Какая задача является одной из важнейших в современном образовании? Задача — сформировать у школьников представление о единстве окружающего мира. Школьные предметы призваны не дробить мир на фрагменты, а складывать из крупиц общую мозаику жизни. Решить эту задачу помогает создание межпредметных связей на уроках.
С какими предметами может быть связан русский язык? С одной стороны, он скрепляет между собой все учебные предметы. Умение связно выражать свои мысли на родном языке и понимать прочитанные и услышанные тексты лежит в основе школьного образования. С другой стороны, на уроках русского языка часто используются материалы, непосредственно связанные с другими учебными дисциплинами.
Попробуем разобраться на примерах, какие школьные предметы проникают на уроки русского языка и помогают представить мир во всём его многообразии и единстве.
Художественная литература как эталон речи
Одним из основных предметов, с которым реализуются межпредметные связи русского языка, является литература. Два этих предмета тесно переплетены и составляют единую филологическую отрасль знания, поэтому их связи между собой можно даже назвать внутрипредметными.
Как учитель может использовать художественные тексты на уроках русского языка?
Во-первых, существует такой вид работы, как анализ текста. Для комплексного анализа текста лучше всего брать проверенные временем образцы — отрывки из художественной литературы. Такие тексты не только помогают решить учебную задачу, но и несут в себе неисчерпаемый воспитательный потенциал.
Во-вторых, в учебном плане по русскому языку есть темы, смежные с темами литературы. Например, уроки, на которых рассматриваются изобразительно-выразительные средства языка.
Рассмотрим примеры учебных заданий по русскому языку от «Облака знаний» с использованием текстов художественной литературы.
Фрагмент самостоятельной работы по русскому языку «Тема и основная мысль текста» для 5 класса
Перейти к работе
Фрагмент самостоятельной работы по русскому языку «Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи» для 10 класса
Перейти к работе
Изобразительное искусство как зрительная опора для развития речи
Второй предмет, который неизменно присутствует в программе по русскому языку, — изобразительное искусство.
Одним из видов сочинения, над которыми работают учащиеся, является сочинение по картине. Словесное описание живописных изображений, натюрмортов, портретов и другого иллюстративного материала развивает и обогащает речь учащихся.
Использование репродукций и иллюстраций возможно на разных этапах уроков, не связанных с развитием речи. Они помогают оживить урок и сделать его более ярким.
Фрагмент самостоятельной работы по русскому языку «Монолог и диалог. Полилог» для 5 класса
Перейти к работе
Фрагмент самостоятельной работы по русскому языку «Представление текста в форме презентации» для 5 класса
Перейти к работе
Обществознание как возможность выйти за рамки лингвистики
Ещё один предмет, на который возможны отсылки на уроках русского языка, — это обществознание.
Учебный год в любом классе начинается с раздела «Общие сведения о языке». На уроках, посвящённых этому разделу, ученики узнают о статусе и значении русского языка внутри страны и за её пределами.
Далее изучается раздел «Язык и речь», в котором рассматриваются понятия, смежные для русского языка и обществознания: язык и мышление, язык и человек, общение, речь как деятельность.
Кроме того, в курсе русского языка изучается официально-деловой стиль речи, в котором анализируется язык официальных документов.
Подобные темы выводят изучение русского языка на обобщённый, экстралингвистический уровень.
Фрагмент самостоятельной работы по русскому языку «Русский язык — государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения» для 6 класса
Перейти к работе
Фрагмент самостоятельной работы по русскому языку «Язык и человек» для 5 класса
Перейти к работе
История как движущая сила развития языка
Связь с историей прослеживается на тех уроках, где говорится о развитии русского языка, о путях его изменения и обогащения.
Во время изучения разделов «Общие сведения о языке» или «Фонетика», говоря об алфавите, можно обратиться к истории его становления и рассказать ученикам как о глаголице и кириллице, так и о её создателях-просветителях.
На уроках по «Лексикологии», изучая устаревшую лексику, интересно будет обратиться к историческим реалиям, а рассматривая заимствованную лексику, можно перенестись в ту эпоху, когда эти слова проникли в наш язык.
Уроки по «Фразеологии» — это настоящая находка с точки зрения межпредметных связей с историей: античность, древнерусские летописи, быт и нравы русского народа, культура различных эпох и многие другие темы можно затронуть, изучая данный раздел.
Рассмотрим задания, которые утверждают нас в мысли, что язык неразрывно связан с жизнью общества и историей народа.
Фрагмент самостоятельной работы по русскому языку «Русский язык в кругу других славянских языков» для 8 класса
Перейти к работе
Фрагмент самостоятельной работы по русскому языку «Фразеология русского языка» для 10 класса
Перейти к работе
Естественные науки как познавательный материал
Менее очевидными являются межпредметные связи с естественными науками.
Одной из возможностей выхода за рамки русского языка и проникновения в мир природы и её закономерностей может послужить раздел «Функциональные стили языка».
Когда речь идёт о научном стиле, смело можно работать с текстами из учебных пособий и энциклопедий о различных интересных явлениях и открытиях.
А если изучается публицистический стиль, то можно обращаться к текстам журналов, газет, телевидения, содержащим интервью с учёными или статьи о достижениях в науке и технике.
Посмотрим на примере заданий из «Облака знаний», как это можно реализовать на практике.
Фрагмент самостоятельной работы по русскому языку «Научный стиль и его жанры» для 9 класса
Перейти к работе
Фрагмент самостоятельной работы по русскому языку «Конспект» для 8 класса
Перейти к работе
Подводя итоги, важно отметить, что межпредметные связи позволяют добиться разносторонних результатов: во-первых, делают урок более насыщенным и разнообразным; во-вторых, обогащают речь и знания учащихся; в-третьих, связывают язык с другими науками; наконец, помогают создать целостную картину мира.