Статьи • 06.09.2023
1646

Федеральные рабочие программы по предметам: что изменится в содержании школьных учебников

С 1 сентября 2023 года в российских школах введены новые федеральные основные общеобразовательные программы. Они определяют рабочие программы по предметам и учебники, которые должны использовать учителя.

«Облако знаний» приводит главную информацию о том, что изменится в содержании школьных предметов в новом учебном году и как педагогам работать в текущих условиях.

Как изменятся учебники по физике для 7–9 классов вслед за обновлением ФГОС

В федеральной рабочей программе (ФРП) по физике, соответствующей обновлённым федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), предметное содержание разделено по годам обучения. По некоторым темам это деление не совпадает с содержанием существующих учебников. УМК И.М. Перышкина в данный момент проходит экспертизу, и после издания его содержание будет соответствовать рабочей программе. 

Рассмотрим, как изменилась последовательность изучаемых тем по физике в 7–9 классах.

Физика, 7 класс

  • (+) Добавлено изучение закона сохранения механической энергии, тогда как раньше упоминалось только её превращение.
  • (-) Перенесено в 9 класс изучение понятий центра тяжести тела и момента сил.

Физика, 8 класс

  • (+) Перед изучением тепловых явлений теперь идёт строение вещества как продолжение изученного в начале 7 класса.
  • (+) В раздел электрических и магнитных явлений внесена электромагнитная индукция, которая раньше рассматривалась в 9 классе.
  • (-) Изучение световых явлений перенесено в 9 класс.

Физика, 9 класс

  • (+) Добавлены основы статики – раньше их поверхностно проходили в 7 классе.
  • (+) Добавлено изучение световых явлений, которые были в программе для 8 класса.
  • (-) Изучение электромагнитных колебаний убрали, а электромагнитную индукцию перенесли в 8 класс.
  • (-) Астрономического раздела о строении и эволюции Вселенной теперь нет – в основной школе она больше не изучается.

Как изменится содержание школьных учебников по географии для 6–9 классов

Пока учебники перерабатываются и проходят экспертизу, мы собрали наиболее важные особенности обновлённого содержания курсов географии для 6–9 классов, на которые стоит обратить внимание.

География, 6 класс

  • Раздел «Географическая оболочка» переносится в 7 класс; курс завершается изучением темы «Природные комплексы». 
  • Раздел «Человечество на Земле» отдельно не изучается; человек рассматривается как часть биосферы.
  • В разделе «Оболочки Земли» появились новые элементы содержания (загрязнение Мирового океана; космические методы изучения атмосферы и океана; изменение климата; адаптация живых организмов к среде обитания; экологические исследования и экологические проблемы; профессии, связанные с географией и др.).

География, 7 класс

  • Раздел «Главные закономерности природы Земли» открывает тема «Географическая оболочка».
  • Раздел «Человечество на Земле» дополнен новыми элементами содержания (виды хозяйственной деятельности людей; культурно-исторические регионы мира).
  • В раздел «Взаимодействие природы и общества» включены понятия о глобальных проблемах человечества, устойчивом развитии, всемирном наследии ЮНЕСКО.

География, 8 класс

  • В курсе три основных раздела: «Географическое пространство России», «Природа России», «Население России».
  • Обзор природы России осуществляется по природно-хозяйственным зонам; крупные природные районы не изучаются.
  • Усилен акцент на проблемы взаимодействия человека и природы на территории России (адаптация человека к природным условиям, стихийные явления, природные ресурсы и природно-ресурсный капитал и др.). 

География, 9 класс

  • После разделов «Хозяйство России» и «Регионы России» предусмотрено обобщение знаний. 
  • Вводятся понятия о новых формах территориальной организации хозяйства (кластеры, ОЭЗ, ТОР); показателях уровня развития страны, региона (ВВП, ВРП, ИЧР); экологической безопасности и устойчивом развитии России и др.
  • Предусмотрено ознакомление учащихся с государственными стратегическими документами в области развития отраслей и территорий РФ.

Новые ФГОС и учебники по русскому языку: как изменится школьная программа в 5–9 классах

В ФРП по русскому языку произошли значительные изменения. Одно из них касается предметного содержания. Теперь все темы, которые необходимо освоить учащимся, строго закреплены за определённым годом обучения. Рассмотрим на примере УМК Т. А. Ладыженской – С. Г. Бархударова, включённого в новый федеральный перечень учебников (ФПУ), какие изменения должно претерпеть учебное пособие, чтобы соответствовать рабочей программе.

Содержание курса русского языка имеет определённую структуру. Изучаемые разделы располагаются в каждом классе в следующей последовательности:

  1. Общие сведения о языке
  2. Язык и речь
  3. Текст
  4. Функциональные разновидности языка
  5. Система языка

Темы из разделов 2–4 прежде постепенно изучались на протяжении всего учебного года. Теперь они выделены в отдельные блоки в начале учебного года. 

Собрали главную информацию о том, какие изменения произошли в программе по русскому языку в 5–9 классах.

Русский язык, 5 класс

В раздел «Лексикология» добавлены темы, развивающие представления учащихся о лексикографии:

  • Разные виды лексических словарей (толковый словарь, словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов) и их роль в овладении словарным богатством родного языка
  • Строение словарной статьи в лексических словарях разных видов, словарные пометы

Из раздела «Морфемика» в раздел «Имя существительное» перенесены темы:

  • Буквы о и а в корнях с чередованием раст-ращ-рос
  • Буквы о и а в корнях с чередованием лаг-лож

Русский язык, 6 класс

В раздел «Глагол» добавлены темы, связанные с употреблением глаголов в речи:

  • Нормы ударения в глагольных формах (в рамках изученного)
  • Нормы словоизменения глаголов
  • Видовременная соотнесённость глагольных форм в тексте

Из программы 6 класса перенесены в курс 5 класса в раздел «Имя существительное» следующие темы:

  • Буквы о и а в корнях с чередованием кас-кос
  • Буквы о и а в корнях с чередованием зар-зор
  • Буквы о и а в корнях с чередованием гар-гор
  • Имена существительные общего рода
  • Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных

Русский язык, 7 класс

В раздел «Предлог» добавлены темы, связанные с грамматическими нормами:

  • Нормы употребления имён существительных и местоимений с предлогами
  • Правильное использование предлогов из – с, в – на
  • Правильное образование предложно-падежных форм с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки, наперерез

Изменился подход к причастию и деепричастию:

  • Теперь причастие и деепричастие рассматриваются как особые формы глагола, а не самостоятельные части речи

Русский язык, 8 класс

В раздел «Синтаксис и пунктуация» включены уроки теоретической направленности:

  • Синтаксис как раздел лингвистики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса
  • Пунктуация. Функции знаков препинания

Из курса 8 класса в программу 9 класса перенесён раздел «Прямая и косвенная речь. Цитирование».

Русский язык, 9 класс

В программу 9 класса включены темы, дающие учащимся представление о грамматической синонимии:

  • Грамматическая синонимия сложносочинённых предложений и простых предложений с однородными членами
  • Грамматическая синонимия сложноподчинённых предложений и простых предложений с обособленными членами
  • Грамматическая синонимия бессоюзных сложных предложений и союзных сложных предложений

Из раздела «Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи» исключена тема:

  • Авторские знаки препинания

Федеральные рабочие программы по химии для 8–11 классов: что нового

С 1 сентября обучение химии во всех классах должно проводиться в соответствии с новыми ФРП. Теперь разделение на базовый и углублённый уровни начинается с 8, а не с 10 класса.

Отмечаем наиболее значимые изменения в программах для каждого класса.

Химия, 8 класс
 
Базовый уровень

  • Появилась новая для 8 класса тема – «Топливо: уголь и метан, загрязнение воздуха, усиление парникового эффекта, разрушение озонового слоя». 

Раньше эти вопросы изучали в конце 9 класса.

Углублённый уровень

  • Включены краткие сведения об истории возникновения и развития химии. 
  • Введено понятие о мольной доле химического элемента в соединении.
  • Предлагается познакомиться с жизнью и деятельностью М. В. Ломоносова и Д. И. Менделеева. 
  • Появились задачи на вычисление относительной молекулярной массы по относительной плотности газов; на определение молярной концентрации раствора.

Химия, 9 класс

Базовый уровень

  • Появились новые темы: «Природные источники углеводородов, продукты их переработки, их роль в быту и промышленности»; «Понятие о биологически важных веществах: жирах, белках, углеводах – и их роль в жизни человека»; «Безопасное использование веществ, материалов и химических реакций в быту. Первая помощь при химических ожогах и отравлениях».
  • Уделено больше внимания экологическим проблемам.

Углублённый уровень

  • Расширен раздел «Термохимия. Термодинамика». 
  • Введено понятие «адсорбция». 
  • Добавлены раздел «Бор и его соединения», понятие о биологической роли катионов металлов, об аммиачных комплексах серебра и меди. 
  • Включено понятие «предельно допустимая концентрация».

Химия, 10 класс

Базовый уровень

  • Новых разделов, тем, понятий не появилось. 

Углублённый уровень

  • Появилась тема «Стирол, его химические свойства. Полимеризация стирола», новые разделы «Галогенпроизводные углеводородов», «Простые эфиры». В раздел о полимерных материалах добавлено изучение состава натуральных, искусственных и синтетических волокон, методов утилизации и переработки пластика.

Химия, 11 класс 

Базовый уровень

  • Добавлены разделы: «Роль химии в обеспечении экологической, энергетической и пищевой безопасности, развитии медицины»; «Человек в мире веществ и материалов»; «Химия и здоровье человека: правила использования лекарственных препаратов, правила безопасного использования препаратов бытовой химии в повседневной жизни».

Углублённый уровень

  • Добавлены разделы: «Роль химии в обеспечении устойчивого развития человечества»; «Научные принципы организации химического производства»; «Химия и здоровье человека»; «Химия пищи»; «Косметические и парфюмерные средства. Бытовая химия»; «Химия в строительстве»; «Химия в сельском хозяйстве».

Изменения рабочей программы по биологии для 5–9 классов

Предметные результаты в обновлённых рабочих программах по биологии конкретизированы для каждого класса, выражены в деятельностной форме, тесно связаны с метапредметными и личностными результатами, а также развитием функциональной грамотности.

Рассмотрим особенности рабочей программы по биологии для основного общего образования по классам.

Биология, 5 класс

Изучение биологии в 5 классе предусмотрено на базовом уровне. Нагрузка в неделю – 1 час. Существенных изменений в программе нет. 

Для достижения предметных результатов особое внимание необходимо уделить изучению методологии эксперимента, а также вкладу отечественных учёных в развитие биологии.

Биология, 6 класс

В 6 классе биология изучается только на базовом уровне. Как и в программе 5 класса, предусмотрен 1 час в неделю.

Кроме особенностей строения растений, большой блок информации посвящён изучению процессов жизнедеятельности растений. Вводится понятие о космической роли растений, рассматриваются виды вегетативного размножения растений, закладываются основы селекции и биотехнологии растений.

Биология, 7 класс
 
В 7 классе изучение биологии возможно на базовом или углублённом уровнях: 1 час и 2 часа в неделю соответственно.
 
На базовом уровне в 7 классе изучаются все систематические группы растений, грибы, лишайники и бактерии.
 
Углублённый уровень в 7 классе включает основы цитологии и вирусологии, систематику растений, изучается строение, физиология и жизнедеятельность семенных растений.

Общими разделами и для базового, и для углублённого уровней являются эволюция и экология растений.

Биология, 8 класс

На базовом уровне изучения биологии в 8 классе предусмотрено 2 часа, на углублённом – 3 часа в неделю.
 
Программа углублённого уровня 8 класса начинается с изучения грибов и грибоподобных организмов (изучались на базовом уровне в 7 классе). В остальном основные изучаемые разделы зоологии совпадают.

Биология, 9 класс

Распределение количества часов на изучение биологии в 9 классе: 2 часа в неделю для базового уровня и 3 часа – для углублённого. 

Программа 9 класса полностью посвящена изучению организма человека. Кроме этого, в программе углублённого уровня подробно рассматриваются генетические законы, отдельные вопросы популяционной и медицинской генетики. Есть раздел, посвящённый изучению адаптаций организма человека к различным условиям среды.

Основные изменения в содержании математического образования с учётом новых ФГОС

ФРП по математике претерпела множество изменений. Назовём основные.

  • Содержание образования, соответствующее предметным результатам освоения ФРП, строго распределено по годам обучения. Переносить изучаемые темы из класса в класс (5-6, 7–9, 10-11 классы) (как могли делать авторы учебников в соответствии с прежней программой) нельзя, но допустимо локально перераспределять и переставлять элементы содержания внутри класса, увеличивать и уменьшать количество часов на темы, самостоятельно планировать количество контрольных работ.
  • В 7–9, а также в 10-11 классах, наряду с традиционными курсами «Алгебра» (в 10-11 классах – «Алгебра и начала математического анализв») и «Геометрия», включён самостоятельный курс «Вероятность и статистика», на релизацию которого предусмотрено выделение 1 часа дополнительно. Поэтому для изучения математики (базовый уровень) на уровне основного общего образования рекомендовано в 7–9 классах 6 часов в неделю, в 10 классе (базовый уровень) – 6 часов в неделю, в 11 классе (базовый уровень) – 4 часа в неделю (2 часа – «Алгебра и начала математического анализа», 1 час – «Геометрия», 1 час – «Вероятность и статистика»).

Изменения коснулись  содержания практически всех учебников по математике, алгебре и геометрии в каждом классе в той или иной степени. Важно понимать, что материал, изучаемый в курсе математики, относящийся к вероятности и статистике, не будет изучаться в курсах «Математика» (6 класс), «Алгебра» (7–9 классы) и «Алгебра и начала математического анализа» (10-11 классы).

Как изменятся учебники по истории

  • ФГОС определяют единый предмет «История», который делится на два учебных курса, начиная с 6-го класса: «Всеобщая история» (23 часа) и «История России» (45 часов). 
  • В 9 классе появляется новый учебный модуль «Введение в новейшую историю России». Обратите внимание, что в ФРП 2023 года на курс отводится 17 часов (в 2022 году было 14). 
  • Расширено содержание учебного материала. Приведём пример из истории 5 класса:
Древний Египет
ПООП ООО (2015) ФРП ООО (2022)
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды

Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян. Возникновение государственной власти. Объединение Египта. Управление государством (фараон, вельможи, чиновники). Положение и повинности населения. Развитие земледелия, скотоводства, ремесел. Рабы. Отношения Египта с соседними народами. Египетское войско. Завоевательные походы фараонов; Тутмос III. Могущество Египта при Рамсесе II. Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и гробницы. Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних египтян (астрономия, математика, медицина). Письменность (иероглифы, папирус). Открытие Ж. Ф. Шампольона. Искусство Древнего Египта (архитектура, рельефы, фрески)

  • Содержание 10-11 классов расширено и конкретизировано до современного этапа. К новому учебному году выпущен единый учебник, который вошёл в перечень ФПУ. 
  • В 10-11 классах предусмотрена возможность углублённого изучения истории (136 часов в год). Учебников углублённого уровня пока нет в наличии. 
  • Также на углублённом уровне предусмотрен повторительно-обобщающий курс «История России с древнейших времён до 1914 года» (34 часа).

Что изменится в учебниках по обществознанию

  • Содержательные разделы распределены по классам. Например, экономика изучается в 8 классе, а социальные отношения – в 9. В 10-11 классах порядок изучения материала также претерпел изменения.
Класс Содержательные разделы по ФРП (базовый уровень)
6 Человек и его социальное окружение. Общество, в котором мы живём
7 Социальные ценности и нормы. Человек как участник правовых отношений. Основы российского права
8 Человек в экономических отношениях. Человек в мире культуры
9 Человек в политическом измерении. Человек в системе социальных отношений. Человек в современном изменяющемся мире
10 Человек в обществе. Духовная культура. Экономическая жизнь общества
11 Социальная сфера. Политическая сфера. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации
  • Содержание материала также расширено. Появились темы, связанные с финансовой грамотностью, традиционными духовными ценностями российского народа и другие.
  • В 10-11 классах предусмотрена возможность углублённого изучения обществознания (136 часов в год). Интегративный курс предполагает изучение основ социальных наук (социальная философия, социальная психология, экономика, социология, политология, правоведение). Учебников углублённого уровня пока также нет в наличии.

Что делать учителям, пока новых учебников нет

  1. Если нет нужной темы в учебнике, обратитесь к электронным образовательным ресурсам (ЭОР). Обращайте внимание на источник: есть федеральный перечень ЭОР для школ.
  2. Можно пользоваться и существующими учебниками, даже если они пока не обновлены вслед за последней редакцией ФГОС. Но необходимо следить за содержанием практического материала, т.к., возможно, он содержит задания, связанные с темами, не изученными обучающимися на данный момент. 

Онлайн-сервис «Облако знаний» – надёжный помощник всех участников образовательного процесса. Контент отвечает требованиям новых ФГОС, темы соответствуют федеральным рабочим программам основного и среднего общего образования базового и углублённого уровней. 

Регистрируйтесь в «Облаке знаний» и пользуйтесь материалами платформы бесплатно.

Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»