Статьи • 14.09.2023
1939

Как классно провести классный час: идеи и готовые разработки

Обычно классные часы проводятся в формате бесед на заданную тему, которые планируются ещё до начала учебного года. Мы подобрали нестандартные идеи, которые помогут разнообразить рутину классных часов и укрепить контакт между одноклассниками, а также между учителем и учениками.

Роль классного часа очень важна для школьников. Это время вне учебных занятий, когда можно обсудить накопившиеся проблемы всем классом, запланировать внешкольные активности и поговорить на важные темы.

Посмотрим, как организовать классный час в 5-11 классах так, чтобы вовлечь школьников в процесс, а также весело и с пользой провести время.

Высшая форма исследования – игра

С помощью игр педагог может многое узнать о своих подопечных – их черты характера, внутриклассные отношения. Зачастую в играх проявляются способности детей, которые в дальнейшем можно использовать в профориентации.

Игра «На что потратить жизнь?»

Для игры понадобятся по десять жетонов и одному листу бумаги на каждого ученика и проектор с презентацией. Каждый жетон – это десятая доля жизненных сил ученика – времени, энергии, средств, интересов, индивидуальности. 

На экране показываются по две ценности (признание, друзья и др.), которые можно приобрести за жетоны. Каждый ученик может купить только по одной ценности за раз или пропустить покупку. Купить ценность можно только в тот момент, когда она выставлена на экране. Неиспользованные жетоны сгорают. На листах ученики записывают приобретённые ценности и в конце игры анализируют свои покупки. Для обсуждения результатов игры нужно разбить класс на пары, в которых ребята интервьюируют друг друга по очереди и пишут отчёт. 

Игра помогает задуматься о важности определения основополагающих жизненных ценностей.

В конце статьи вы можете скачать готовую презентацию для игры с ценностями, вопросами для интервью и карточкой для самоанализа.

Настольная игра «Эмоциональный интеллект»

Во время игры ребятам предстоит демонстрировать эмоции и угадывать чувства и переживания одноклассников.

Вам понадобится игровой набор, который нужно приобрести заранее. Он состоит из игрового поля, набора карточек, фишек для голосования и прищепок для каждого игрока. Максимальное количество игроков – 7, однако можно увеличить их количество, объединив попарно 14 человек. В игре предусмотрены два уровня, мини-игры и дополнительные карты, поэтому в неё можно играть много раз и не заскучать.

Подробности можно посмотреть здесь.

Игра «Место справа от меня свободно»

Для игры нужны только стулья и дети. Ученики усаживаются в круг на стульях, один стул должен быть свободным. Ребёнок, сидящий справа от пустого стула, произносит фразу «Место справа от меня свободно, и я бы хотел, чтобы это место занял…» и далее называет имя одноклассника. Затем ребёнок должен объяснить парой предложений, почему выбрал именно его. 

Эта замечательная игра проста, подходит для любого возраста и способствует благоприятной атмосфере в классе.

Тимбилдинг – наше всё

Тимбилдинг – это отличное средство создания комфортной образовательной и воспитательной среды в классе. Активности по тимбилдингу способствуют созданию дружеских связей, учат вести конструктивный диалог, формируют чувство ответственности и взаимопомощи.

Задание «Дойти до финиша» 

Для выполнения задания потребуются просторное помещение (или площадка) и верёвки. Нужно построить весь класс в шеренгу плечом к плечу и попросить расставить ноги по ширине плеч. Затем нужно завязать ноги так, как показано на рисунке.

Обозначьте финиш и дайте команду старта. Класс должен сам организоваться так, чтобы дойти до финиша. Для оптимального выполнения упражнения классу необходимо выбрать лидера и тактику, чтобы шагать шеренгой. Чтобы было интереснее, можете поставить целью определённое время, за которое класс должен добраться от старта до финиша. Упражнение нужно выполнять до тех пор, пока команда не научится свободно шагать с верёвками.

Это упражнение особенно хорошо для формирования командного духа, проявления лидерских качеств и сообразительности.

Групповые мастер-классы с общим заданием

Мастер-классы можно организовать как самостоятельно, так и пригласить аниматоров. Также мастер-класс может дать один или несколько учеников. Ключевым моментом мастер-класса должно быть общее задание для всего класса. Например, на мастер-классе по скрапбукингу можно сделать «сердце класса». Каждый ученик готовит поделку, а в конце все поделки приклеиваются на общую картонную основу, вырезанную в форме сердца.

Челлендж «Запечатлейте свой подвиг на фото»

Каждый день ознаменуется большими и маленькими достижениями. Предложите ученикам в течение недели фотографировать свои достижения, которыми они гордятся, а на классном часе поделиться одним из наиболее значимых достижений. К классному часу попросите подготовить общую презентацию для всего класса с фотографиями. Каждый может сказать пару слов о своём достижении, а в конце подвести итоги и построить планы на будущее.

Дискуссионный клуб

Традиционное обсуждение тем на классном часе можно разнообразить, расширив беседу до дискуссионного клуба. Стимулировать активность учеников можно с помощью правил. Например, выделите каждому ученику определённое время на высказывание и оставьте время для группового обсуждения в конце урока. Также можно применять нестандартные подходы. Здесь мы рассказывали о методе шести шляп мышления, который позволяет структурировать мысли, создаёт развивающие ситуации, помогает ученикам вжиться в новую роль, побыть в несвойственном образе, тем самым способствуя разностороннему развитию мышления.

Примеры тем для дискуссии, которые будут интересны подросткам:

  • Культура внешнего вида – путь к внутренней культуре
  • Свой канал в социальных сетях: что я мог бы рассказать другим?
  • Мужчины и женщины. Равноправие?
  • Должны ли граждане, не участвующие в голосовании, платить штраф?
  • Считаете ли вы минимальную заработную плату справедливой?
  • Должны ли все студенты работать после окончания учёбы?
  • Переводится ли насилие в видеоиграх в насилие в реальной жизни?
  • Следует ли наказывать наркоманов или помогать им?
  • Должны ли дети перестать пользоваться гаджетами?
  • Полезна ли религия?
  • Если бы люди жили на Луне, вы бы отправились туда?
  • Если бы вы могли выбрать бессмертие, вы бы сделали это?

Цифровые задания «Облака знаний»

Для организации тематических классных часов, викторин, квестов, уроков «Разговоры о важном» подойдут также цифровые работы «Облака знаний» по разным предметам. Смотрите подборку заданий на сентябрь–октябрь. Они обладают богатым воспитательным потенциалом и направлены на достижение личностных результатов обучения.


Классный час – это замечательная возможность свободного самовыражения учеников. Мы предложили подборку разных идей, а что пригодится именно вам и вашему классу, выбирайте сами. Помните: чем разнообразнее виды деятельности, в которые вы вовлекаете детей, тем активнее идёт развитие учащихся.

Скачать презентацию для игры На что потратить жизнь.pdf
Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»