Уроки по ФГОС • 26.02.2024
477

Химия, 9 класс (углублённый уровень). Оксиды фосфора, ортофосфорная кислота, фосфаты. Галогениды фосфора (III, V)

Предлагаем готовую разработку урока, отвечающего требованиям ФГОС, с включением цифровых работе «Облака знаний». Раздел ФРП «Неметаллы и их соединения», подраздел «Общая характеристика химических элементов VA-группы. Азот, фосфор и их соединения».

Сценарий урока разработан на основе системно-деятельностного подхода, в приоритете – активное включение учащихся в учебную познавательную деятельность. Наши цифровые ресурсы помогут учителям провести урок в соответствии с содержанием федеральной рабочей программы, назначить цифровое домашнее задание, провести контрольную и лабораторную работы.

Готовый набор заданий различных форматов позволяет быстро подготовиться к занятию. Это существенно снижает нагрузку педагога, даёт больше времени на работу с классом и одновременно позволяет эффективно достигать образовательных результатов.

После регистрации в сервисе «Облако знаний» учителю можно будет не только посмотреть упомянутые на странице цифровые работы, но и назначить их ученикам класса.

Урок по химии на тему «Оксиды фосфора, ортофосфорная кислота, фосфаты. Галогениды фосфора (III, V)», 9 класс (углублённый уровень)

Для проведения урока учитель составляет технологическую карту. В разделе «Общая информация по уроку» необходимо указать класс, место урока по тематическому планированию, тему, уровень изучения (базовый или углублённый), тип урока и планируемые результаты.

Если технологическая карта составляется для аттестации, открытых уроков, публикаций или обобщения педагогического опыта, необходимо добавить ключевые слова и краткое описание урока.

Фрагмент технологической карты для урока по теме «Оксиды фосфора, ортофосфорная кислота, фосфаты. Галогениды фосфора (III, V)», 9 класс (углублённый уровень):

Класс 9 класс
Тема урока Оксиды фосфора, ортофосфорная кислота, фосфаты. Галогениды фосфора (III, V)
Уровень изучения Углублённый
Тип урока Урок освоения новых знаний и умений
Планируемые результаты
Личностные
  • Познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по химии.
  • Интерес к обучению и познанию, любознательность.
  • Мировоззренческие представления о веществе и химической реакции, соответствующие современному уровню развития науки и необходимые для понимания сущности научной картины мира
Метапредметные
  • Познавательные: использовать приёмы логического мышления при освоении знаний, раскрывать смысл химических понятий (выделять их существенные признаки, устанавливать взаимосвязь с другими понятиями); устанавливать причинно-следственные связи между объектами изучения; применять в процессе познания понятия (предметные и метапредметные), символические (знаковые) модули, используемые в химии, преобразовывать модельные представления – химический знак, химическая формула и уравнение химической реакции – при решении учебных задач; с учётом этих модельных представлений характеризовать изучаемые вещества и химические реакции.
  • Исследовательские: применять методы научного познания веществ и явлений на эмпирическом и теоретическом уровнях в учебной познавательной деятельности.
  • Работа с информацией: ориентироваться в различных источниках информации (интерактивные схемы, видеофрагменты), отбирать и интерпретировать информацию, значимую для решения учебной задачи.
  • Коммуникативные: вести диалог по существу обсуждаемой темы, формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи.
  • Регулятивные: самостоятельно определять цель деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач
Предметные
  • Проводить расчёты по уравнению химической реакции, вычислять относительную молекулярную массу
  • Раскрывать сущность процессов гидролиза и окислительно-восстановительных реакций
  • Проводить реакции, подтверждающие качественный состав фосфатов
Ключевые слова Оксиды фосфора; ортофосфорная кислота; фосфаты; галогениды фосфора
Краткое описание

Урок с использованием ЭОР:

Место урока в учебном плане Урок № 58 в учебном плане (январь – февраль)

На начальном этапе урока учитель создаёт мотивационный момент, формулирует конкретную учебную установку, ставит вопрос, предлагает выполнить задание, сообщает интересный факт. Это мотивирует мыслительную деятельность школьника.

Фрагмент интерактивной презентации по теме «Оксиды фосфора, ортофосфорная кислота, фосфаты. Галогениды фосфора (III, V)»

Фрагмент интерактивной презентации по теме «Оксиды фосфора, ортофосфорная кислота, фосфаты. Галогениды фосфора (III, V)»

Перейти к работе 

На этапе актуализации знаний учитель решает важную задачу по подготовке учеников к усвоению нового материала и создаёт связь между предыдущими уроками и текущим учебным контентом. Этот этап помогает ученикам вспомнить ранее изученный материла, создавая основу для изучения новой темы. Актуализацию опорных знаний можно проводить с использованием самостоятельной работы «Облака знаний» по ранее изученным темам.

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Фосфор и его свойства»

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Фосфор и его свойства»

Перейти к работе

На этапе целеполагания урока учитель формулирует конкретные цели и ожидания от урока, устанавливает задачи, которые помогут достичь поставленных целей, обеспечивает ясное понимание того, что ученики должны вынести из урока, создаёт основу для последующих этапов урока, ориентируясь на цели и задачи.

Освоение нового материала – это ключевой этап урока, на котором учитель представляет ученикам новую информацию и помогает усвоить её. Для представления нового учебного материала можно использовать учебные материалы сервиса «Облако знаний». Например, фронтальная работа с решением заданий на составление химических формул оксида фосфора и его галогенидов способствует повышению эффективности взаимодействия учителя и учеников, стимулирует вовлечённость учеников на уроке, развивает их самостоятельность.

Фронтальная работа с заданием из самостоятельной работы по теме «Оксиды фосфора, ортофосфорная кислота, фосфаты. Галогениды фосфора (III, V)»

Фронтальная работа с заданием из самостоятельной работы по теме «Оксиды фосфора, ортофосфорная кислота, фосфаты. Галогениды фосфора (III, V)»

Перейти к работе

Стимулирует познавательную деятельность и фронтальная работа с интерактивной схемой, при изучении которой ученики самостоятельно знакомятся с новым материалом.

Фронтальная работа с заданием из самостоятельной работы по теме «Оксиды фосфора, ортофосфорная кислота, фосфаты. Галогениды фосфора (III, V)»

Фронтальная работа с заданием из самостоятельной работы по теме «Оксиды фосфора, ортофосфорная кислота, фосфаты. Галогениды фосфора (III, V)»

Перейти к работе

Завершает этап освоения нового материала проверка первичного усвоения: учитель проводит оценку того, насколько ученики поняли и усвоили новый материал. Учитель задаёт вопросы, связанные с представленным материалом, просит учеников дать на них ответы. Это помогает оценить уровень их понимания и внимания на предыдущих этапах урока. Также можно предложить ученикам небольшие проверочные задания, чтобы оценить их знания.

Кроме того, на данном этапе урока необходимо оказывать индивидуальную поддержку и консультацию тем ученикам, которые испытывают затруднения или нуждаются в дополнительной помощи.

Фронтальная работа с заданиями из самостоятельной работы по теме  «Оксиды фосфора, ортофосфорная кислота, фосфаты. Галогениды фосфора (III, V)»

Фронтальная работа с заданиями из самостоятельной работы по теме «Оксиды фосфора, ортофосфорная кислота, фосфаты. Галогениды фосфора (III, V)»

Перейти к работе

Следующий этап урокаприменение знаний, в том числе в новых ситуациях. Возможные виды деятельности на данном этапе: решение задач, выполнение заданий. Учитель при этом играет роль наставника, направляя учеников в процессе применения усвоенных знаний. Выполняя задание, учащиеся знакомятся с качественной реакцией на фосфат-ионы, при этом применяют полученные ранее знания по составлению реакций ионного обмена.

Фрагмент самостоятельной работы по теме  «Оксиды фосфора, ортофосфорная кислота, фосфаты. Галогениды фосфора (III, V)»

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Оксиды фосфора, ортофосфорная кислота, фосфаты. Галогениды фосфора (III, V)»

Перейти к работе

Решение задач на количественные расчёты по уравнению химической реакции позволит не только вспомнить ранее изученные навыки, но и закрепить материал, изученный на уроке.

Фрагмент самостоятельной работы по теме  «Оксиды фосфора, ортофосфорная кислота, фосфаты. Галогениды фосфора (III, V)»

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Оксиды фосфора, ортофосфорная кислота, фосфаты. Галогениды фосфора (III, V)»

Перейти к работе

В урочную деятельность необходимо включать задания на развитие функциональной грамотности.

Задание направлено на изучения учащимися практического применения соединений азота и фосфора. Задание «Минеральное питание растений» учит школьников применять {C}{C}<!--noindex-->знания{C}{C}<!--/noindex-->, полученные на различных уроках, для решения жизненной ситуации

Задание направлено на изучения учащимися практического применения соединений азота и фосфора. Задание «Минеральное питание растений» учит школьников применять {C}{C}<!--noindex-->знания{C}{C}<!--/noindex-->, полученные на различных уроках, для решения жизненной ситуации

Перейти к работе

Этап проверки приобретённых знаний, умений и навыков учитель начинает с краткого обзора материала, изученного на уроке. Здесь полезным может быть опорный конспект по теме урока.

Фронтальная работа с интерактивным опорным конспектом по теме  «Оксиды фосфора, ортофосфорная кислота, фосфаты. Галогениды фосфора (III, V)»

Фронтальная работа с интерактивным опорным конспектом по теме «Оксиды фосфора, ортофосфорная кислота, фосфаты. Галогениды фосфора (III, V)»

Перейти к работе

Затем проводится тестирование для проверки знаний, по итогам тестирования учитель подчёркивает правильные ответы и объясняет ошибки. Ученики могут принимать участие в процессе самооценки, оценивая свои собственные знания и умения в контексте урока.

Данный этап позволяет учителю и ученикам оценить уровень усвоения материала, выявить сильные и слабые стороны, а также спланировать последующие шаги в обучении для достижения лучших результатов.

На этапе подведения итогов учитель доступными и целесообразными методами организует в классе рефлексию по достигнутым, либо недостигнутым образовательным результатам. Учитель даёт возможность ученикам выразить свои мысли и впечатления о прошедшем занятии.

Завершает урок выдача домашнего задания. В качестве домашнего задания можно назначить завершить виртуальную лабораторную работу, если ученики не успели выполнить её на уроке, а также можно назначить задания из самостоятельной работа.

Материал подготовлен методистом «Облака знаний» Еленой Шаповаловой

Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»