерки по информатике, оно пригодится не только будущим программистам. 

Алгоритмы окружают нас всюду. Они могут быть записаны текстом (инструкции), выдаваться в словесной форме (просьбы, приказы), скрываться среди правил и законов в каждом предмете школьной программы. 

Алгоритмы в информатике обычно записываются в графическом виде. С помощью блок-схем любое сложное правило можно сделать понятным и удобным для запоминания. Научиться работать с ними поможет самостоятельная работа для 7 класса «Способы записи алгоритмов» в «Облаке знаний». 

А теперь приведем примеры использования алгоритмов вне информатики и покажем пользу их изучения.

Алгоритмы бытовые

Обучить детей принципам составления алгоритмов можно на примере обычных бытовых ситуаций. При этом дети изучают различные типы блоков, используемых в блок-схемах, начинают понимать, как они соединяются.

На рисунке ниже в виде алгоритма изображена простая ситуация из домашней жизни.

Мама просит сына: 

– Вася, сходи в магазин за хлебом. Купи булку белого. Если его не будет, то булку чёрного.

Алгоритмы в математике

Правила в математике идеально подходят для того, чтобы расписывать их в виде алгоритмических блок-схем. Правила можно сразу давать детям в виде алгоритма: это нагляднее текстового описания. А если ученики сами составят алгоритм по правилу, написанному в учебнике, то они его лучше запомнят, поймут, а не просто зазубрят.

Для примера запишем алгоритм нахождения корней квадратного уравнения.

Чтобы решить квадратное уравнение вида

сначала нужно найти дискриминант:

1) Если D>0, то уравнение имеет два корня, которые находятся по формулам:

2) Если D=0, то уравнение имеет один корень, который находится по формуле

3) Если D<0, то уравнение не имеет корней.

Алгоритмы в русском языке

Правила в учебниках русского языка обычно многословны и сложны для запоминания. Попробуйте записать их в виде алгоритма. Различные разборы слов, словосочетаний и предложений в русском языке также удобно делать при помощи алгоритмов.

Покажем на самом простом примере на определение вида предложения по цели высказывания. Правило гласит:

По цели высказывания предложения разделяют на повествовательные, вопросительные и побудительные. Повествовательное предложение — предложение, в котором о чём-то рассказывают. Вопросительное предложение — предложение, в котором о чём-то спрашивают. Побудительное предложение содержит в себе приказ, требование, пожелание, совет, просьбу; оно побуждает к действию.

Нарисуем в виде алгоритма последовательность действий по определению типа предложения по цели высказывания.

Алгоритмы в химии или физике

Инструкция к лабораторной работе по физике или химии — это уже готовый пошаговый алгоритм. В каждой изучаемой теме можно выделить отдельные типы задач, которые решаются по определенному алгоритму.

Для примера запишем в виде алгоритма описание опыта по определению кислотности раствора.

Для определения кислотности раствора вам понадобится лакмусовая бумага, которая меняет свой цвет в зависимости от кислотности раствора. Лакмусовую бумажку нужно опустить в водный раствор и посмотреть, как она изменит свой цвет при этом. Если лакмус становится красным, это указывает на кислую среду. Синий цвет означает, что это щелочная жидкость. 

В заключение

Мы рассмотрели только самые стандартные виды блоков в алгоритмах. Дальше смело включайте свою фантазию. Можно придумать и использовать дополнительные типы блоков, вместо надписей подобрать красочные картинки или запоминающиеся словосочетания. 

Чтобы уместить всю информацию на кирпичик блок-схемы, нужно суметь вычленить самое главное, выстроить последовательность действий. Когда дети сами составляют алгоритмы, у них формируются базовые логические действия и навыки работы с информацией.

Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»