Уроки по ФГОС • 04.10.2024
223

География, 9 класс. Машиностроение России

Предлагаем готовую разработку школьного урока, отвечающего требованиям ФГОС, с включением цифровых работ «Облака знаний».

Сценарий урока разработан на основе системно-деятельностного подхода, в приоритете – активное включение учащихся в учебную познавательную деятельность. Наши цифровые ресурсы помогут учителям провести урок в соответствии с содержанием федеральной рабочей программы, назначить цифровое домашнее задание, провести контрольную и практическую работы.

Готовый набор заданий различных форматов позволяет быстро подготовиться к занятию. Это существенно снижает нагрузку педагога, даёт больше времени на работу с классом и одновременно позволяет эффективно достигать образовательных результатов.

После регистрации в сервисе «Облако знаний» учителю можно будет не только посмотреть упомянутые на странице цифровые работы, но и назначить их ученикам класса.

Урок по географии на тему «Машиностроение России», 9 класс

Для проведения урока учитель составляет технологическую карту. В разделе «Общая информация по уроку» необходимо указать класс, место урока по тематическому планированию, тему, уровень изучения (базовый или углублённый), тип урока и планируемые результаты.

Если технологическая карта составляется для аттестации, открытых уроков, публикаций или обобщения педагогического опыта, необходимо добавить ключевые слова и краткое описание урока.

Фрагмент технологической карты урока:

Класс 9 класс
Тема Машиностроение России
Уровень изучения Базовый
Тип Урок освоения новых знаний и умений
Планируемые результаты
Личностные
  • Ценностное отношение к достижениям своей Родины.
  • Осознание проблем и задач экономического развития России, построение жизненных планов с учётом своего возможного вклада в их решение
Метапредметные
  • Регулятивные: ставить цели и задачи урока; контролировать их достижение; осуществлять рефлексию учебной деятельности на уроке.
  • Коммуникативные: участвовать во фронтальном и групповом обсуждении материала; формулировать суждения, выражать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство мнений.
  • Познавательные: извлекать и анализировать информацию из разных источников (текст, карта, диаграмма); выявлять функциональные связи в процессе решения познавательных и практико-ориентированных задач; осуществлять поисковые запросы в Интернете
Предметные
  • Знать и называть состав машиностроительного комплекса, факторы размещения машиностроительных предприятий.
  • Характеризовать место России в мировом производстве машиностроительной продукции; роль машиностроения в реализации политики импортозамещения в России, основные положения государственной стратегии его развития.
  • Выявлять факторы, повлиявшие на размещение конкретных машиностроительных предприятий на территории России
Ключевые слова Машиностроительный комплекс, тяжёлое машиностроение, общее машиностроение, точное машиностроение, факторы размещения, специализация и кооперирование, импортозамещение
Краткое описание

Урок с использованием ЭОР:

Мотивация и целеполагание

Учитель начинает урок с демонстрации 1-й сцены самостоятельной работы «Облака знаний» по теме «Машиностроение».

Вопрос к учащимся: Какие из изображённых на фотографиях предметов являются продукцией машиностроения, а какие – нет? (Задание параметризованное, есть несколько вариантов изображений.)

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Машиностроение»

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Машиностроение»

Учащимся предлагается сделать обобщение и сформулировать, что же является продукцией машиностроения (разнообразные технические устройства, имеющие в своей основе какой-то механизм, выполняющие определенную работу).

Учитель обращает внимание на разнообразие продукции машиностроения, её использование в самых разных сферах производства и быта и при этом определённое сходство технологических процессов, позволяющих рассматривать все эти производства в составе одного межотраслевого комплекса.

Учащиеся формулируют тему, цель и задачи урока:

  • Установить отраслевой состав машиностроительного комплекса.
  • Оценить состояние и проблемы развития машиностроительного комплекса России.
  • Определить факторы размещения предприятий машиностроения.
  • Познакомиться с размещением отраслей машиностроения и выяснить, где производятся некоторые известные виды продукции.

На данном уроке решаются первые три задачи.

Освоение нового материала (с поэтапным закреплением)

Задача 1. Состав машиностроительного комплекса (работа с опорным конспектом «Облака знаний»).

Учитель предлагает рассмотреть схему в нижней части конспекта, обсуждается основание для предложенной группировки отраслей машиностроения. (Какие отрасли входят в каждую группу и почему она получила такое название?)

Можно попросить учащихся предложить свою группировку. (Как бы вы сгруппировали отрасли машиностроения?)

Опорный конспект по теме «Машиностроение»

Опорный конспект по теме «Машиностроение»

Выполняется промежуточное закрепление материала: задание 2 из самостоятельной работы по теме «Машиностроение».

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Машиностроение»

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Машиностроение»

Задача 2. Дискуссия о состоянии и уровне развития машиностроения в России.

Учитель предлагает учащимся высказать своё мнение об уровне развития отечественного машиностроения: Все ли отрасли машиностроения есть в России? Какие виды продукции отечественного машиностроения известны в мире? Чем мы можем гордиться?

В развитие темы и для подкрепления аргументации точными фактами учащиеся выполняют задание 3 из самостоятельной работы по теме «Машиностроение».

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Машиностроение»

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Машиностроение»

Результатом дискуссии является определение проблем машиностроительного комплекса России.

Учащиеся знакомятся с основными стратегическими положениями развития машиностроительного комплекса России на период до 2030 года (самостоятельная работа по теме «Машиностроение», задание 6).

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Машиностроение»

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Машиностроение»

Задача 3. Определение факторов развития машиностроения.

На этом этапе целесообразно вновь обратиться к опорному конспекту по теме «Машиностроение».

Учащиеся выписывают в тетрадь факторы размещения машиностроения.

Для знакомства с понятиями «специализация» и «кооперирование» в машиностроении выполняется задание 4 самостоятельной работы.

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Машиностроение»

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Машиностроение»

Применение новых знаний и умений

Групповая практическая работа – «Выявление факторов, повлиявших на размещение машиностроительного предприятия (по выбору)». В качестве материала для её выполнения может служить задание 5 самостоятельной работы по теме «География важнейших отраслей машиностроительного комплекса». (Задание параметризованное, 3 варианта)

Учащиеся должны установить, где находится данное предприятие, и объяснить, какие факторы определили его размещение в данном месте.

Фрагмент самостоятельной работы по теме «География важнейших отраслей машиностроительного комплекса»

Фрагмент самостоятельной работы по теме «География важнейших отраслей машиностроительного комплекса»

Подведение итогов урока

Рефлексия:

Какие задачи были поставлены на урок? Все ли они выполнены? Какие факты были для вас новыми? Какие трудности возникали при выполнении заданий?

Домашнее задание:

  • опорный конспект;
  • выбрать любое машиностроительное предприятие России (найти в Интернете) и объяснить его размещение по примеру выполненного в классе задания.

Материал подготовлен методистом «Облака знаний» Светланой Смирновой

Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»