- Основной задачей первой пятилетки (1928–1932) было создание фундамента советской тяжёлой промышленности. Задача решалась путём гигантских строек:
- ДнепроГЭС – обеспечение электроэнергией Украины, что способствовало дальнейшему строительству заводов в этом регионе;
- Горьковский автозавод, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы – производство техники для сельского хозяйства, также производили танки;
- ТуркСиб – железная дорога, связавшая Сибирь и Среднюю Азию;
- Московский метрополитен – первое метро в стране, решение транспортных проблем в столице.
- Особенности: сверхконцентрация производства, развитие на основе традиционных промышленных центров (Москва, Донбасс, Нижний Новгород).
- В ходе строек первой пятилетки использовались западные технологии и оборудование, работали иностранные инженеры. Широко использовался принудительный труд заключённых лагерей системы ГУЛАГа (Беломорско-Балтийский канал, канал им. Москвы). Крупнейшие стройки активно пропагандировались в СМИ и искусстве.

Открытие Московского метро