Статьи • 16.01.2024
446

Межпредметные связи на уроках русского языка

Какая задача является одной из важнейших в современном образовании? Задача — сформировать у школьников  представление о единстве окружающего мира. Школьные предметы призваны не дробить мир на фрагменты, а складывать из крупиц общую мозаику жизни. Решить эту задачу помогает создание межпредметных связей на уроках.

С какими предметами может быть связан русский язык?  С одной стороны, он скрепляет между собой все учебные предметы. Умение связно выражать свои мысли на родном языке и понимать прочитанные и услышанные тексты лежит в основе школьного образования. С другой стороны, на уроках русского языка часто используются материалы, непосредственно связанные с другими учебными дисциплинами.

Попробуем разобраться на примерах, какие школьные предметы проникают на уроки русского языка и помогают представить мир во всём его многообразии и единстве.

Художественная литература как эталон речи

Одним из основных предметов, с которым реализуются межпредметные связи русского языка, является литература. Два этих предмета тесно переплетены и составляют единую филологическую отрасль знания, поэтому их связи между собой можно даже назвать внутрипредметными.

Как учитель может использовать художественные тексты на уроках русского языка?

Во-первых, существует такой вид работы, как анализ текста. Для комплексного анализа текста лучше всего брать проверенные временем образцы — отрывки из художественной литературы. Такие тексты не только помогают решить учебную задачу, но и несут в себе неисчерпаемый воспитательный потенциал.

Во-вторых, в учебном плане по русскому языку есть темы, смежные с темами литературы. Например, уроки, на которых рассматриваются изобразительно-выразительные средства языка.

Рассмотрим примеры учебных заданий по русскому языку от «Облака знаний» с использованием текстов художественной литературы.

Фрагмент самостоятельной работы по русскому языку «Тема и основная мысль текста» для 5 класса
Фрагмент самостоятельной работы по русскому языку «Тема и основная мысль текста» для 5 класса
Перейти к работе
Фрагмент самостоятельной работы по русскому языку «Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи» для 10 класса
Фрагмент самостоятельной работы по русскому языку «Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи» для 10 класса
Перейти к работе

Изобразительное искусство как зрительная опора для развития речи

Второй предмет, который неизменно присутствует в программе по русскому языку, — изобразительное искусство. 

Одним из видов сочинения, над которыми работают учащиеся, является сочинение по картине. Словесное описание живописных изображений, натюрмортов, портретов и другого иллюстративного материала развивает и обогащает речь учащихся.

Использование репродукций и иллюстраций возможно на разных этапах уроков, не связанных с развитием речи. Они помогают оживить урок и сделать его более ярким.

Фрагмент самостоятельной работы по русскому языку «Монолог и диалог. Полилог» для 5 класса
Фрагмент самостоятельной работы по русскому языку «Монолог и диалог. Полилог» для 5 класса
Перейти к работе
Фрагмент самостоятельной работы по русскому языку «Представление текста в форме презентации» для 5 класса
Фрагмент самостоятельной работы по русскому языку «Представление текста в форме презентации» для 5 класса
Перейти к работе

Обществознание как возможность выйти за рамки лингвистики

Ещё один предмет, на который возможны отсылки на уроках русского языка, — это обществознание. 

Учебный год в любом классе начинается с раздела «Общие сведения о языке». На уроках, посвящённых этому разделу, ученики узнают о статусе и значении русского языка внутри страны и за её пределами.

Далее изучается раздел «Язык и речь», в котором рассматриваются понятия, смежные для русского языка и обществознания: язык и мышление, язык и человек, общение, речь как деятельность.

Кроме того, в курсе русского языка изучается официально-деловой стиль речи, в котором анализируется язык официальных документов.

Подобные темы выводят изучение русского языка на обобщённый, экстралингвистический уровень.

Фрагмент самостоятельной работы по русскому языку «Русский язык — государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения» для 6 класса
Фрагмент самостоятельной работы по русскому языку «Русский язык — государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения» для 6 класса
Перейти к работе
Фрагмент самостоятельной работы по русскому языку «Язык и человек» для 5 класса
Фрагмент самостоятельной работы по русскому языку «Язык и человек» для 5 класса
Перейти к работе

История как движущая сила развития языка

Связь с историей прослеживается на тех уроках, где говорится о развитии русского языка, о путях его изменения и обогащения. 

Во время изучения разделов «Общие сведения о языке» или «Фонетика», говоря об алфавите, можно обратиться к истории его становления и рассказать ученикам как о глаголице и кириллице, так и о её создателях-просветителях. 

На уроках по «Лексикологии», изучая устаревшую лексику, интересно будет обратиться к историческим реалиям, а рассматривая заимствованную лексику, можно перенестись в ту эпоху, когда эти слова проникли в наш язык.

Уроки по «Фразеологии» —  это настоящая находка с точки зрения межпредметных связей с историей: античность, древнерусские летописи, быт и нравы русского народа, культура различных эпох и многие другие темы можно затронуть, изучая данный раздел.

Рассмотрим задания, которые утверждают нас в мысли, что язык неразрывно связан с жизнью общества и историей народа.

Фрагмент самостоятельной работы по русскому языку «Русский язык в кругу других славянских языков» для 8 класса
Фрагмент самостоятельной работы по русскому языку «Русский язык в кругу других славянских языков» для 8 класса
Перейти к работе
Фрагмент самостоятельной работы по русскому языку «Фразеология русского языка» для 10 класса
Фрагмент самостоятельной работы по русскому языку «Фразеология русского языка» для 10 класса
Перейти к работе

Естественные науки как познавательный материал

Менее очевидными являются межпредметные связи с естественными науками.

Одной из возможностей выхода за рамки русского языка и проникновения в мир природы и её закономерностей может послужить раздел «Функциональные стили языка». 

Когда речь идёт о научном стиле, смело можно работать с текстами из учебных пособий и энциклопедий о различных интересных явлениях и открытиях. 

А если изучается публицистический стиль, то можно обращаться к текстам журналов, газет, телевидения, содержащим интервью с учёными или статьи о достижениях в науке и технике.

Посмотрим на примере заданий из «Облака знаний», как это можно реализовать на практике.

Фрагмент самостоятельной работы по русскому языку «Научный стиль и его жанры» для 9 класса
Фрагмент самостоятельной работы по русскому языку «Научный стиль и его жанры» для 9 класса
Перейти к работе
Фрагмент самостоятельной работы по русскому языку «Конспект» для 8 класса
Фрагмент самостоятельной работы по русскому языку «Конспект» для 8 класса
Перейти к работе

Подводя итоги, важно отметить, что межпредметные связи позволяют добиться разносторонних результатов: во-первых, делают урок более насыщенным и разнообразным; во-вторых, обогащают речь и знания учащихся; в-третьих, связывают язык с другими науками; наконец, помогают создать целостную картину мира.

Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»