Предлагаем готовую разработку школьного урока, отвечающего требованиям ФГОС, с включением цифровых работ «Облака знаний». Раздел ФРП «Функциональные разновидности языка».
Сценарий урока разработан на основе системно-деятельностного подхода, в приоритете – активное включение учащихся в учебную познавательную деятельность. Наши цифровые ресурсы помогут учителям провести урок в соответствии с содержанием федеральной рабочей программы, назначить цифровое домашнее задание, провести контрольную и лабораторную работы.
Готовый набор заданий различных форматов позволяет быстро подготовиться к занятию. Это существенно снижает нагрузку педагога, даёт больше времени на работу с классом и одновременно позволяет эффективно достигать образовательных результатов.
После регистрации в сервисе «Облако знаний» учителю можно будет не только посмотреть упомянутые на странице цифровые работы, но и назначить их ученикам класса.
Урок по русскому языку на тему «Функциональные разновидности языка», 9 класс
Учитель создаёт технологическую карту во время подготовки к уроку. В разделе «Общая информация по уроку» он указывает класс, место урока в учебном плане, тему, уровень сложности (базовый или продвинутый), тип занятия и предполагаемые результаты.
Если карта готовится для аттестации, открытых уроков, публикаций или обобщения педагогического опыта, необходимо также добавить ключевые слова и краткое описание урока.
Фрагмент технологической карты для урока по теме «Функциональные разновидности языка», 9 класс:
Класс | 9 класс |
Тема | Функциональные разновидности языка |
Уровень изучения | Базовый |
Тип | Урок освоения новых знаний и умений |
Планируемые результаты | |
Личностные |
|
Метапредметные |
|
Предметные |
|
Ключевые слова | Коммуникация, общение, речь, язык, функциональные стили речи, функциональные разновидности языка |
Краткое описание |
Урок с использованием ЭОР:
|
Мотивация
Этап мотивации на уроке – это начальный этап занятия, который направлен на создание у учеников интереса к теме урока и осознание её значимости. Этот этап важен, потому что он помогает настроить учеников на продуктивную работу, повысить их вовлечённость и активность на протяжении всего урока.
Этот этап важен, так как онпомогает ученикам сконцентрироваться на теме урока, а такжепонять, зачем им нужно знать данный материал и как он может пригодиться в реальной жизни.
Мотивированные ученики более активно участвуют в уроке, задают вопросы, делятся своими мыслями и идеями. Задания, направленные на повышение мотивации, могут разбудить интерес и желание изучать новый материал.
Начать обсуждение о важности знания функциональных разновидностей языка помогут решить задания из самостоятельной работы по теме «Функциональные разновидности языка».
Актуализация знаний
Этап актуализации знаний на уроке направлен на то, чтобы вспомнить и систематизировать знания и умения, полученные ранее, которые необходимы для освоения нового материала. Это важный этап, так как он помогает установить связь между уже известными ученикам фактами и новой информацией, облегчает понимание и усвоение новых знаний, делает процесс обучения более осмысленным и последовательным, а также позволяет учителю определить, какие аспекты требуют дополнительного внимания, какие темы нуждаются в повторении или уточнении.
Вспомнить, какие функциональные разновидности языка существуют, поможет интерактивная презентация.
Целеполагание
- Учитель вместе с учениками формулируют цели урока:
- изучить функциональные разновидности языка;
- проанализировать характерные особенности каждого изфункциональных разновидностей языка.
Освоение нового материала
Этап освоения нового материала – это ключевой момент урока, на котором обучающиеся знакомятся с новыми знаниями, понятиями, принципами или навыками. На этом этапе учитель представляет новый материал, объясняет его, демонстрирует примеры и обеспечивает активное участие учащихся в процессе обучения.Новый материал становится основой для последующих тем и уроков.
Проверка первичного усвоения
После изучения нового материала учитель приступает к оценке понимания, чтобы определить, насколько хорошо ученики усвоили информацию. Этот этап включает выполнение заданий и ответов на вопросы, которые связаны с изученным материалом, и помогает оценить успешность предыдущих этапов обучения и выявить возможные пробелы в знаниях учащихся.
Целью этого этапа является не только проверка усвоения материала, но и выявление тем или понятий, которые вызвали затруднения и требуют дополнительного внимания. Учащиеся могут работать над различными типовыми заданиями по новому материалу в формате фронтальной работы, работы в группах или парах. Важно, чтобы ученики объясняли вслух свои действия и обосновывали их, что помогает углубить понимание материала, развивать навыки объяснения и анализа.
Такой подход способствует более глубокому усвоению информации и овладению новыми навыками. Интерактивная презентация может существенно помочь в этом процессе, предоставляя визуальные и динамичные средства для проверки и закрепления знаний.
Применение знаний
Применение знаний на практике является следующим этапом урока. На этом этапе ученики используют свои новые знания в разнообразных ситуациях, выполняя различные задания под руководством учителя. Учитель в этом процессе выступает в роли наставника, обеспечивая поддержку и направляя учеников, чтобы они могли эффективно применять усвоенные знания на практике. Этот этап важен, потому что он помогает учащимся закрепить новые знания, увидеть их реальную ценность и развить навыки, которые пригодятся в дальнейшем обучении и в реальной жизни. В процессе выполнения практических заданий ученики учатся адаптировать теоретические знания к конкретным ситуациям, что способствует более глубокому и осмысленному усвоению материала. Учитель наблюдает за процессом, предоставляет необходимые разъяснения, корректирует ошибки и поддерживает учеников, помогая им преодолевать трудности и успешно справляться с заданиями. Этот этап также стимулирует самостоятельное мышление и развивает уверенность в своих силах, поскольку учащиеся видят результаты своих усилий и могут применять полученные знания для решения практических задач.
На этом этапе целесообразно поработать над анализом каждого из функциональных стилей (с применением самостоятельной работы и интерактивной презентации на тему «Функциональные разновидности языка»).
Проверка
Этап проверки приобретенных знаний, умений и навыков начинается с краткого повторения основной информации, изученной на уроке. Учитель может воспользоваться опорным конспектом или обобщить ключевые моменты обсужденной темы. Это поможет учащимся закрепить материал, вспомнить основные аспекты урока и убедиться в своем понимании.
Таким образом учитель и учащиеся могут лучше оценить уровень понимания, выявить слабые места и подготовиться к дальнейшей работе над темой.
Этот этап урока позволяет как учителю, так и ученикам оценить уровень усвоения материала, выделить сильные и слабые стороны и спланировать дальнейшие шаги в обучении для достижения лучших результатов.
Подведение итогов
Обсуждение итогов урока способствует более глубокому пониманию материала, так как позволяет учащимся обобщить и закрепить полученные знания. Кроме того, такой процесс стимулирует рефлексию, что является важным элементом эффективного обучения. Когда учащиеся размышляют о своём обучении, анализируют свои действия и результаты, они становятся более осознанными и ответственными за свой учебный процесс. Учитель в этом процессе играет роль модератора, направляя обсуждение, задавая вопросы и поддерживая активное участие всех учеников. Это создаёт атмосферу сотрудничества и взаимопонимания, где каждый ученик чувствует себя услышанным и значимым. В результате подведение итогов становится не просто формальным завершением урока, а важным этапом, который помогает учащимся глубже понять и закрепить изученный материал, а также развивает навыки самооценки и критического мышления
Выдача домашнего задания
Завершает урок выдача домашнего задания. В качестве домашнего задания могут быть назначен опорный конспект для закрепления изученного теоретического материала и самостоятельная работа по теме «Функциональные разновидности языка» (учитель может исключить из работы те задания, которые выполнялись на уроке).
Материал подготовлен методистом «Облака знаний» Еленой Огрызко.